Формы и методы налогового контроля в Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 16:46, реферат
Описание работы
Одной из основополагающих категорий налогового права является категория “налогового контроля”, определяющая основу государственного управления в сфере налогообложения. При современном уровне правового регулирования налоговый контроль является сформировавшимся самостоятельным правовым институтом. В данное время в Российской Федерации основным органом занимающимся непосредственно налоговым контролем является Министерство по налогам и сборам. Согласно статье 3 Федерального закона «О налоговых органах Российской Федерации» Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов сборов.
Содержание работы
Введение 1. Понятие налогового контроля 2. Элементы налогового контроля 3. Контрольно налоговые правоотношения 4.Заключение 5.Список использованной литературы
Одной из основополагающих
категорий налогового права является
категория “налогового контроля”, определяющая
основу государственного управления в
сфере налогообложения.
При современном уровне правового
регулирования налоговый контроль является
сформировавшимся самостоятельным правовым
институтом.
В данное время в Российской
Федерации основным органом занимающимся
непосредственно налоговым контролем
является Министерство по налогам и сборам.
Согласно статье 3 Федерального закона
«О налоговых органах Российской Федерации»
Налоговые органы в своей деятельности
руководствуются Конституцией Российской
Федерации, Налоговым кодексом Российской
Федерации и другими федеральными законами,
настоящим Законом и иными законодательными
актами Российской Федерации, нормативными
правовыми актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской
Федерации, а также нормативными правовыми
актами органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, принимаемыми
в пределах их полномочий по вопросам
налогов сборов.
Налоговый контроль входит
в те сферы, которые охватываются финансовым
контролем.
Финансовый контроль в соответствии с финансовым
правом - это система институтов, инструментов
и методов по проверке законности и целесообразности
действий в сфере образования, распределения
и использования денежных фондов государства
и органов местного самоуправления, одна
из форм государственного контроля, способствующая
обеспечению законности, охране собственности,
правильному, эффективному и экономному
использованию бюджетных, заемных и собственных
средств, помогающая вскрыть нарушения
финансовой дисциплины. Финансовым контролем
охватываются как сфера образования денежных
фондов государства, так и сфера распределения
и использования государственных денежных
средств.
Налоговый контроль осуществляется
в сфере отношений, складывающихся в процессе
уплаты налогов и сборов, вплоть до момента
зачисления налоговых доходов на счета
бюджетов, т.е. охватывать все действия
банков по исполнению ими платежных поручений
налогоплательщиков (налоговых агентов
или плательщиков сборов).
Налоговый контроль, осуществляемый
налоговыми органами, представляет собой
фактически первый, начальный этап налогового
расследования во всей системе выявления
и расследования налоговых преступлений.
В данной курсовой работе я
ставлю задачу раскрыть определение налогового
контроля, охарактеризовать налоговый
контроль и контрольно налоговые правоотношения,
а также показать актуальность выбранной
мной темы.
1. Понятие налогового
контроля
Принципы налогового
контроля
Принцип есть научное или нравственное
начало, основание, правило, основа, от
которой не отступают.
Правовой принцип концентрирует
в себе общеобязательное для всех требование,
оформляющее базовую идею какого-либо
явления. При этом свойство общеобязательности
он приобретает лишь тогда, когда происходит
его юридическое закрепление в нормативных
актах, т. е. когда принцип приобретает
правовой характер.
Принципы налогового контроля
можно определить как базовые правовые
положения, определяющие организацию
и эффективное осуществление налогового
контроля, которыми должны руководствоваться
субъекты налогового контроля при осуществлении
ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения.
Одной из групп принципов проведения
налоговых проверок являются общеправовые,
конституционные принципы, которые пронизывают
всю правовую систему России, и, естественно,
присущи нормативному регулированию налоговых
проверок. К группе общеправовых принципов,
характерных для регулирования налоговых
проверок, можно отнести следующие принципы:
1) законность.
2) юридическое равенство.
3) приоритет защиты прав
и интересов налогоплательщиков.
4) гласность.
5) ответственность.
1. Принцип законности.
В общем плане принцип законности фиксирует
необходимость строгого соблюдения требований
законов и основанных на них предписаний
иных правовых актов всеми субъектами
права. Прежде всего, требования этого
принципа вытекают из содержания ст.1 Конституции
Российской Федерации, определившей Российскую
Федерацию в качестве правового государства,
закрепившей, что «Органы государственной
власти, органы местного самоуправления,
должностные лица, граждане и их объединения
обязаны соблюдать Конституцию Российской
Федерации и законы» ч.2 ст.15 К РФ.
В отношениях, возникающих при
проведении налогового контроля, принцип
законности проявляется в том, что права
и обязанности налогоплательщиков, налоговых
органов и иных участников налоговых правоотношений,
а также формы и методы налогового контроля
устанавливаются исключительно нормами
Налогового кодекса РФ пп.4, 5 п.2 ст.1 НК
РФ. Так же налогоплательщикам предоставляют
право не выполнять неправомерные акты
и требования налоговых органов и их должностных
лиц, не соответствующие Налоговому кодексу
или иным федеральным законам, и требовать
от должностных лиц налоговых органов
соблюдения предписаний законодательства
о налогах и сборах пп. 10,11 п.1 ст.21 НК РФ
. Кроме того, на налоговые органы возлагается
обязанность соблюдать законодательство
о налогах и сборах и осуществлять контроль
за его соблюдением и за соблюдением принятых
в соответствии с ним нормативных правовых
актов пп.1 и 2 п.1 ст.32 НК РФ. Именно принцип
законности требует обязательного указания
в акте проверки на те конкретные нормы
законодательства о налогах и сборах,
нарушение которых вменяется налогоплательщику.
2. Принцип юридического
равенства. Статья 19 Конституции Российской
Федерации устанавливает равенство всех
перед законом и судом. Государство также
гарантирует равенство прав и свобод человека
и гражданина независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.
Запрещаются любые формы ограничения
прав граждан по признакам социальной,
расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности.
Следовательно, в соответствии
с конституционно-правовым принципом
юридического равенства, при принятии
нормативных актов, регулирующих порядок
осуществления компетентными специализированными
службами контроля в области налогообложения,
(к их числу относятся только налоговые
и таможенные органы, органы государственных
внебюджетных фондов и налоговой полиции
ст.ст. 30, 36, 82 НК РФ), не могут устанавливаться
какие-либо особые условия осуществления
контрольных мероприятий.
3. Принцип приоритета
защиты прав и интересов налогоплательщиков.
Согласно Конституции Российской Федерации
человек, его права и свободы являются
высшей ценностью. В законодательной и
правоприменительной деятельности любых
органов и должностных лиц их приоритетность
должна признаваться, соблюдаться и защищаться
- это конституционная обязанность государства.
Поскольку права и свободы человека и
гражданина являются непосредственно
действующими ст. 18 К РФ, именно они в первую
очередь должны определять смысл, содержание
и применение законов всеми агентами государства,
а органы правосудия обязаны гарантировать
приоритетность реализации и защиты законных
интересов, прав и свобод человека в деятельности
органов всех ветвей власти ст. 2 К РФ. Таково
юридическое содержание конституционно-правового
принципа приоритетности защиты законных
прав и интересов человека и гражданина.
В области налоговых проверок
требования данного принципа проявляются
в том, что при их проведении доступ должностных
лиц налоговых органов в жилые помещения
помимо или против воли проживающих в
них физических лиц допускается только
на основании судебного решения или в
случаях, прямо оговоренных нормами федеральных
законов п.5 ст.91 НК РФ. Кроме того, на должностных
лиц налоговых органов возлагается обязанность
корректно и внимательно относиться к
налогоплательщикам и их представителям,
не унижать их честь и достоинство п.3 ст.33
НК РФ.
4. Принцип гласности.
Принцип гласности требует обеспечения
открытости и доступности деятельности
государственных органов для всех заинтересованных
организаций и граждан, а также возможности
получения ими информации в установленном
законом порядке.
Данный принцип складывается
из нескольких составляющих правомочий.
Прежде всего, речь идет о праве свободно
искать, получать, передавать, производить
и распространять информацию любым законным
способом. Исключение составляют лишь
сведения, составляющие государственную
тайну, перечень которых определяется
федеральным законом ч.4 ст.29 К РФ. Во-вторых,
это - свобода массовой информации ч.5 ст.29
К РФ. И, в-третьих, обязанность государства
официально публиковать законы.
В сфере налогообложения принцип
гласности реализуется, в частности, в
двух основных требованиях: 1) Официальной
публикации актов законодательства о
налогах и сборах п.1 ст.5 НК РФ и сведений
о действующих на территории Российской
Федерации региональных и местных налогах
и сборах ч.2 ст.16 НК РФ. 2) Исполнения налоговыми
органами своих обязанностей по информированию
налогоплательщиков о действующих налогах
и сборах и даче разъяснений о порядке
исчисления и уплаты налогов и сборов
пп.4 п.1 ст.32 НК . В ходе налоговых проверок
налоговые органы также имеют целый ряд
обязанностей по информированию налогоплательщиков
о проведении мероприятий налогового
контроля, в частности при проведении
экспертизып.п.6, 7, 9 ст.95 НК РФ .
5. Принцип ответственности.
Принцип ответственности заключается
в том, что к лицу, совершившему правонарушение,
применяются меры правовой ответственности.
Данный принцип является основополагающим
для института ответственности за совершение
налоговых правонарушений.
В области налогового контроля
требования рассматриваемого принципа
находят отражение в двух видах ответственности:
1) ответственности налогоплательщиков,
налоговых агентов, и иных лиц, участвующих
в налоговой проверке; 2) ответственности
проводящего проверку налогового органа
и его должностных лиц. Закон РФ № 4866-1
от 27.04.93
Налоговым кодексом устанавливается
ответственность налогоплательщиков
и налоговых агентов за непредставление
налоговому органу сведений, необходимых
для осуществления налогового контроля
ст.126 НК РФ. Свидетелей - за неявку или
уклонение от явки без уважительных причин
ст.128 НК РФ. Экспертов, переводчиков и
специалистов - за отказ от участия в проведении
налоговой проверки, дачу заведомо ложного
заключения или осуществление заведомо
ложного перевода ст.129 НК РФ.
Виды налогового
контроля
Классификации видов налогового
контроля полностью определяться характеристикой
того элемента налогового контроля, который
будет являться основой для классификации.
1. По времени
проведения:
1.1 Предварительный
налоговый контроль - предшествует совершению
проверяемых финансово-хозяйственных
операций.
1.2 Текущий или
оперативный контроль - осуществляется налоговыми
органами в процессе осуществления налогоплательщиками
финансово-хозяйственных операций и представляет
собой проверку правильности их отражения
в бухгалтерском (налоговом) учете.
1.3 Последующий
контроль - сводится к проверке финансово-хозяйственных
операций за истекший период времени.
2. По объекту:
2.1 Комплексный
контроль - охватывает вопросы правильности
исчисления, удержания, уплаты и перечисления
всех видов налогов, в отношении которых
у налогоплательщика имеются соответствующие
обязанности.
2.2 Тематический
контроль - ограничивается проверкой
правильности исчисления, удержания, уплаты
и перечисления отдельных видов налогов,
применения льгот.
3. По характеру
контрольных мероприятий:
3.1 Плановый контроль - подчинен определённому планированию.
3.2 Внеплановый (внезапный)
контроль - осуществляется в случае внезапно
возникшей необходимости.
4. По методу
проверки документов:
4.1 Сплошной контроль - основывается на проверке
всех документов и записей в регистрах
бухгалтерского учета за продолжительный
период времени.
4.2 Выборочный
контроль - предусматривает проверку
первичных документов за один или несколько
месяцев.
5 По месту проведения:
5.1 Камеральный
контроль - проводится по месту нахождения
налогового органа.
5.2 Выездной контроль - осуществляется по месту нахождения
налогоплательщика.
6 По источнику данных:
6.1 Документальный
контроль - основан на изучении данных
о проверяемом объекте, содержащихся в
учетных документах.
6.2 Фактический
контроль - учитывает все источники информации
и доказательства, в том числе показания
свидетелей, результаты обследования,
заключения экспертов и т.д.
7 По периодичности
проведения:
7.1 Первоначальными следует признать
контрольные мероприятия, проводимые
в отношении какого-либо налогоплательщика
впервые в течение календарного года.
7.2 Повторность же возникает в
том случае, когда за этот период осуществляются
две и более выездных налоговых проверок
по одним тем же налогам, подлежащим уплате
или уплаченным налогоплательщиком за
один и тот же период.
Рассмотрим подробнее классификацию
видов налогового контроля различающихся по месту проведения.
1. Камеральная
налоговая проверка. Форма налоговой проверки,
не предусматривающая выхода сотрудников
налоговых инспекций непосредственно
на объекты. Проверка осуществляется в
налоговом органе на основе налоговых
деклараций и документов, представленных
налогоплательщиком, а так же других документов,
имеющихся у налоговой службы. Она проводится
уполномоченными должностными лицами
в соответствии с их служебными обязанностями
без какого-либо специального решения
руководителя налогового органа.
Срок проведения камеральной
налоговой проверки ограничен тремя месяцами
со дня представления налоговой декларации
и документов, служащих основанием для
исчисления и уплаты налога. При проведении
контроля налоговый орган вправе истребовать
у налогоплательщика дополнительные сведения,
получить документы, подтверждающие правильность
исчисления и своевременность уплаты
налогов.