Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:12, курсовая работа
Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. Ими можно создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий. С их помощью можно повышать конкурентоспособность предприятий на мировом рынке, проводить протекционистскую политику.
Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства путем создания необходимых условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1 НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ......................................................................5
1.1 Налоги - инструмент государственного регулирования экономики………………….....................................................................................5
1.2 Налоги как инструмент государственного воздействия на решения хозяйствующих субъектов......................................................................................7
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.........................................................................................21
2.1 Формы государственного регулирования налоговых отношений..............21
2.2 Методы государственного регулирования налоговых отношений............13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1 НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.......
1.1 Налоги - инструмент государственного
регулирования экономики…………………
1.2 Налоги как инструмент
государственного воздействия
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ
2.1 Формы государственного регулирования налоговых отношений..............21
2.2 Методы государственного регулирования налоговых отношений............13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................
Приложение 1.............................
Приложение 2.............................
Приложение 3.............................
ВВЕДЕНИЕ
Тема работы является актуальной, так как в условиях рыночного хозяйства первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику имеет регулирующая функция налогов. Представить себе экономику, не регулируемую государством, невозможно, ибо все процессы общественного воспроизводства вкупе с их социально-гуманитарными составляющими в той или иной мере подвержены воздействию государственного участия. Налоговое регулирование и представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с. принятой правительством концепцией экономического развития.
Регулирующая функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты различного рода пособий, ибо налоги являются определяющим источником бюджетно-финансового регулирования национальной экономики.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств (например, сельского хозяйства), способствует решению актуальных для общества проблем. Одной из таких проблем на современном этапе является развитие малого бизнеса. Государство должно способствовать его развитию и всемерно поддерживать. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, упрощенное и льготное налогообложение, освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, на освоение новой техники. В других случаях государство создает льготный режим налогообложения в зависимости от рода хозяйственной деятельности.
В регулирующей функции налогов следует выделить прежде всего стимулирующую подфункцию, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций. Она проявляется в изменении объема налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, снижении налоговой ставки, полном освобождении от налогов. Примерами преференций могут служить налоговое кредитование и целевые льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.
Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. Ими можно создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий. С их помощью можно повышать конкурентоспособность предприятий на мировом рынке, проводить протекционистскую политику.
Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства путем создания необходимых условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.
Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при переходе капитала из его товарной формы в денежную, и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Налоговое регулирование затрагивает и социальную, и экологическую сферы.
ГЛАВА 1 НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1 Налоги - инструмент государственного регулирования экономики
Налоговая политика в настоящее время в большинстве стран с развитой рыночной экономикой ориентируется в основном на теоретические постулаты экономики предложения (ЭП). Экономика предложения - это направление одной из школ современной экономической мысли, сутью которого является усиление в макроэкономической политике роста естественного уровня национального продукта за счет стимулирующей роли сокращения предельной доли налога. Это направление возникло в связи с кризисными явлениями, поразившими экономику ведущих промышленно развитых стран в конце 1970-х - начале 1980-х гг.
Такие проблемы экономики как инфляция, снижение темпов экономического роста, безработица, рост "теневой" экономики и пр. данная теория предлагает решать путем радикального снижения предельных налоговых ставок.
Главный теоретический постулат
ЭП отражает знаменитая кривая Лаффера.
Кривая Лаффера демонстрирует
Таким образом, усиление государственного
регулирования в налоговой
- стимулах к труду и предпринимательской активности;
- увеличении объема выпуска продукции, повышении производительности труда;
- увеличении потребления
вследствие увеличения
- более эффективном
- уровне цен и инфляции;
- соотношении легальной и "теневой" экономики.
Графическое выражение экономического смысла ЭП дает модель, представленная на рисунке в Приложении 1.
При снижении предельных налоговых
ставок возрастут предложение труда
и стимулы к
Таким образом, государственное
регулирование при помощи налогового
механизма создает для
Например, именно налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов государственного стимулирования научных исследований в промышленности. Если государственное финансирование научных исследований непосредственно влияет на направление вложения средств, то налоговые мероприятия косвенно стимулируют использование предпринимательского дохода на эти же цели. Государство не вкладывает в капитал, а создает условия для его движения. Государство помогает промышленности поддерживать себя.
1.2. Налоги как инструмент
государственного воздействия
К последней трети XVIII в. принято
относить возникновение так называемого
«классического представления» о роли
налогов в экономике, которое
в дальнейшем господствовало на протяжении
более 200 лет. Его суть заключалась
в том, что представители «
Обобщая эту мысль, А. Смит считал, что человек, преследующий свои интересы «часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им». Таков смысл знаменитого образа «невидимой руки», направляющей человека к «цели, которая совсем и не входила в его намерения». Идея «невидимой руки» стала обобщенным выражением той мысли, что вмешательство в экономику со стороны государства, как правило, излишне и поэтому должно быть ограничено. Впрочем, сам А. Смит был далек от полного отрицания роли государства в экономике. Он подробно характеризовал его функции в таких сферах, как оборона, правосудие, образование, наконец, - в чеканке монет и том, что мы сегодня назвали бы инфраструктурой рынка (транспортной, почтовой, установлением мер и весов и т.д.). А. Смит делил всякий труд на производительный и непроизводительный. Например, государь со всеми своими судебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот, считал он, представляют собой непроизводительных работников. Тем не менее, они являются слугами всего общества и, таким образом, должны содержаться на часть годового продукта остального населения (перераспределяемого через налоговую систему).
В условиях, когда роль государства в рыночной экономике сводилась лишь к созданию и поддержанию «правил игры», от налогов требовалось лишь обеспечивать его средствами к достижению указанных целей.
Однако с усложнением
экономических отношений в
Существенным фактором, подтолкнувшим теоретиков и практиков к необходимости рассмотрения государственных финансов в качестве инструмента макроэкономической стабилизации явилась Великая депрессия 1929-33 гг. В первую очередь новые реалии нашли свое отражение в работе Дж. М. Кейнса (1883-1946 гг.) «Общая теория занятости, процента и денег». Считая, что основным направлением антикризисной политики государства должно быть стимулирование совокупного спроса, автор рассматривал налоги в качестве инструмента изъятия средств, помещенных в сбережения с целью финансирования на этой основе инвестиций и текущих государственных расходов.
Эти положения получили дальнейшее развитие в работах Э. Хансена, Р. Харрода, П. Самуэльсона, Ф. Тэйлора, Ф. Неймарка, Г. Халлера и др. и были в итоге оформлены в виде теории «встроенного бюджетного стабилизатора» , рассматривавшей налоги и государственные расходы в качестве инструментов государственной политики, направленной на сглаживание фаз экономического цикла.
На смену «кейнсианству»,
столкнувшемуся в своем практическом
применении после второй мировой
войны с объективными затруднениями,
обусловленными хронической инфляцией
и усилением зависимости
Представители экономики предложения считали, что сокращение налогов приведет к сдвигу кривой совокупного предложения вправо из положения AS1 в положение AS2, поскольку более низкие налоги увеличат сбережения хозяйствующих субъектов, расширив, таким образом, возможности финансирования ими собственной деятельности, кроме того, увеличится прибыльность, а, следовательно, и привлекательность инвестиций. Увеличение чистых доходов после уплаты налогов приведет к увеличению желания трудиться, а предпринимателей брать на себя деловые риски, поскольку более низкие ставки налогов гарантируют им более высокое вознаграждение.
Увеличившийся с Qi до Q2 объем предложения позволит преодолеть инфляцию путем снижения равновесной цены с уровня Pi до уровня Р2.
В период экономического кризиса (1929 — 33 гг.), а также после второй мировой войны налоги с успехом использовались западными странами в качестве действенного инструмента реализации промышленного и социального аспектов государственной политики. Это позволило, наряду с традиционной фискальной, выделить регулирующую функцию налоговой системы. Успешность ее реализации на практике наглядно демонстрируют многочисленные мероприятия по реорганизации налоговых систем в 1950-60 гг., затем в 1980-90 гг. в странах ЕЭС, США, Канаде, Японии и ряде других. Налоговые реформы выступали факторами, способствующими увеличению продолжительности фаз экономического подъема. Проведение стимулирующей налоговой политики по отношению к частному капиталу, снижение подоходного и косвенного (на потребление) обложения способствовали тенденции к обновлению производственных фондов.
Информация о работе Государственное регулирование налоговых правоотношений