Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:15, реферат
Система образования и использования фондов денежных ресурсов,
участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы
общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между
государством, предприятиями и организациями, отраслями,
территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных
фондов, образует финансовые отношения.
Итак, финансы – историческая категория. Они появились одновременно с
возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин
финансы возник в XIII – XV веках в торговых городах Италии и обозначал
любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил
международное распространение и стал употребляться как понятие,
связанное с системой денежных отношений между населением и государством по
поводу образования государственных фондов денежных средств.
Введение……………………………………………………………….…………….....3
Глава I. Понятие и особенности финансов
1.1. Необходимость и сущность финансов…………………………….……………5
1.2. Особенности финансов……………………………………...………….…………9
Глава II. Функции финансов
2.1. Распределительная функция……………………………………………….….…12
2.2. Контрольная функция…………….…………………..…………..…….……....14
2.3. Другие функции…..……….…………………………………………………….15
Глава III. Государственные финансы и методы их управления
1. Государственные финансы…………………………….………………………..17
2. Методы управления финансами………...…………….…………..……………20
Заключение……………………………..…………………………………….………23 Список
литературы…….…..……..…………………………………………..…….24
формирования денежных доходов (регулирующая).
Каждая финансовая операция означает распределение общественного
продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.
Распределительная
функция проявляется при
дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных
доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются
при распределении национального дохода среди участников материального
производства. Они делятся на две группы:
1. зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых
в сфере материального
2.
доходы предприятий сферы
Однако
первичные доходы еще не
достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства,
обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и
культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или
перераспределение национального дохода, связанное:
с
межотраслевым и
интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и
накоплений предприятий и организаций;
наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный
доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и
социальное обеспечение, управление);
перераспределением доходов между различными социальными группами
населения.
В результате перераспределения образуются вторичные, или
производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях
непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.).
Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования
национального дохода.
Активно
участвуя в распределении
и перераспределении
дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при
первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного
использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны
обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и,
прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной
стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов
потребления – с другой.
Перераспределение национального дохода в Российской Федерации
происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства,
развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт,
энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее
обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные
матери).
Таким образом, перераспределение национального дохода происходит
между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства,
отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами
собственности и социальными группами населения.
Конечная
цель распределения и
и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных
сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства,
обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль
финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности
работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-
хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших
затратах.
2.2. Контрольная функция
Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и
фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса.
Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по
соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль
направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного
производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение
качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает
производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение
экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование
материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств,
сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение
бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции
финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в
распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы
поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и
эффективно ли они ими используются и т.д.
Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного
соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и
полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой,
налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и
организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную
деятельность финансовых органов.
Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют
финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении
доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных
отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового
контроля существенно меняются.
Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и
того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном
взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории
стоимостного распределения.
Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает
финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в
бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые
показатели позволяют
увидеть различные стороны
результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры,
направленные на устранение выявленных негативных моментов.
Контрольная функция, объективно присущая финансам, может
реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом
определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве.
Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций,
учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства,
соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых
обязательств.
2.3. Другие функции.
К числу
дискуссионных относится
экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и
контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам,
помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные
авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т. д. Но
при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом об их
роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и
взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном
воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное
использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции,
обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т. д.
Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию
финансов, с их функциями неправомерно.
Помимо
распределительной и
экономистов, финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция
связана с вмешательством государства через финансы (государственные
расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.
Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов,
считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного
распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но
сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена
самими факторами функционирования финансов на второй стадии
воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со
специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни
одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не
является столь «
регулирующая функция в России развита слабо.
В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять
стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить
для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в
экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет
вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого
невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу
со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается
Правительством РФ как
необходимое условие для
социально ориентированному экономическому росту.
Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции:
формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов
(доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они
больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем
самостоятельный способ действия категории финансов.
Наличие
дискуссионных вопросов
разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более
глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств
позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории
в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на
финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых
взаимосвязей.
Глава III. Государственные финансы и методы их управления
3.1 Государственные финансы.
Государственные финансы являются важной сферой финансовой
системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами,
необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических
функций. По экономической сущности государственные финансы – это
денежные отношения по поводу распределения и перераспределения
стоимости общественного продукта и части национального
богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в
распоряжении государства и его предприятий и использованием
государственных средств на затраты по расширению производства,
удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов
общества, нужд обороны страны и управления. Субъектами денежных
отношений в данной сфере являются государство (в лице
соответствующих структур власти), предприятия, объединения,
организации, учреждения, граждане.
Экономическое содержание государственных финансов неоднородно; в
их составе выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из
которых выполняет специфические функции. В состав государственных
финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного
управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы
государственных предприятий. Благодаря разному функциональному
назначению перечисленных звеньев государство оказывает влияние на
широкий спектр экономических и социальных процессов, решение
отраслевых и территориальных проблем.
Важную
роль в составе
Информация о работе Государственные финансы и методы их управления