Государственное регулирование налоговых правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. Ими можно создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий. С их помощью можно повышать конкурентоспособность предприятий на мировом рынке, проводить протекционистскую политику.
Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства путем создания необходимых условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1 НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ......................................................................5
1.1 Налоги - инструмент государственного регулирования экономики………………….....................................................................................5
1.2 Налоги как инструмент государственного воздействия на решения хозяйствующих субъектов......................................................................................7
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.........................................................................................21
2.1 Формы государственного регулирования налоговых отношений..............21
2.2 Методы государственного регулирования налоговых отношений............13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................2

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 100.82 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1 НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ......................................................................5

1.1 Налоги - инструмент государственного  регулирования экономики………………….....................................................................................5

1.2 Налоги как инструмент  государственного воздействия на  решения хозяйствующих субъектов......................................................................................7

ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.........................................................................................21

2.1 Формы государственного  регулирования налоговых отношений..............21

2.2 Методы государственного  регулирования налоговых отношений............13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................28

Приложение 1.........................................................................................................29

Приложение 2.........................................................................................................30

Приложение 3.........................................................................................................31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы является актуальной, так как в условиях рыночного  хозяйства первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику имеет регулирующая функция налогов. Представить себе экономику, не регулируемую государством, невозможно, ибо все процессы общественного воспроизводства вкупе с их социально-гуманитарными составляющими в той или иной мере подвержены воздействию государственного участия. Налоговое регулирование и представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с. принятой правительством концепцией экономического развития.

Регулирующая функция  налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты различного рода пособий, ибо налоги являются определяющим источником бюджетно-финансового регулирования национальной экономики.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств (например, сельского хозяйства), способствует решению актуальных для общества проблем. Одной из таких проблем на современном этапе является развитие малого бизнеса. Государство должно способствовать его развитию и всемерно поддерживать. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, упрощенное и льготное налогообложение, освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, на освоение новой техники. В других случаях государство создает льготный режим налогообложения в зависимости от рода хозяйственной деятельности.

В регулирующей функции налогов  следует выделить прежде всего стимулирующую  подфункцию, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций. Она проявляется в изменении объема налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, снижении налоговой ставки, полном освобождении от налогов. Примерами преференций могут служить налоговое кредитование и целевые льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

Налогами можно стимулировать  или, наоборот, ограничивать деловую  активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. Ими можно создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий. С их помощью можно повышать конкурентоспособность предприятий на мировом рынке, проводить протекционистскую политику.

Налоговое регулирование  призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства путем создания необходимых условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при переходе капитала из его товарной формы в денежную, и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Налоговое регулирование затрагивает и социальную, и экологическую сферы.

 

 

 

 

ГЛАВА 1 НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

1.1 Налоги - инструмент государственного  регулирования экономики

Налоговая политика в настоящее  время в большинстве стран  с развитой рыночной экономикой ориентируется  в основном на теоретические постулаты  экономики предложения (ЭП). Экономика  предложения - это направление одной  из школ современной экономической  мысли, сутью которого является усиление в макроэкономической политике роста  естественного уровня национального  продукта за счет стимулирующей роли сокращения предельной доли налога. Это  направление возникло в связи  с кризисными явлениями, поразившими  экономику ведущих промышленно  развитых стран в конце 1970-х - начале 1980-х гг.

Такие проблемы экономики  как инфляция, снижение темпов экономического роста, безработица, рост "теневой" экономики и пр. данная теория предлагает решать путем радикального снижения предельных налоговых ставок.

Главный теоретический постулат ЭП отражает знаменитая кривая Лаффера. Кривая Лаффера демонстрирует существующую взаимосвязь между налоговыми поступлениями  государственного бюджета, налоговыми ставками и уровнем национального  производства. Согласно разработкам  Лаффера повышение ставок налогов  выше определенного уровня будет  способствовать сокращению налоговых  поступлений бюджета за счет подрыва  налоговой базы плательщиков, лишению  их стимула к производственной деятельности. Другими словами - как пишет Ф.И. Шамхалов, - отрицательное сальдо бюджета  может быть реально использовано главным образом для уменьшения отрицательного воздействия высоких  налогов на деловую активность, обеспечивающую улучшение экономической конъюнктуры. Было высказано предположение, что  чрезмерное повышение налоговых  ставок на доходы в конечном счете  отрицательно влияет на уровень инвестиций. А это, тем самым, может послужить главным тормозом для экономического роста, и следовательно, сокращения общего объема налоговых поступлений в бюджет.

Таким образом, усиление государственного регулирования в налоговой политике, которая ориентирована на низкие налоговые ставки положительно отразится  на:

- стимулах к труду и предпринимательской активности;

- увеличении объема выпуска продукции, повышении производительности труда;

- увеличении потребления  вследствие увеличения необлагаемого  дохода;

- более эффективном использовании  государственного бюджета, что  приведет к увеличению государственных  доходов (за счет роста национального  дохода), ограничит необходимость  государственного вмешательства  в благоприятные сектора экономики;

- уровне цен и инфляции;

- соотношении легальной и "теневой" экономики.

Графическое выражение экономического смысла ЭП дает модель, представленная на рисунке в Приложении 1.

При снижении предельных налоговых  ставок возрастут предложение труда  и стимулы к предпринимательству, увеличатся сбережения и инвестиции. Это поможет нам перейти от кривой AS к кривой AS' (более высокой  кривой предложения). В результате этого снижается уровень цен.

Таким образом, государственное  регулирование при помощи налогового механизма создает для экономики  страны широкие возможности для  прогресса экономики и реализации макроэкономических целей правительства  развитых стран.

Например, именно налоговая  система является одним из наиболее действенных   инструментов   государственного   стимулирования   научных исследований в промышленности. Если государственное финансирование научных исследований непосредственно влияет на направление вложения средств, то налоговые     мероприятия     косвенно     стимулируют     использование предпринимательского дохода на эти же цели. Государство не вкладывает в капитал, а создает условия для его движения. Государство помогает промышленности поддерживать себя.

 

1.2. Налоги как инструмент  государственного воздействия на  решения хозяйствующих субъектов

К последней трети XVIII в. принято  относить возникновение так называемого  «классического представления» о роли налогов в экономике, которое  в дальнейшем господствовало на протяжении более 200 лет. Его суть заключалась  в том, что представители «классической» школы считали экономику устойчивой и саморегулируемой системой, в которой  спрос рождает предложение, а  при переизбытке любого из них  происходит уравновешивание путем  передвижения редких ресурсов в дефицитные отрасли хозяйства. Роль налогов, таким  образом, сводилась к их фискальной функции, а полемика велась в основном вокруг принципов взимания (равномерного или прогрессивного) и части изъятия  национального дохода, обусловленной  потребностью государства в финансовых средствах. Так А. Смит полагал, что  каждый человек лучше других знает  свои интересы и вправе свободно им следовать. Подтверждением жизненности  этих утверждений служили для  него законы рынка: «... не от благожелательности мясника, пивовара и булочника ожидаем  мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов», писал он.

Обобщая эту мысль, А. Смит считал, что человек, преследующий свои интересы «часто более действенным  образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно  стремится служить им». Таков  смысл знаменитого образа «невидимой руки», направляющей человека к «цели, которая совсем и не входила в  его намерения». Идея «невидимой руки»  стала обобщенным выражением той мысли, что вмешательство в экономику со стороны государства, как правило, излишне и поэтому должно быть ограничено. Впрочем, сам А. Смит был далек от полного отрицания роли государства в экономике. Он подробно характеризовал его функции в таких сферах, как оборона, правосудие, образование, наконец, - в чеканке монет и том, что мы сегодня назвали бы инфраструктурой рынка (транспортной, почтовой, установлением мер и весов и т.д.). А. Смит делил всякий труд на производительный и непроизводительный. Например, государь со всеми своими судебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот, считал он, представляют собой непроизводительных работников. Тем не менее, они являются слугами всего общества и, таким образом, должны содержаться на часть годового продукта остального населения (перераспределяемого через налоговую систему).

В условиях, когда роль государства  в рыночной экономике сводилась  лишь к созданию и поддержанию  «правил игры», от налогов требовалось  лишь обеспечивать его средствами к  достижению указанных целей.

Однако с усложнением  экономических отношений в обществе, концентрацией капитала, действием  объективных циклических процессов, возникла потребность в корректировке  классического учения, выделении  роли государства, его влияния на процессы, происходящие в экономике, а также в корректировке  социально-экономических  границ  налогообложения.  В экономической  науке появились новые взгляды  на роль налоговой системы в экономике, связанные с осознанием в первой четверти 20 в. необходимости использования  налоговой системы в качестве инструмента регулирования воспроизводственных  процессов.

Существенным фактором, подтолкнувшим  теоретиков и практиков к необходимости  рассмотрения государственных финансов в качестве инструмента макроэкономической стабилизации явилась Великая депрессия 1929-33 гг. В первую очередь новые  реалии нашли свое отражение в  работе Дж. М. Кейнса (1883-1946 гг.) «Общая теория занятости, процента и денег». Считая, что основным направлением антикризисной политики государства должно быть стимулирование совокупного спроса, автор рассматривал налоги в качестве инструмента изъятия средств, помещенных в сбережения с целью финансирования на этой основе инвестиций и текущих государственных расходов.

Эти положения получили дальнейшее развитие в работах Э. Хансена, Р. Харрода, П. Самуэльсона, Ф. Тэйлора, Ф. Неймарка, Г. Халлера и др. и были в итоге оформлены в виде теории «встроенного бюджетного стабилизатора» , рассматривавшей налоги и государственные  расходы в качестве инструментов государственной политики, направленной на сглаживание фаз экономического цикла.

На смену «кейнсианству», столкнувшемуся в своем практическом применении после второй мировой  войны с объективными затруднениями, обусловленными хронической инфляцией  и усилением зависимости национальных экономик от международного рынка, в  экономическую теорию пришло неоклассической  направление. Представители одного из направлений указанной школы, известной в западной литературе, как «экономика предложения», считая основной задачей государственной  экономической политики устранение препятствий, мешающих действию законов  рыночной конкуренции, выступали за всемерное снижение налогов, сдерживающих, по их мнению, предпринимательскую  инициативу, тормозящих инвестиционные процессы. Ниже мы приводим графическую  интерпретацию положительного воздействия, которое должно оказывать, по мнению представителей «экономики предложения», снижение налоговой нагрузки на национальную экономику (Приложение 2).

Представители экономики  предложения считали, что сокращение налогов приведет к сдвигу кривой совокупного предложения вправо из положения AS1 в положение AS2, поскольку  более низкие налоги увеличат сбережения хозяйствующих субъектов, расширив, таким образом, возможности финансирования ими собственной деятельности, кроме того, увеличится прибыльность, а, следовательно, и привлекательность инвестиций. Увеличение чистых доходов после уплаты налогов приведет к увеличению желания трудиться, а предпринимателей брать на себя деловые риски, поскольку более низкие ставки налогов гарантируют им более высокое вознаграждение.

Увеличившийся с Qi до Q2 объем  предложения позволит преодолеть инфляцию путем снижения равновесной цены с уровня Pi до уровня Р2.

В период экономического кризиса (1929 — 33 гг.), а также после второй мировой войны налоги с успехом  использовались западными странами в качестве действенного инструмента  реализации промышленного и социального  аспектов государственной политики. Это позволило, наряду с традиционной фискальной, выделить регулирующую функцию  налоговой системы. Успешность ее реализации на практике  наглядно демонстрируют  многочисленные мероприятия по реорганизации  налоговых систем в 1950-60 гг., затем  в 1980-90 гг. в странах ЕЭС, США, Канаде, Японии и ряде других. Налоговые  реформы выступали факторами, способствующими  увеличению продолжительности фаз  экономического подъема. Проведение стимулирующей  налоговой политики по отношению  к частному капиталу, снижение подоходного  и косвенного (на потребление) обложения  способствовали тенденции к обновлению производственных фондов.

Информация о работе Государственное регулирование налоговых правоотношений