Камеральные налоговые проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение роли и значения камеральных налоговых проверок в работе налоговых органов.
Основные задачи:
- изучение понятия, сущности, порядка проведения камеральных налоговых проверок;
- изучение роли и значения камеральной налоговой проверки в работе налоговых органов;

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ и тд.docx

— 122.73 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом развития рыночной экономики. Именно налоги являются основным источником доходов государства, кроме  того, представляют собой важнейший  инструмент экономического воздействия  государства на общественное воспроизводство  и социально-экономические развитие.

Одной из основополагающих категорий налогового права является категория «налогового  контроля», определяющая основу государственного управления в сфере налогообложения. Система налогового контроля начала активно формироваться с начала 90-х годов и продолжает развиваться и в настоящее время.

Необходимо  признать, что при современном  уровне правового регулирования  налоговый контроль является сформировавшимся самостоятельным правовым институтом. Формирование и развитие налогового контроля происходит и в условиях финансового кризиса, создающего основы для разработки современных теоретических  моделей правовых институтов налогового права, включая институт налогового контроля.

Во избежание налоговых правонарушений любой налогоплательщик должен знать  правила и порядок проведения камеральной налоговой проверки, оформления ее результатов, права и обязанности сторон (налогоплательщика и налогового проверяющего органа). Тогда ее проведение может и не оказаться таким неожиданным и непредвиденным, а результаты ее проведения такими «ужасающими» и не такими, какими их нужно представить налоговому органу.

Актуальность данной темы заключается в том, что именно камеральные налоговые проверки становятся тем звеном, усилив которое, налоговые органы смогут резко поднять эффективность своей работы, а главное увеличить доходы в бюджеты государства, за счет выявления сумм недоимок по различным налогам, а так же суммы штрафных санкций, пеней и других платежей.

Целью курсовой работы является изучение роли и значения камеральных налоговых  проверок в работе налоговых органов.

Основные задачи:

- изучение понятия, сущности, порядка  проведения камеральных налоговых  проверок;

- изучение роли и значения  камеральной налоговой проверки  в работе налоговых органов;

- анализ количества проведенных  налоговых проверок за период 2010-2012 года;

- предложить пути совершенствования  порядка проведения камеральных  налоговых проверок.

При написании данной курсовой работы были использованы такие методы, как  исторический метод, метод сравнения  и анализа, методы индукции и дедукции, а так же логический метод и  другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Камеральная налоговая проверка: понятие, сущность, цели и методы

 

1.1 Роль камеральных проверок в системе налогового контроля

 

 

Так как  в настоящее время приоритетным направлением контрольной работы налоговых  органов являются усиление аналитической  составляющей работы, внедрение комплексного системного экономико-правового анализа  финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов, все большее  внимание уделяется камеральным  проверкам налоговой отчетности. В перспективе планируется сделать  такие камеральные проверки основной формой налогового контроля. Связано  это со следующими обстоятельствами. Во-первых, камеральная проверка является наименее трудоемкой формой налогового контроля (затраты труда на ее проведение на несколько порядков ниже, чем  на проведение выездной проверки) и  в наибольшей степени поддающейся  автоматизации. Во-вторых, данным видом  налогового контроля, как правило, охватываются 100% налогоплательщиков, представивших  налоговую отчетность в налоговые  органы, в то время как выездные проверки налоговые органы имеют  возможность проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков.

Камеральная проверка имеет двойное назначение: во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а, во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, то есть в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте.[6]

В соответствии со статьей 88 НК РФ в процессе проведения камеральной проверки налоговый  инспектор может истребовать  у налогоплательщика любые дополнительные документы и сведения, подтверждающие правильность исчисления и своевременность  уплаты налогов, получить показания  свидетелей, назначить встречные  проверки, экспертизу и т.д.[12]

Еще некоторое  время назад камеральные проверки состояли преимущественно в арифметической проверке правильности подсчета сумм налогов и как следствие - имели  крайне низкую эффективность. Сейчас же в основе проверки лежит анализ показателей налоговой отчетности и иной информации о деятельности налогоплательщиков, полученной из разных внутренних и внешних источников (камеральный анализ), позволяющий выявить сферы возможных налоговых нарушений и определить перечень налогоплательщиков с повышенным риском совершения налоговых правонарушений для включения в план выездных налоговых проверок. В процессе работы применяются самые разнообразные приемы: анализ уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе их сравнительный анализ с данными по аналогичным организациям; проверка логической связи между различными отчетными и расчетными показателями; проверка этих показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников; предварительная оценка бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения достоверности отдельных отчетных показателей; наличия сомнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможное наличие нарушений налоговой дисциплины.

Важной  составной частью камерального анализа  является также оценка достоверности  показателей налоговой отчетности, отражающих объемы производства и реализации продукции (работ, услуг), посредством  сопоставления уровня и динамики этих показателей с имеющимися в  налоговом органе показателями объемов потребленной налогоплательщиком электро- и теплоэнергии, сырьевых и иных материальных ресурсов. При выявлении несоответствий в уровне и динамике данных показателей налогоплательщика вызывают в налоговый орган для дачи соответствующих пояснений, а при наличии оснований полагать, что отраженные в налоговой декларации показатели недостоверны, налоговый орган производит доначисление сумм заниженных налогов либо включает налогоплательщика в план проведения выездной налоговой проверки в первоочередном порядке.[4,5]

 

 

1.2 Общие положения, цели  и методы камеральных налоговых проверок

 

 

Под камеральной  проверкой, согласно статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации, понимается проводимая по месту нахождения налогового органа проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых  деклараций, бухгалтерской отчетности и других документов, необходимых  для исчисления и уплаты налогов.

Поверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями (без  специального решения руководителя налогового органа) в течение трех месяцев со дня фактической даты представления соответствующих  документов. Указанная дата является началом проверки.

Проверяется полнота и четкость заполнения всех реквизитов, правильность расчетов представленной отчетности (декларации), служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также соблюдение установленных  правил составления форм отчетности и сопоставимость их показателей. При  недостаточности информации налоговые  органы имеют право потребовать  у налогоплательщика (плательщика  сбора, налогового агента) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок (статья 93 НК РФ).

В ходе проверки налоговые органы имеют право  вызвать налогоплательщиков (плательщиков сборов или налоговых агентов) письменным уведомлением в налоговые органы для дачи необходимых пояснений (статья 31 НК РФ). Кроме того, если необходимо получить информацию о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанную с иными лицами, налоговый  орган может потребовать у  этих лиц документы, относящиеся  к деятельности проверяемого налогоплательщика  или плательщика сбора (встречная  проверка).

В случае выявления нарушений налогоплательщиком законодательства составляется акт. На суммы доплат по налогам, выявленным в ходе камеральной проверки, налоговый  орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и  пени. При неисполнении требования в установленный срок в отношении  налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) может быть принято  решение о принудительном взыскании  сумм налога и пени. Решение о  взыскании сумм налога и пени в  бесспорном порядке в соответствии со статьей 46 НК РФ принимается не позднее 60 дней после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога. Если решение о взыскании  принимается после истечения  указанного срока, то оно считается  недействительным и исполнению не подлежит.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения  решения о взыскании необходимых  денежных средств.

В целях  устранения возникших между налоговыми органами и налогоплательщиками (плательщиками  сборов, налоговыми агентами) разногласий, а также в целях получения  более объективной информации о  финансово-хозяйственной деятельности последних налоговый орган вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки.[12]

Обобщив все вышеизложенное, мы можем определить основные задачи камеральной проверки:

 - визуальная проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности, т.е. проверка заполнения всех необходимых реквизитов отчета, наличия подписей уполномоченных должностных лиц;

- проверка правильности составления расчетов по налогам, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, правильности отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы, проверка своевременности представления расчетов по налогам;

- логический контроль за наличием искажений в отчетной информации - проверка логической связи между отчетными и расчетными показателями, сопоставимости отчетных показателей с показателями предыдущего отчетного периода;

- проверка согласованности показателей, повторяющихся в бухгалтерской отчетности и в налоговых расчетах.

Целями  камеральной проверки являются:

- контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства;

- выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

- взыскание сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;

- привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение правонарушений;

- подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Как одна из форм налогового контроля, камеральная  проверка имеет свои методы проведения:

При использовании  метода, основанного на расчетах, отбираются организации, которые заслуживают  особого внимания со стороны налоговой  инспекции.

Второй  метод базируется на знаниях, опыте  и инициативе налоговых инспекторов. Если они знают, что в определенном виде бизнеса процветает «теневая экономика», то они могут выбрать все организации этого вида деятельности для дальнейшего анализа с использованием расчетов, сравнений и соотношений с целью отбора тех, кто представляет наибольший интерес.

Третий  метод подразумевает проверку каждой организации один раз в течение  определенного периода времени. Основная идея этого метода заключается  в том, что плательщики знают, что их периодическим проверяют, и потому не будут что-либо делать неправильно, по крайней мере, умышленно. Такую проверку можно с успехом  использовать для «теневых» организаций и очень крупных предприятий.

Конкретные  методы камеральных проверок определяются инспекциями самостоятельно исходя из характера наиболее часто встречающихся нарушений налогового законодательства на контролируемой территории, возможностей обеспечения автоматизированной обработки информации, знаний и опыта сотрудников.[1,3]

 

 

 

 

2 Камеральная налоговая проверка как эффективная форма налогового контроля

 

2.1 Организация работы налоговых органов по камеральной проверке налоговых деклараций

 

 

Организация работы налоговых органов  по камеральной проверке налоговых  деклараций определяется тем, что объектом проверки являются представленная налогоплательщиком налоговая отчетность, а также  другие имеющиеся у налогового органа документы о деятельности данного  плательщика.

Основным объектом камеральной проверки является налоговая декларация, представленная налогоплательщиком в налоговую инспекцию. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется в установленные законодательством  о налогах и сборах сроки. Формы  налоговых деклараций разрабатываются  и утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Информация о работе Камеральные налоговые проверки