Контрольная работа по "Налоговому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

Рассмотрев и проанализировав состав отношений в сфере налогообложения, а также предмет и метод налогового права, представляется, что вопросы об отраслевой и институциональной принадлежности налогового права остались, тем не менее, открытыми. В то же время разрешение этой проблемы имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку отнесение той или иной группы норм к определенной отрасли права означает включение их в определенный отраслевой правоприменительный режим.
В этой связи необходимо учитывать, что практически все налоговые отношения возникают в процессе перераспределения национального дохода и имеют финансовый характер.

Содержание работы

1. Налоговое право как подотрасль финансового права ..……………..3
2. Налоговое производство: понятие, стадии …………………………..6
3. Задание № 1……………………………………………………………..8
Список использованной литературы……………………………………11

Файлы: 1 файл

к.р. налоговое права.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет дистанционных образовательных  технологий

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ работа

по налоговому праву

 

Вариант 4

 

 

 

      

                                                                                Руководитель работы

                                                                                 _______________    

                                                                             «_____» _______________ 2013

                                                                                 Исполнитель  

                                                                                 студент гр.Д1Юр(2В)

                                              __________________ Тушев В.В.

«_____» ________________ 2013

 

 

 

 

Оренбург 2013

 

 

 

Содержание

 

 

1. Налоговое право как подотрасль финансового права ..……………..3

2. Налоговое производство: понятие, стадии …………………………..6   

3. Задание № 1……………………………………………………………..8

Список использованной литературы……………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Налоговое право как подотрасль финансового права

 

Рассмотрев и проанализировав состав отношений в сфере налогообложения, а также предмет и метод налогового права, представляется, что вопросы об отраслевой и институциональной принадлежности налогового права остались, тем не менее, открытыми. В то же время разрешение этой проблемы имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку отнесение той или иной группы норм к определенной отрасли права означает включение их в определенный отраслевой правоприменительный режим.

В этой связи необходимо учитывать, что практически все налоговые отношения возникают в процессе перераспределения национального дохода и имеют финансовый характер.

Однако отношения в сфере налогообложения возникают исключительно в процессе деятельности государства по поводу планомерного формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. В то время как перераспределительная деятельность государства охватывает более широкий сектор и включает в себя также отношения по распределению и использованиюэтих денежных фондов (финансовых ресурсов). В своей же совокупности все эти отношения образуют единую систему финансовых отношений, которая традиционно является предметом регулирования права финансового.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что отношения в сфере налогообложения — это совокупность отношений, являющихся частью финансово-правовых отношений. Данное положение обусловлено также и тем, что налоговая система не выступает обособленной и независимой частью от всей системы государственно-публичного регулирования, а органически входит в финансово-бюджетную систему страны. Налоговая политика государства является неотъемлемой частью его финансовой политики, которая имеет по отношению к первой определяющее значение.

По словам К. Бельского нормы налогового права в основном определяют поведение субъектов в области управления государственными финансами10, что свидетельствует о том, что налоговое право является хоть и относительно обособленной, но составной частью финансового права.

По единодушному мнению ведущих теоретиков-правоведов финансовое право выступает самостоятельной отраслью права со своим предметом и методом правового регулирования11. В то же время С. С. Алексеев относит финансовое право к специальной отрасли права, юридический режим которой базируется на режиме профилирующей отрасли. Представляется, что поскольку финансовые отношения имеют непосредственно управленческий характер и в своей основе охватываются методом административно-правового регулирования, то и финансовое право опирается на режим административного права. Однако юридический режим этих отраслей различен.

Вместе с тем думается, что в настоящий момент в системе правового регулирования финансовых отношений сложился примечательный парадокс, вызванный стремительным развитием практически всех составляющих финансового рынка страны. Речь в данном случае идет о степени институциональности финансового права как отрасли. Дело в том, что с классических позиций отраслевой режим регулирования складывается из совокупности элементов: метода регулирования, юридического инструментария, принципов, наличие отрасли законодательства и кодифицированного акта12. В то же время эти элементы для финансового права, по нашему мнению, в настоящий момент характерны не в полном объеме. И хотя финансовое право рассматривается в качестве отрасли права, его бытие, на наш взгляд формируется через становление и развитие её составляющих: бюджетного права, налогового права, валютного права, банковского права, права ценных бумаг и т.д. Иными словами, при отсутствии общего идет развитие частного. Данная тенденция и её дальнейшее развитие может негативно сказаться на нормотворческих и правоприменительных процессах в финансовой сфере, так как недооценка концептуальных и общеотраслевых начал в правовом регулировании тех или иных общественных отношений может привести к несвязанности, противоречивости и конфликтности всей системы в целом.

Что касается уровня обособленности налогового права в системе финансового права, то здесь необходимо исходить из того, что практически все ученые-правоведы рассматривают налоговое право в качестве финансово-правового института, отмечая, тем не менее, что это крупнейший раздел финансового права с перспективой дальнейшего развития13. Кроме того, ряд ученых рассматривают налоговое право в качестве финансово-правового института, включая его в раздел финансового права, посвященный правовому регулированию государственных доходов14.

Вместе с тем, по нашему мнению, события предыдущего года — принятие первой части Налогового кодекса РФ, а также его вступление в силу с 1 января 1999 года, существенно изменило все ранее существовавшие подходы к понятию налогового права.

Представляется, что ещё совсем недавние традиционные взгляды на налоговое право как на правовой институт налогов с юридических и физических лиц достаточно устарели и не соответствуют современному положению вещей. Налоговое право по своей социальной важности и значению давно перешагнуло первоначально установленные для него рамки.

Так, в настоящий момент налоговое право уже включает в себя общие и особенные институционные нормы и принципы, систему правового регулирования организации и деятельности налоговых органов и иных государственных органов, стройную систему законодательных актов по вопросам налогообложения во главе с Налоговым кодексом РФ.

Широкое развитие и распространение получила система налогового контроля, в правоприменительной практике налоговые споры являются самыми многочисленными. Неуклонно и стремительно растет число налогоплательщиков. Образно выражаясь «налоги стучаться в каждый дом».

Принятие Налогового кодекса РФ и указанные выше обстоятельства привели к тому, что элементы налогового права получили свое институциональное развитие и сформировались в самостоятельные налогово-правовые институты, нашедшее свое четкое отражение в основном нормативном документе государства, посвященном налогообложению — Налоговом кодексе РФ. Все это, по нашему мнению, позволяет говорить о том, что процесс эволюции права о налогах и сборах достиг наиболее высокой своей формы объединения правовых норм — подотрасли, которая в теории права выступает как сложное объединение норм, институтов и их образований по предметному признаку.

Данное положение вполне согласуется  с тезисом, согласно которому появление новой сферы общественных отношений или усиление их значимости неизбежно влечет за собой создание новых структурных частей системы права. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что качественное преобразование, реформирование и кодификация налогового законодательства, постепенное обособление налоговых отношений и усиления специфики налогово-правового метода регулирования привело к тому, что институт налогового права стал на современном этапе развитым правовым образованием, которое сформировалось в самостоятельную подотрасль финансового права.

С учетом вышеизложенного представляется возможным дать определение понятию налогового права.

Налоговое право — подотрасль финансового права, со своей системой правовых норм (институтов), регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, а также отношения возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершения налогового правонарушения, путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов с элементами диспозитвности.

Таким образом, налоговое  право имеет следующие основные характеристики:  
— налоговое право — подотрасль финансового права, со своей системой финансово-правовых норм (институтов), то есть общеобязательных правил поведения обязанных субъектов, а также управомоченных положений для государственных органов и должностных лиц;  
— налоговое право — предметная подотрасль, то есть она посвящена определенному предмету — разновидности отношений, складывающихся по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершения налогового правонарушения;  
— налоговое право, прежде всего, регулирует общественные отношения по поводу установления, введения и взимания налоговых платежей; распределение и использование бюджетных средств лежит за рамками налоговых отношений, как и вопросы установления и взимания неналоговых платежей и иных государственных изъятий;  
— налоговое право устанавливает обязанность юридических и физических лиц по уплате налогов и сборов, а также регламентирует процедуру исчисления и уплаты налогов, порядок осуществления налогового контроля и применение мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

 

2. Налоговое производство: понятие, стадии. 

1. Важнейшей юридической  обязанностью налогоплательщика  выступает его обязанность по  уплате налогов (п. 1 ст. II Закона  об основах налоговой системы). Она является основной и первичной  по отношению ко всем другим  обязательствам плательщика. Правовое регулирование уплаты налогов осуществляется как общими нормами налогового законодательства, так и специальными, посвященными конкретным налоговым платежам. Суть исполнения налогозого обязательства заключается в совершении обязанным лицом определенных действий или их совокупности, направленных на фактическое финансирование государственного бюджета.

Однако отличительной особенностью исполнения обязательств по уплате налогов  выступает то обстоятельство, что  конкретное их содержание, т. е. мера должного поведения обязанного лица, начинается с момента определения размера обязательств и заканчивается реальным внесением денежных средств в бюджет или внебюджетный фонд. Таким образом, обязанность по уплате налогов состоит из двух самостоятельных, но одновременно последовательных и неразрывно связанных частей: исчисления налога и его уплаты.

2. Другой особенностью  исполнения обязательств по уплате  налогов является то, что мировая  наука и практика налогообложения  на протяжении всей истории своего существования выработали огромное количество разнообразнейших способов, средств, технических приемов, методов и методик, посредством которых налогоплательщик исполняет свою обязанность. Эти способы, приемы и методы носят как чисто учетный и расчетно-арифметический, так и фактологический характер, определяющий образ и виды действий, условия и порядок (процедуру) совершения тех или иных операций и актов, связанных с уплатой налогов.

Многообразие и богатство  этих приемов и способов объективно требуют своей систематизации и анализа, что позволяет нам в системе налоговых отношений выделить определенную самостоятельную подсистему, которой можно дать наименование налоговое производство.

Термин «производство» в данном случае выбран не случайно, поскольку, обозначая по своему содержанию «совершение, выполнение чего-либо»', он комплексно охватывает все возможные аспекты, связанные с исчислением и уплатой налогов.

3. Налоговое производство  является результатом не только  чисто теоретического анализа порядка исполнения налогового обязательства по финансированию государственного бюджета. Данная категория обусловлена и нормативной практикой налогообложения - Закон об основах налоговой системы говорит об «исчислении и уплате» как о двуедином процессе в пяти статьях: абз. 4 п. 1 ст. II; абз. 5 ст. 12; абз. 2 подп. «6» п. 1 ст. 13; подп. «а» п. 2 ст. 14 и подп. «в» п. 2 ст. 14.

С юридической точки  зрения, налоговое производство представляет собой налогово-правовой субинститут, объединяющий нормы, регламентирующие порядок исчисления и уплаты налогов. Кроме того, налоговое производство не носит чисто технического характера, как может показаться некоторым. Все приемы, способы и методы исчисления и уплаты налогов непосредственно закреплены действующим налоговым законодательством. Данное положение установлено в п. 2 ст. II Закона об основах налоговой системы: «В целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют: налогоплательщика (субъект налога); объект и источник налога; единицу налогообложения; налоговую ставку (норму налогового обложения); сроки уплаты налога; бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад». Кроме того, и правоприменительная практика исходит из того, что для установления налога и точного определения налогового обязательства законы должны содержать существенные элементы налоговых обязательств.

Информация о работе Контрольная работа по "Налоговому праву"