Формы и методы налогового контроля в Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 16:46, реферат
Описание работы
Одной из основополагающих категорий налогового права является категория “налогового контроля”, определяющая основу государственного управления в сфере налогообложения. При современном уровне правового регулирования налоговый контроль является сформировавшимся самостоятельным правовым институтом. В данное время в Российской Федерации основным органом занимающимся непосредственно налоговым контролем является Министерство по налогам и сборам. Согласно статье 3 Федерального закона «О налоговых органах Российской Федерации» Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов сборов.
Содержание работы
Введение 1. Понятие налогового контроля 2. Элементы налогового контроля 3. Контрольно налоговые правоотношения 4.Заключение 5.Список использованной литературы
Основным же методом налогового
контроля является документальная проверка
налогоплательщиков.
Документальная проверка юридических лиц осуществляется
в соответствии с годовыми планами работы
инспекции и квартальными графиками проверок,
составляемых по каждому участку работы.
В них включают в первую очередь предприятия,
имеющие прибыль в значительных размерах
или допускающие грубые нарушения в ведении
бухгалтерского учета и налогового законодательства,
а также все убыточные предприятия для
выяснения причин убытков и объявления
их банкротами.
Документальная проверка может
длиться, как правило, не более 30 дней.
Этот срок может быть увеличен в исключительных
случаях с разрешения руководителя Государственной
налоговой инспекции или его заместителя.
Налоговые органы при проверке
первичных документов и учетных регистров
применяют сплошной или выборочный метод.
Сплошной метод характеризуется проверкой
всех документов, в том числе записей в
регистрах бухгалтерского учета. Сплошной
проверке подвергаются, как правило, кассовые
и банковские операции.
Выборочный метод - это метод, при котором проверяют
часть первичных документов в каждом месяце
проверяемого периода или за несколько
месяцев. В тех случаях, когда выборочной
проверкой будут установлены серьезные
нарушения налогового законодательства
или его злоупотребления, то проверка
на данном участке деятельности предприятия
проводиться сплошным методом с обязательным
изъятием документов, свидетельствующих
о сокрытии (занижении) прибыли (доходов)
или сокрытии иных объектов от налогообложения
у предприятий, учреждений, организаций
и граждан.
Деятельность налоговых и других
уполномоченных органов вводится в соответствии
с Налоговым кодексом в рамках правовой
процессуальной формы. Осуществление
налогового контроля на практике происходит
в рамках контрольно-процессуальной деятельности
соответствующих органов, которые используют
конкретные правовые формы и методы налогового
контроля.
3. Контрольные
налоговые правоотношения
Субъекты контрольных
налоговых правоотношений
Как и любое другое правоотношение,
контрольное налоговое правоотношение
содержит в своем составе следующие элементы:
1) Субъект.
2) Содержание.
3) Объект.
Рассмотрим первый элемент
контрольных налоговых правоотношений.
Субъектов контрольного налогового правоотношения
можно разделить на две основные группы:
1. Контролирующие субъекты,
т.е. налоговые и другие органы, олицетворяющие
государство и реализующие его интересы.
Основными контролирующими субъектами
в Российской Федерации являются налоговые
и таможенные органы. Налоговыми органами
в Российской Федерации являются Государственная
налоговая служба Российской Федерации
и ее территориальные подразделения в
РФ. В соответствии с Конституцией РФ общее
руководство таможенным делом осуществляет
Правительство РФ п. е ст. 144 К РФ. Непосредственное
руководство осуществляется Государственным
таможенным комитетом России, являющимся
центральным органом федеральной исполнительной
власти.
Таможенные органы пользуются
правами и несут обязанности по взиманию
налогов и сборов при перемещении товаров
через таможенную границу Российской
Федерации в соответствии с таможенным
законодательством РФ и Налоговым кодексом.
Права вышеуказанных органов устанавливаются
Налоговым и Таможенными кодексами РФ,
Законом «О Государственной налоговой
службе» ФЗ № 151 от 08.07.1999, в ред. ФЗ № 137-ФЗ
от 27.07.06.
2. Контролируемые субъекты,
т.е. субъекты, подверженные контролю.
Защищающие в ходе контрольных налоговых
правоотношений свои частные интересы.
Контролируемыми субъектами являются
налогоплательщики и плательщики сборов,
а также налоговые агенты и банки. Особенно
важно подчеркнуть, что обязанная сторона
- контролируемый субъект находится лишь
в функциональной зависимости от властного
субъекта - контролирующего орган и организационно
ему не подчинена.
Поскольку контрольные налоговые
правоотношения затрагивают интересы
контролируемых субъектов, являющихся
не только организациями, но и физическими
лицами, осуществление налогового контроля
приобретает особую социальную значимость.
Согласно ст. 19 Налогового кодекса
РФ «Налогоплательщиками и плательщиками
сборов признаются организации и физические
лица, на которых в соответствии с Налоговым
кодексом возложена обязанность уплачивать
соответственно налоги и (или) сборы».
Филиалы и иные обособленные
подразделения российских организаций
выполняют обязанности этих организаций
по уплате налогов и сборов на той территории,
на которой эти филиалы и иные обособленные
подразделения осуществляют функции организации.
Взаимозависимыми лицами для
целей налогообложения признаются физические
лица и (или) организации, отношения между
которыми могут оказывать непосредственное
влияние на условия или экономические
результаты их деятельности или деятельности
представляемых ими лиц.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых
в соответствии с Налоговым Кодексом возложены
обязанности по исчислению, удержанию
у налогоплательщика и перечислению в
соответствующий бюджет (внебюджетный
фонд) налогов.
Налоговые агенты имеют те же
права, что и налогоплательщики, если иное
не предусмотрено Налоговым Кодексом.
Объекты налоговых
правоотношений
В соответствии с ГК РФ (ст. 128)
к объектам гражданских прав относятся
вещи (недвижимое и движимое имущество),
включая и ценные бумаги, иное имущество,
в том числе имущественные права; работы
и услуги; информация; результаты интеллектуальной
деятельности, в том числе и исключительные
права на них, интеллектуальная собственность;
нематериальные блага. Под объектом права
понимается то, на что направлены права
и обязанности субъектов правоотношений.
Наличие объекта налогообложения
является фактическим обстоятельством
(основанием) взимания налога, так как
он позволяет владельцу получить определенный
доход, прибыль и т. п.
В понятие “объект налогообложения”
следует вложить экономико-правовую сущность
природы этого объекта. С экономической
точки зрения существующий в реальном
мире объект имеет стоимостное выражение.
На основе этого можно сказать,
что объектом налогообложения становится
результат каких-либо действий -- юридических
фактов, например, передача имущества
(мена, дарение) порождают такие объекты
как налог с оборота, таможенная пошлина,
пошлина при принятии наследства и т.п.
В соответствии с действующим
законодательством объекты налогообложения
следует рассматривать с позиции материальных
и нематериальных
объектов.
Материальные объекты -- это часть объектов материального
мира, имеющая стоимость и являющаяся
предметом права собственности. К материальным
объектам налогообложения относятся:
обработанная земля (земельные участки),
здания, сооружения, передаточные устройства,
рабочие и силовые машины и оборудование,
квартиры, доходы в денежной форме, промышленные
и продовольственные товары, украшения
из драгоценных камней и благородных металлов
(платина, золото и др.), мебель, автомобили
и другие объекты.
Материальные объекты характеризуются
экономическим содержанием и правовой
формой. С точки зрения рыночных отношений,
материальные объекты представляют собой
товар, имеющий определенную стоимость
в денежной форме. Такая характеристика
материального объекта является следствием
его создания в процессе производства.
На этапе производства и реализации
продукции материальные объекты не являются
предметами налогообложения. Объектами
налогообложения они становятся тогда,
когда им придадут правовую форму.
Правовая форма -- это законодательное
закрепление поведения участников налоговых
правоотношений по поводу материальных
объектов. Налоговые правоотношения (налогоплательщиков
и государства) становятся возможными,
лишь в случае закрепления собственности
между участниками на данный объект.
В зависимости от назначения
материального объекта определенная их
часть не облагается налогом. К их числу
можно отнести: пенсии, стипендии, взносы
на благотворительные цели имущество
госбюджетных учреждений и организаций.
В зависимости от страны происхождения
(т. е. где они были произведены) материальные
объекты могут облагаться или не облагаться
таможенными пошлинами.
Прибыль (или доходы) получают
юридические и физические лица от предпринимательской
или иной законной деятельности. Сюда
в первую очередь следует отнести: производство
и реализацию продукции, оказание гражданам
услуг различного характера, в том числе,
например, изготовление и распространение
рекламы, сдача в аренду имущества и т.
д.
Наряду с материальными существуют
нематериальные объекты, которые также
подлежат налогообложению.
Нематериальные объекты - это объекты, используемые
в течение долгосрочного периода в хозяйственной
деятельности и приносящие доход.
Согласно законодательству,
в том числе и налоговому, к нематериальным
объектам относятся: право пользования
земельными участками и природными ресурсами,
патенты, авторские права (а также аналогичные
им), программные продукты, монопольные
права и привилегии (в том числе и лицензии
на определенные виды деятельности), организационные
расходы, включая плату за государственную
(регистрацию предприятия) брокерские
места, торговые марки, товарные знаки
и т.п.
На основе перечня нематериальных
объектов легко установить их отличие
от материальных объектов налогообложения.
Основная их характеристика -- это предоставление
права на какой-либо материальный объект,
в результате которого субъект может использовать
его в своих интересах для получения прибыли
(дохода). Это обстоятельство и делает
его объектом Налогообложения.
Следовательно, нематериальные
объекты налогообложения представляют
собой право на использование результатов
различной деятельности (научно-технической,
инженерной, организационной), которые
защищены патентами и другими правовыми
документами.
Право авторства является неотчуждаемым
личным правом и охраняется бессрочно.
Собственник изобретения (патентообладатель)
имеет право уступить имеющийся у него
патент любому физическому или юридическому
лицу. Это оформляется договором об уступке
патента, который регистрируется в Патентном
ведомстве. При заключении договора о
передаче права на патент и прав, вытекающих
из патента, взимается патентная пошлина.
Патентная пошлина -- это эквивалент
стоимости передаваемых прав. Она является
базой для определения договорной цены
на передаваемые права. Расчетная цена
должна учитывать издержки на оформление
заявки на изобретение, гонорар патентного
поверенного и расчетные поправки (в частности,
технические и инфляционные поправки)
и, самое главное, коммерческую ценность
изобретения которая в условиях рыночных
отношений определяется на основе закона
спроса и предложения.
Содержание контрольных
налоговых правоотношений
Содержание контрольного налогового
правоотношения всегда определяется комплексом
прав и обязанностей субъектов данного
правоотношения. При этом в контрольном
налоговом правоотношении базовым является
положение, когда праву уполномоченной
стороны проверять соблюдение своевременности,
правильности и полноты уплаты налогов
и сборов, и выполнения установленных
налоговых обязанностей корреспондирует
обязанность другой стороны - подконтрольного
субъекта создавать для этого необходимые
условия и выполнять требования уполномоченного
органа. В свою очередь подконтрольный
субъект вправе требовать от уполномоченного
органа, чтобы последний осуществлял свою
деятельность в рамках своих законодательно
установленных полномочий. В данном контексте
можно выделить контрольные полномочия
контролирующих субъектов и корреспондирующие
им права и обязанности контролируемых
субъектов.
Контролирующие субъекты. Контролирующими субъектами
являются налоговые и таможенные органы.
К числу основных обязанностей
налоговых органов относятся:
1) Соблюдать законодательство
о налогах и сборах.
2) Осуществлять контроль
за соблюдением законодательства о налогах
и сборах, а также принятых в соответствии
с ними нормативных правовых актов.
3) Вести в установленном
порядке учет налогоплательщиков.
4) Проводить разъяснительную
работу по применению законодательства
о налогах и сборах, а также
принятых в соответствии с
ними нормативных правовых актов,
бесплатно информировать налогоплательщиков
о действующих налогах и сборах,
представлять формы установленной
отчетности и разъяснять порядок
их заполнения, давать разъяснения
о порядке исчисления и уплаты
налогов и сборов.
5) Осуществлять возврат
или зачет излишне уплаченных
или излишне взысканных сумм
налогов, пеней и штрафов в
порядке, предусмотренном настоящим
Кодексом.
6) Соблюдать налоговую
тайну.
7) Направлять налогоплательщику
и иному обязанному лицу копии
акта налоговой проверки и
решения налогового органа, а
также требование об уплате
налога и сбора ст. 11 ФЗ № 134-ФЗ
от 08.08.2001, в редакции от 30.12.2006.
Налоговые органы несут также
другие обязанности, предусмотренные
Налоговым Кодексом и иными федеральными
законами Российской Федерации ФЗ № 151-ФЗ
от 08.07.1999 г., в редакции ФЗ № 137-ФЗ от 27.07.2006
г..
Налоговые органы при выявлении
обстоятельств, позволяющих предполагать
совершение нарушения законодательства
о налогах и сборах, содержащего признаки
преступления, обязаны в трехдневный срок
со дня выявления указанных обстоятельств
направить материалы в органы налоговой
полиции для решения вопроса о возбуждении
уголовного дела.
Федеральные органы налоговой
полиции выполняют функции по предупреждению,
выявлению, пресечению и расследованию
нарушений законодательства о налогах
и сборах, являющихся преступлениями или
административными правонарушениями.
Контролируемые субъекты. Налогоплательщики имеют право:
1) получать от налоговых
органов по месту учета бесплатную
информацию о действующих налогах
и сборах, законодательстве о
налогах и сборах и об иных
актах, содержащих нормы законодательства
о налогах и сборах, а также
о правах и обязанностях налогоплательщиков,
полномочиях налоговых органов
и их должностных лиц;
2) получать от налоговых
органов письменные разъяснения
по вопросам применения законодательства
о налогах и сборах;
3) использовать налоговые
льготы при наличии оснований
и в порядке, установленном законодательством
о налогах и сборах;