Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:44, курсовая работа
Налоговый менеджмент — целенаправленная, организующая деятельность субъектов, с одной стороны — государства, и налогоплательщиков с другой, с целью наиболее оптимального и юридически компетентного воздействия на налоговые фонды денежных средств, включая управление финансовыми активами, которые есть в наличии. Налоговый менеджмент включает также выработку приоритетов на формирование и реализацию налоговой политики на макро и микро уровнях.
С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, цели налоговой политики, поставленные в Основных направлениях налоговой политики на предыдущий плановый период, остаются неизменными. Речь идет о следующих стратегических целях:
1. Сохранение неизменного уровня номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. При этом с учетом принятых расходных обязательств бюджетной системы, а также заложенного в долгосрочном периоде увеличения социальной направленности бюджетной политики, в условиях изменчивости прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение налоговой нагрузки на экономических агентов возможно при сбалансированном снижении налоговых ставок, а также путем перераспределения налоговой и административной нагрузки с помощью проведения структурных преобразований налоговой системы - повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов.
2. Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.
Введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.
«Основные направления налоговой политики на 2009 - 2011 годы», одобренные Правительством Российской Федерации, предусматривают внесение изменений в налоговое законодательство по следующим направлениям:
1. Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения;
2. Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам;
3. Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний;
4. Проблемы определения налогового резидентства юридических лиц;
5. Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций;
6. Совершенствование налога на добавленную стоимость;
7. Индексация ставок акцизов;
8. Налогообложение организаций при совершении операций с ценными бумагами;
9. Налогообложение налогом на доходы физических лиц при совершении операций с ценными бумагами;
10. Совершенствование налога на имущество физических лиц (введение налога на недвижимость);
11. Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по налогу на доходы физических лиц;
12. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых и др;
Налог на добавленную стоимость
В рамках работы по совершенствованию налога на добавленную стоимость введена единая декларация по налогу на добавленную стоимость и общий порядок возмещения этого налога. Налогоплательщики уменьшают суммы налога, начисленные по операциям, облагаемым налогом по ставкам в размере 10 или 18 процентов, на суммы налога по материальным ресурсам, использованным при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых налогом по ставке 10 или 18 процентов, так и по ставке в размере 0 процентов, без специального решения налогового органа. Это позволяет производить зачет соответствующих сумм налога, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для осуществления операций, облагаемых по нулевой ставке, в течении одного налогового периода.
С 1 января 2008 года налоговый период по налогу на добавленную стоимость установлен как квартал.
В целях предотвращения фиктивного экспорта и контроля за возмещением налога на добавленную стоимость по экспортным операциям проведена работа по подготовке необходимых документов, направленных на создание единой государственной автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации и возмещением налога на добавленную стоимость при экспорте товаров.
С 1 января 2008 года установлен упрощенный порядок применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, реализуемых на экспорт, в случае их вывоза за пределы территории Российской Федерации через портовые особые экономические зоны.
Индексация ставок акцизов
В целях упрощения
С 1 января 2008 года упрощен
порядок подтверждения
Вместе с тем необходимо
отметить, что в части акцизов
на нефтепродукты индексация ставок
не производилась, начиная со ставок
на 2005 год. При этом индексация ставок
не была предусмотрена и Основными
направлениями налоговой
Налогообложение организаций при совершении операций с ценными бумагами
С учетом поправок, внесенных
Федеральным законом от 24.07.2007 №216-ФЗ,
главой 23 Кодекса предусмотрены
особенности определения
Совершенствование налога на доходы физических лиц
Реформирована система налоговых вычетов, предоставляемых физическим лицам: введен новый вычет на сумму отчислений на добровольное пенсионное страхование, а также объединены все социальные вычеты на образование и здравоохранение в один с увеличением предельной общей суммы такого вычета до 100 000 рублей.
Объединение социальных налоговых вычетов по НДФЛ позволит налогоплательщику управлять своим социальным пакетом и направлять при необходимости совокупную сумму социальных вычетов на одну цель: на образование, на лечение, на страхование или распределять ее иным образом по своему усмотрению.
В целях развития рынка
добровольного
Улучшение качества налогового администрирования
Налоговая политика не может быть инструментом краткосрочного регулирования экономики. Следует добиваться стабильности налогового законодательства и не допускать изменений, снижающих устойчивость доходной части бюджета к резким изменениям внешнеэкономических факторов. Уточнение налогового законодательства должно быть направлено на ликвидацию неопределенности норм законодательства и возможности его неоднозначной трактовки. С учетом роста расходных обязательств бюджетной системы, неопределенности прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение нагрузки возможно, прежде всего, за счет повышения качества налогового администрирования.
В налоговое законодательство введен в действие комплекс изменений направленных на совершенствование налогового администрирования. Внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации поправки касаются наиболее конфликтных сторон взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, истребования документов у налогоплательщика в ходе налоговых проверок, взыскания недоимки.
Несмотря на то, что эти изменения были приняты еще в 2006 году, они носят масштабный характер, а их эффективное внедрение является отдельной и весьма сложной задачей.
Работа по повышению эффективности налогового администрирования призвана создать баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов. С тем, чтобы с одной стороны избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, с другой - сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства.
Начиная с 2009 года, обжалование решений налоговых органов о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в судебном порядке будет возможно только после административного обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган. Мировой опыт показывает, что при эффективном функционировании досудебных процедур до разбирательства дела в суде доходит незначительное количество споров между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Утверждены критерии оценки деятельности налоговых органов, которые учитывают не только эффективность мероприятий по контролю за соблюдением налогового законодательства, но и состояние работы с налогоплательщиками в целом. Анализ результатов в соответствии с этими критериями позволит более точно оценить результативность работы налоговых органов, в том числе и в отношении налогов, поступающих в бюджеты субъектов и местные бюджеты. На основании этих критериев утверждена и начала применяться система премирования сотрудников налоговых органов в зависимости от достигнутых результатов.
2.2 Проблемы налоговой политики в России
Налоговые проблемы в их
многообразных проявлениях
Предстоит серьезная работа
по реальному осуществлению
За сравнительно короткий промежуток времени с начала 1990-х годов до сегодняшних дней налоговая система России прошла несколько этапов развития. Радикальные преобразования в экономике были невозможны без реформирования и отладки налоговой системы.
Важно отметить, что для
новейшей истории становления российской
налоговой системы характерно было
то, что многие проблемы решались методом
проб и ошибок, без учета исторического
опыта прошлых лет, без должного
критического анализа зарубежного
опыта, без учета конкретной экономической
ситуации. При принятии экономических
решений нередко превалировали
политические эмоции. Новая налоговая
система рождалась в жестких
дискуссиях по основополагающим методологическим
принципам. Это и вопросы налогообложения
прибыли, доходов работников, косвенных
налогов. Было велико желание чрезмерного
повышения уровня налогов с целью
быстрого решения экономических
и социальных проблем. Как известно,
эти попытки не увенчались успехом.
С течением времени пришло понимание
необходимости взвешенного
В ходе модернизации налогов
многие из них были приведены в
соответствие с экономическими реалиями
- был снижен уровень многих налогов;
введен налог на добычу полезных ископаемых
(заменивший плату за пользование
недрами при добыче полезных ископаемых,
отчисления на воспроизводство минерально-
Вместе с тем в нашем обществе не утихают дискуссии по вопросам дальнейшего реформирования налоговой системы - снижения налогового бремени, гармонизации налогов, учета факторов глобализации. Все это стимулирует проведение дискуссий по налоговой проблематике, уточнение роли и места налогов в обществе, их настройки с учетом процессов глобализации.
С начала внедрения в российскую
практику налога на добавленную стоимость
не утихают споры о
Внедрение налога на добавленную
стоимость в практику хозяйствования
в начале 1990-х годов было вполне
логичным. Для советской экономики
одним из главных источников бюджетных
доходов был налог с оборота,
который в структуре