Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 08:12, курс лекций
Описание работы
Лекция 1. История возникновения и развития налогообложения 1.1. Основные этапы развития налогообложения 1.2.Основные учения о налогообложении Лекция 2 Общие положения налогового права России 2.1. Понятие налогового права как отрасли права 2.2. Предмет и метод налогового права 2.3. Система налогового права 2.4. Налоговое право в системе российского права Лекция 3. Источники налогового права 3.1. Источники налогового права: понятие и классификация 3.2. Налоговый кодекс Российской Федерации 3.3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству 3.4. Индивидуальные налогово-правовые акты 3.5. Решения Конституционного Суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношений Лекция 4. Понятие налога, его роль и основные функции 4.1. Налог, как правовая категория, его характерные черты 4.2. Соотношение налога и иных обязательных платежей 4.3. Функции и основные элементы налогообложения Лекция 5. Правовые основы системы налогов и сборов 5.1. Система принципов налогообложения 5.2. Классификация налогов и сборов в современной теории и практике налогообложения 5.3. Действие налогового законодательства в пространстве, времени и по кругу лиц Лекция 6. Нормы налогового права 6.1. Понятие норм налогового права и их особенности 6.2. Виды норм налогового права 6.3. Нормы-принципы и нормы-дефиниции в налоговом праве Лекция 7. Налоговые правоотношения 7.1. Понятие налоговых правоотношений, их функции, виды 7.2. Структура налоговых правоотношений. Объект налоговых правоотношений 7.3. Юридические факты в налоговом праве Лекция 8. Правовой статус налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей 8.1. Понятие и виды налогоплательщиков и плательщиков сборов, их права и обязанности 8.2. Налоговые агенты и сборщики налогов 8.3. Институт представительства в налоговых правоотношениях Лекция 9. Правовой статус органов налогового контроля 9.1. Налоговые органы в Российской Федерации, их права, обязанности и ответственность 9.2. Правовой статус Федеральной налоговой службы Российской Федерации 9.3. Органы МВД России: права, обязанности и ответственность в сфере налогового администрирования 9.4. Банки как субъекты налогового права Лекция 10. Налоговая обязанность 10.1. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности 10.2. Исполнение налоговой обязанности 10.3. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности 10.4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм – налогов, сборов или пени 10.5. Изменение срока уплаты налога, сбора или пени 10.6. Инвестиционный налоговый кредит Лекция 11. Налоговый контроль 11.1. Понятие и значение налогового контроля 11.2. Формы и виды налогового контроля 11.3. Налоговый контроль за расходами физического лица Лекция 12. Налоговые проверки 12.1. Налоговые проверки 12.2. Выездная налоговая проверка 12.3. Камеральная налоговая проверка 12.4. Оформление результатов выездной налоговой проверки Лекция 13. Налоговый учет и налоговая тайна 13.1. Бухгалтерский и налоговый учет в системе налога 13.2. Налоговая декларация 13.3. Налоговая тайна Лекция 14. Характеристика основных нарушений законодательства о налогах и сборах 14.1. Понятие, основные черты и стадии налогового процесса 14.2. Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений 14.3. Субъекты налогового правонарушения 14.4. Налоговые правонарушения 14.5.Общее понятие и способы уклонения от уплаты налогов Лекция 15. Налоговая ответственность 15.1. Принципы налоговой ответственности 15.2. Стадии налоговой ответственности 15.3. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения 15.4. Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах Лекция 16. Санкции в налоговом праве 16.1. Налоговые санкции. Давность взыскания налоговых санкций 16.2.Конституционные принципы назначения санкций Лекция 17. Защита прав налогоплательщиков 17.1. Защита прав налогоплательщиков. Административный порядок 17.2. Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков Лекция 18. Общая характеристика федеральных налогов и сборов 18.1. Основные положения 18.2. Налог на добавленную стоимость 18.3. Акцизы 18.4. Налог на доходы физических лиц 18.5. Единый социальный налог 18.6. Налог на прибыль организаций 18.7. Налог на добычу полезных ископаемых 18.8. Налог на наследование или дарение 18.9.Водный налог 18.10. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов 18.11. Государственная пошлина Лекция 19. Региональные налоги и сборы 19.1. Налог на имущество организаций 19.2. Налог на игорный бизнес 19.3. Транспортный налог Лекция 20. Местные налоги и сборы 20.1. Земельный налог 20.2 Налог на имущество физических лиц Лекция 21. Особенности налогообложения для отдельных видов деятельности 21.1. Упрощенная система налогообложения 21.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности 21.3. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) Лекция 22. Особенности налогообложения отдельных субъектов 22.1. Налогообложение кредитных организаций 22.2. Система налогообложения в свободных экономических зонах 22.3. ЗАТО Лекция 23. Международное налоговое право 23.1. Понятие и предмет международного налогового пра
> правовые позиции
Конституционного Суда РФ находятся
в сложных взаимосвязях с корреспондирующими
им правовыми позициями законодателя.
Виды правовых позиций:
1. по юридической форме
– в рамках постановлений или определений.
2. по видам налогов
– правовые позиции в области федеральных,
региональных, местных налогов.
3. по сферам налоговых
отношений – в сферах установления налогов,
исполнения обязанности по уплате налога
и сбора, налогового контроля.
Виды решений Конституционного
Суда РФ:
1. Решения Конституционного
Суда РФ по обоснованию и толкованию принципов
налогообложения.
2. Решения по вопросу
толкования ст. 57 Конституции РФ о законном
установлении налогов и сборов.
3. Решения о недопустимости
придания обратной силы актам законодательства
о налогах и сборах.
4. Решения о ясности
и определенности правового регулирования
в сфере налогообложения как необходимом
условии соблюдения ст. 19 Конституции
РФ.
5. Публично-правовой
характер налогов и решения Конституционного
Суда РФ об ответственности за налоговые
правонарушения.
Лекция 4. Понятие
налога, его роль и основные функции
4.1. Налог, как правовая
категория, его характерные черты
Под налогом понимается
обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований.
НК РФ устанавливает
(ст. 3): ни на кого не может быть возложена
обязанность уплачивать налоги и сборы,
а также иные взносы и платежи, обладающие
установленными НК РФ признаками налогов
или сборов, не предусмотренные НК РФ либо
установленные в ином порядке, чем это
определено НК РФ. В этой связи особое
значение приобретают признаки налогов,
к которым относятся:
– императивно-обязательный
характер;
– индивидуальная
безвозмездность;
– денежная форма;
– публичный и нецелевой
характер налогов.
Рассмотрим указанные
признаки подробнее.
Императивно-обязательный
характер. Уплата налога является конституционно-правовой
обязанностью, а не благотворительным
взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться
от исполнения налоговой обязанности.
Этим налоговые платежи отличаются от
такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные
перечисления, предусмотренные ст.41 БК
РФ.
Индивидуально безвозмездный
характер. Уплата налога не порождает
встречной обязанности государства совершить
в пользу данного, персонально определенного
налогоплательщика конкретные действия.
Данный признак отличает
налоги от сборов, носящих частично возмездный
характер. Уплата сбора предполагает встречные
действия государства в интересах налогоплательщика.
Это может быть выдача лицензии, предоставление
права торговли или парковки автотранспорта,
обеспечение правосудием, совершение
регистрационных или иных юридически
значимых действий. Частное лицо связывает
с уплатой сбора достижение определенных
благ. Уплатив сбор, налогоплательщик
вправе требовать от государства совершения
соответствующих действий, в том числе
и через суд.
Денежный характер.
Исторически потребности государств и
других участников правоотношений в докапиталистическую
эпоху удовлетворялись в форме натурального
обмена.
НК РФ определяет
налог как исключительно денежный платеж,
взимаемый с организаций и физических
лиц. Уплата налогов производится в наличной
или безналичной форме. Средство платежа
– валюта РФ. В качестве исключения согласно
п.3 ст.45 НК РФ иностранными организациями,
физическими лицами, не являющимися налоговыми
резидентами РФ, а также в иных случаях,
предусмотренных федеральными законами,
обязанность по уплате налога может исполняться
в иностранной валюте.
Публично-нецелевой
характер. Налоговые платежи – безусловный
атрибут государства, без которого оно
не может существовать. Именно налоги
и сборы составляют подавляющую часть
доходных источников государства и муниципальных
образований (иногда до 90 %). Их функциональное
назначение состоит в финансовом обеспечении
реализуемой государством внутренней
и внешней политики, то есть в обеспечении
нормальной жизнедеятельности общества.
Как указал КС РФ, уплата налоговых платежей
имеет целью обеспечивать расходы публичной
власти.
В зарубежной литературе
к функциям налогов относят:
1) финансирование
расходов государства;
2) перераспределение
доходов государства в пользу беднейших
граждан;
3) внеэкономическое
регулирование производства в целях повышения
его эффективности.
4.2. Соотношение
налога и иных обязательных
платежей
Налоги следует отличать
от сборов, пошлин или взносов.
Под сбором понимается
обязательный взнос, взимаемый с организаций
и физических лиц, уплата которого является
одним из условий совершения в отношении
плательщиков сборов государственными
органами, органами местного самоуправления,
иными уполномоченными органами и должностными
лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных
прав или выдачу разрешений (лицензий).
Привлечение денежных
средств в результате предоставления
определенных прав и выдачи разрешений
(лицензий) осуществляется в результате:
1) установления государственной
монополии на производство определенных
видов товаров, выполнение работ, оказание
услуг и, следовательно, исключения свободного
доступа иных субъектов в эти сферы деятельности;
2) предоставления
на возмездной основе отдельным частным
субъектам права заниматься деятельностью,
отнесенной к монополии государства.
Следовательно, уплата
сбора или пошлины всегда сопровождается
определенной целью частного субъекта
получить возмездную услугу от государства
Законодательно установленное
определение сбора показывает, что в его
содержании объединены юридические признаки
взносов за оказание государством возмездных
услуг, совершение определенных действий,
т. е. используемое в НК РФ понятие сбора
включило и понятие пошлины.
Налог и сбор имеют
как общие, так и отличительные признаки.
К общим относятся:
– обязательность
уплаты налогов и сборов в соответствующие
бюджеты или внебюджетные фонды;
– адресное поступление
в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;
– изъятие на основе
законодательно закрепленной формы и
порядка поступления;
– возможность принудительного
способа изъятия;
– контроль единой
системы налоговых органов.
В то же время налог
и сбор четко разграничиваются по следующим
юридическим характеристикам.
1. По значению. Налоговые
платежи в современных условиях являются
основным источником образования бюджетных
доходов. Остальные виды обязательных
платежей имеют меньшее значение.
2. По цели. Цель налогов
– удовлетворение публичных потребностей
государства или муниципальных образований;
цель сборов – удовлетворение только
определенных потребностей или затрат
государственных (муниципальных) учреждений.
3. По обстоятельствам.
Налоги представляют собой безусловные
платежи; сборы уплачиваются в обмен на
услугу, предоставляемую плательщику
государственным (муниципальным) учреждением,
который реализует государственно-властные
полномочия.
4. По характеру обязанности.
Уплата налога является четко установленной
Конституцией РФ обязанностью плательщика;
сбор характеризуется определенной добровольностью
и часто не имеет государственного императива.
5. По периодичности.
Налогам свойственна определенная периодичность;
сбор обычно носит разовый характер и
его уплата происходит без определенной
системы.
Таким образом, в отличие
от налогов сборы индивидуальны и им всегда
присущи строго определенная цель и специальные
интересы.
4.3. Функции и
основные элементы налогообложения
Налогообложение
– сбор, взимаемый центральным правительством
или местными органами власти с физических
лиц и корпоративных организаций для финансирования
расходов государства, а также в качестве
средства проведения фискальной политики.
Платежи за особые услуги, оказанные плательщику
или для плательщика, не рассматриваются
как налогообложение.
Функции налогообложения:
– фискальная,
– распределительная,
– регулирующая,
– контрольная,
– стимулирующая (внешнеэкономическая).
Элементы налогообложения
– определяемые законодательными актами
государства или нормативными правовыми
актами принципы, правила, категории, термины,
применяемые для установления, введения,
взимания налога.
Налог считается установленным
лишь в том случае, когда определены налогоплательщики
и следующие элементы налогообложения
(п. 1 ст. 17 НК РФ):
– объект налогообложения;
– налоговая база;
– налоговый период;
– налоговая ставка;
– порядок исчисления
налога;
– порядок уплаты
налога;
– сроки уплаты налога.
Кроме того, в акте
законодательства о налогах и сборах могут
также предусматриваться налоговые льготы
и основания для их использования.
Система элементов
правового регулирования налога состоит
из обязательных и факультативных элементов.
Обязательные элементы включают две группы
– основные и дополнительные.
1. Основные элементы
определяют основополагающие, сущностные
характеристики налога, которые формируют
представление о налоговом механизме.
К основным элементам
правового механизма налога и сбора относятся:
– объект налогообложения;
– налоговая база;
– налоговый период;
– налоговая ставка;
– порядок исчисления
налога;
– порядок и сроки
уплаты налога.
– субъект (налогоплательщик
или плательщик сбора),
Налогоплательщиками
и плательщиками сборов признаются организации
и физические лица, на которых в соответствии
с НК РФ возложена обязанность уплачивать
соответственно налоги и (или) сборы.
Объектами налогообложения
могут являться операции по реализации
товаров (работ, услуг), имущество, прибыль,
доход, стоимость реализованных товаров
(выполненных работ, оказанных услуг) либо
иной объект, имеющий стоимостную, количественную
или физическую характеристики, с наличием
которого у налогоплательщика законодательство
о налогах и сборах связывает возникновение
обязанности по уплате налога.
Под имуществом в
НК РФ понимаются виды объектов гражданских
прав (за исключением имущественных прав),
относящихся к имуществу в соответствии
с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Товаром признается
любое имущество, реализуемое либо предназначенное
для реализации (в целях регулирования
отношений, связанных с взиманием таможенных
платежей, к товарам относится и иное имущество,
определяемое Таможенным кодексом Российской
Федерации).
Работой для целей
налогообложения признается деятельность,
результаты которой имеют материальное
выражение и могут быть реализованы для
удовлетворения потребностей организации
и (или) физических лиц.
Услугой признается
деятельность, результаты которой не имеют
материального выражения, реализуются
и потребляются в процессе осуществления
этой деятельности.
Налоговая база представляет
собой стоимостную, физическую или иную
характеристики объекта налогообложения.
Налогоплательщики-организации
исчисляют налоговую базу по итогам каждого
налогового периода на основе данных регистров
бухгалтерского учета и (или) на основе
иных документально подтвержденных данных
об объектах, подлежащих налогообложению
либо связанных с налогообложением.
При обнаружении ошибок
(искажений) в исчислении налоговой базы,
относящихся к прошлым налоговым (отчетным)
периодам, в текущем (отчетном) налоговом
периоде перерасчет налоговых обязательств
производится в периоде совершения ошибки.
В случае невозможности определения конкретного
периода корректируются налоговые обязательства
отчетного периода, в котором выявлены
ошибки (искажения).
Индивидуальные предприниматели
исчисляют налоговую базу по итогам каждого
налогового периода на основе данных учета
доходов и расходов и хозяйственных операций
в порядке, определяемом Министерством
финансов Российской Федерации.
Остальные налогоплательщики
– физические лица исчисляют налоговую
базу на основе получаемых в установленных
случаях от организаций данных об облагаемых
доходах, а также данных собственного
учета облагаемых доходов, осуществляемого
по произвольным формам.
Под налоговым периодом
понимается календарный год или иной период
времени применительно к отдельным налогам,
по окончании которого определяется налоговая
база и исчисляется сумма налога, подлежащая
уплате. Налоговый период может состоять
из одного или нескольких отчетных периодов,
по итогам которых уплачиваются авансовые
платежи.
Налоговая ставка
представляет собой величину налоговых
начислений на единицу измерения налоговой
базы.
Порядок исчисления
налога. Налогоплательщик самостоятельно
исчисляет сумму налога, подлежащую уплате
за налоговый период, исходя из налоговой
базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах, обязанность по исчислению
суммы налога может быть возложена на
налоговый орган или налогового агента.
В этих случаях не позднее 30 дней до наступления
срока платежа налоговый орган направляет
налогоплательщику налоговое уведомление.
В налоговом уведомлении должны быть указаны
размер налога, подлежащего уплате, расчет
налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Налоговое уведомление может быть передано
руководителю организации (ее законному
или уполномоченному представителю) или
физическому лицу (его законному или уполномоченному
представителю) лично под расписку или
иным способом, подтверждающим факт и
дату его получения. В случае, когда указанные
лица уклоняются от получения налогового
уведомления, данное уведомление направляется
по почте заказным письмом. Налоговое
уведомление считается полученным по
истечении шести дней с даты направления
заказного письма.