Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 08:12, курс лекций
Описание работы
Лекция 1. История возникновения и развития налогообложения 1.1. Основные этапы развития налогообложения 1.2.Основные учения о налогообложении Лекция 2 Общие положения налогового права России 2.1. Понятие налогового права как отрасли права 2.2. Предмет и метод налогового права 2.3. Система налогового права 2.4. Налоговое право в системе российского права Лекция 3. Источники налогового права 3.1. Источники налогового права: понятие и классификация 3.2. Налоговый кодекс Российской Федерации 3.3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству 3.4. Индивидуальные налогово-правовые акты 3.5. Решения Конституционного Суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношений Лекция 4. Понятие налога, его роль и основные функции 4.1. Налог, как правовая категория, его характерные черты 4.2. Соотношение налога и иных обязательных платежей 4.3. Функции и основные элементы налогообложения Лекция 5. Правовые основы системы налогов и сборов 5.1. Система принципов налогообложения 5.2. Классификация налогов и сборов в современной теории и практике налогообложения 5.3. Действие налогового законодательства в пространстве, времени и по кругу лиц Лекция 6. Нормы налогового права 6.1. Понятие норм налогового права и их особенности 6.2. Виды норм налогового права 6.3. Нормы-принципы и нормы-дефиниции в налоговом праве Лекция 7. Налоговые правоотношения 7.1. Понятие налоговых правоотношений, их функции, виды 7.2. Структура налоговых правоотношений. Объект налоговых правоотношений 7.3. Юридические факты в налоговом праве Лекция 8. Правовой статус налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей 8.1. Понятие и виды налогоплательщиков и плательщиков сборов, их права и обязанности 8.2. Налоговые агенты и сборщики налогов 8.3. Институт представительства в налоговых правоотношениях Лекция 9. Правовой статус органов налогового контроля 9.1. Налоговые органы в Российской Федерации, их права, обязанности и ответственность 9.2. Правовой статус Федеральной налоговой службы Российской Федерации 9.3. Органы МВД России: права, обязанности и ответственность в сфере налогового администрирования 9.4. Банки как субъекты налогового права Лекция 10. Налоговая обязанность 10.1. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности 10.2. Исполнение налоговой обязанности 10.3. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности 10.4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм – налогов, сборов или пени 10.5. Изменение срока уплаты налога, сбора или пени 10.6. Инвестиционный налоговый кредит Лекция 11. Налоговый контроль 11.1. Понятие и значение налогового контроля 11.2. Формы и виды налогового контроля 11.3. Налоговый контроль за расходами физического лица Лекция 12. Налоговые проверки 12.1. Налоговые проверки 12.2. Выездная налоговая проверка 12.3. Камеральная налоговая проверка 12.4. Оформление результатов выездной налоговой проверки Лекция 13. Налоговый учет и налоговая тайна 13.1. Бухгалтерский и налоговый учет в системе налога 13.2. Налоговая декларация 13.3. Налоговая тайна Лекция 14. Характеристика основных нарушений законодательства о налогах и сборах 14.1. Понятие, основные черты и стадии налогового процесса 14.2. Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений 14.3. Субъекты налогового правонарушения 14.4. Налоговые правонарушения 14.5.Общее понятие и способы уклонения от уплаты налогов Лекция 15. Налоговая ответственность 15.1. Принципы налоговой ответственности 15.2. Стадии налоговой ответственности 15.3. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения 15.4. Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах Лекция 16. Санкции в налоговом праве 16.1. Налоговые санкции. Давность взыскания налоговых санкций 16.2.Конституционные принципы назначения санкций Лекция 17. Защита прав налогоплательщиков 17.1. Защита прав налогоплательщиков. Административный порядок 17.2. Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков Лекция 18. Общая характеристика федеральных налогов и сборов 18.1. Основные положения 18.2. Налог на добавленную стоимость 18.3. Акцизы 18.4. Налог на доходы физических лиц 18.5. Единый социальный налог 18.6. Налог на прибыль организаций 18.7. Налог на добычу полезных ископаемых 18.8. Налог на наследование или дарение 18.9.Водный налог 18.10. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов 18.11. Государственная пошлина Лекция 19. Региональные налоги и сборы 19.1. Налог на имущество организаций 19.2. Налог на игорный бизнес 19.3. Транспортный налог Лекция 20. Местные налоги и сборы 20.1. Земельный налог 20.2 Налог на имущество физических лиц Лекция 21. Особенности налогообложения для отдельных видов деятельности 21.1. Упрощенная система налогообложения 21.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности 21.3. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) Лекция 22. Особенности налогообложения отдельных субъектов 22.1. Налогообложение кредитных организаций 22.2. Система налогообложения в свободных экономических зонах 22.3. ЗАТО Лекция 23. Международное налоговое право 23.1. Понятие и предмет международного налогового пра
– регулируют не все,
а только те отношения, которые возникают
по поводу собирания государством и муниципальными
образованиями денежных средств,
– нормы налогового
права регулируют отношения с участием
весьма специфичного круга субъектов.
Нормы налогового
права имеют структуру, в которой выделяются:
– гипотеза,
– диспозиция,
– санкция.
Во-первых, санкции
норм налогового права имеют денежный
характер. Ими предусматривается пеня
и штраф. Во-вторых, санкции норм налогового
права имеют правовосстановительный и
карательный (штрафной) характер. К правовосстановительным
санкциям относится пеня, а к карательным
штрафным санкциям – штраф, а в некоторых
случаях и пеня. В-третьих, чаще всего правовосстановительные
и карательные санкции норм налогового
права применяются одновременно. В-четвертых,
денежные средства, получаемые в результате
применения санкций норм налогового права
зачисляются в бюджеты (государственные
и муниципальные), в государственные внебюджетные
фонды.
Норма налогового
права не тождественна статье акта налогового
права. Как правило, все элементы, из которых
состоит норма, содержатся не в одной статье
акта налогового права, а размещаются
в разных статьях.
Например, ст. 83 НК
РФ содержит гипотезу (которая в формулировке
опущена, но подразумевается) и диспозицию
налоговой нормы, определяющую порядок
учета налогоплательщиков, а в ст. 116 НК
РФ содержится санкция этой налоговой
нормы, так как в ней предусматривается
ответственность за нарушения сроков
постановки на учет в налоговом органе.
6.2. Виды норм
налогового права
Нормы налогового
права весьма многообразны, что отражает
сложный и комплексный характер налогово-правового
регулирования.
Их можно классифицировать:
1. В зависимости от
функций, выполняемых налоговым правом,
его нормы могут быть подразделены на
регулятивные и охранительные.
К регулятивным нормам
относятся те, которые непосредственно
направлены на регулирование общественных
отношений путем предоставления участникам
прав и возложения на них обязанностей.
Регулятивные нормы налогового права
в зависимости от их юридического содержания
подразделяются на:
– обязывающие – устанавливают
обязанность лица совершать определенные
положительные действия;
– управомочивающие
– предусматривают возможность субъекта
действовать в рамках требований налоговой
нормы, но по своему усмотрению;
– запрещающие – устанавливают
обязанность лица воздерживаться от определенных
действий, указанных в этой норме.
К охранительным нормам
налогового права относятся те, которые
предусматривают применение мер государственного
принуждения за налоговые правонарушения,
а также за нарушение банками обязанностей,
предусмотренных законодательством о
налогах и сборах.
2. В зависимости от
операции, которую они выполняют в процессе
правового регулирования – специализированные
нормы:
– общие (общезакрепительные) –
фиксируют определенные элементы регулируемых
отношений;
– оперативные – определяют
вступление в силу налогово-правовых норм,
отмену действующих, продление срока их
действия и т. д.;
– коллизионные –
указывают на законы, порядок и проч., которые
должны действовать именно в данном случае
(при наличии альтернатив);
– нормы-принципы
– определяют основные начала законодательства
о налогах и сборах.
3. По объему действия
на общие и специальные.
Общие нормы распространяются
на целый ряд тех или иных отношений, а
специальные – на определенный вид отношений
в пределах данного рода.
4. По территории действия
различают налоговые нормы, охватывающие:
– всю территорию
Российской Федерации;
– территорию соответствующего
субъекта РФ;
– территорию соответствующего
муниципального образования.
Соответственно, первые
содержатся в нормативных правовых актах
органов власти федерального уровня, вторые
– в нормативных правовых актах субъектов
Федерации, а третьи – в нормативных правовых
актах муниципальных образований.
Также нормы налогового
права подразделяются на материальные
и процессуальные.
Материальные нормы
налогового права устанавливают объекты
налогообложения, налоговые ставки, льготы
по отдельным видам налогов, общие требования
к реализации норм налогового права и
т. д.
Процессуальные нормы
налогового права устанавливают порядок
реализации материальных норм.
К примеру, процессуальными
являются налоговые нормы, определяющие
порядок принудительного исполнения налогоплательщиком
обязанности по уплате налога, порядок
осуществления налоговыми органами налогового
контроля.
6.3. Нормы-принципы
и нормы-дефиниции в налоговом
праве
В механизме правового
регулирования налоговых отношений нормы-принципы
и нормы-дефиниции выступают нормами общего
содержания. Они устанавливают общие определения
для налогового права либо исходные начала
(принципы) налогообложения соответственно.
Нормы-дефиниции и
нормы-принципы не формулируют деталей
налогово-правового регулирования, а содержащиеся
в них правила поведения не находят четкого
выражения в налогово-правовом акте. Это
нормы, которые определяют правовые принципы,
понятия, категории, имеющие юридическое
значение. Поэтому их обязательно следует
учитывать при применении любых соответствующих
им конкретных норм налогового права.
Правило поведения в такой норме выражено
в самых общих чертах и может быть выведено
лишь после соответствующего анализа.
Принцип построения
системы налогов и сборов представляет
собой исходное положение, лежащее в основе
налоговой системы государства, предопределяющее
возможность норм налогового права и формирующее
различные подходы к их толкованию, разрешению
коллизий и восполнению пробелов.
Нормы принципы обладают
значительной спецификой в структуре
механизма налогово-правового регулирования.
Им присущ базовый характер, поскольку,
являясь предписаниями основополагающего
характера, нормы-принципы определяют
цели и функциональную направленность
всех иных налогово-правовых норм.
Нормы-принципы носят
абстрактно-обобщающий характер. Они регулируют
ключевые аспекты налоговой сферы и представляют
собой обобщающие правовые категории.
Также они конкретизируются посредством
иных правовых норм. Именно эта особенность
норм-принципов налогового права делает
их незаменимыми при толковании иных правовых
норм законодательства о налогах и сборах
и разрешении коллизионных ситуаций в
сфере налогообложения.
Нормы-принципы имеют
стабильный характер, обладают устойчивостью,
что позволяет им выполнять роль долговременных
правовых ориентиров в системе налогового
законодательства.
В НК РФ нормы-дефиниции
содержатся в основном в ст. 11, однако используемые
в законодательстве о налогах и сборах
понятия и термины не ограничиваются приведенными
в указанной статье. Одной из задач части
1 НК РФ является формирование понятийного
аппарата налогового законодательства,
поэтому термины и понятия определены
и в соответствующих статьях первой части.
Статья 11 НК РФ предусматривает
следующие способы формирования понятийно-терминологического
аппарата:
– использование в
НК РФ понятий и терминов, ранее определенных
в других отраслях законодательства в
том значении, в каком они применяются
в этих отраслях. Часть 1 ст. 11 НК РФ содержит
положение о том, что институты, понятия
и термины гражданского, семейного и других
отраслей законодательства Российской
Федерации, используемые в НК РФ, применяются
в том значении, в каком они используются
в этих отраслях законодательства, если
иное не предусмотрено в НК РФ.
– использование специфических
понятий и терминов законодательства
о налогах и сборах в значениях, определяемых
в НК РФ. Такие понятия, как «налогоплательщик»,
«объект налогообложения», «налогооблагаемая
база» и др., должны иметь единообразное
определение, которое следует закреплять
именно в НК РФ и распространять на все
принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые
акты, регулирующие налоговые правоотношения.
Лекция 7. Налоговые
правоотношения
7.1. Понятие налоговых
правоотношений, их функции, виды
Отношения, регулируемые
законодательством о налогах и сборах
(налоговые отношения), являются разновидностью
финансовых отношений и, зафиксированные
в системе правовых актов обычаев делового
оборота и общеправовых принципов, составляют
налоговое право, которое является подотраслью
(частью) финансового права.
Отношения, регулируемые
НК РФ, относятся в финансовым правоотношениям
и отражают регулятивные и охранительные
функции права, реализуемые в области
налогообложения.
Основные функции:
– конституционная;
– координирующая;
– фискальная;
– стимулирующая;
– контрольная;
– межотраслевая;
– правовая;
– внешнеэкономическая.
Законодательство
о налогах и сборах регулирует властные
отношения по установлению, введению и
взиманию налогов и сборов в РФ, а также
отношения, возникающие в процессе осуществления
налогового контроля, обжалования актов
налоговых органов, действий (бездействия)
их должностных лиц и привлечения к ответственности
за совершение налогового правонарушения.
Налоговое правоотношение
– это общественное отношение, возникающее
на основе реализации норм налогового
права.
Ориентируясь на действующее
налоговое законодательство, концепцию
НК РФ, можно выделить несколько типов
отношений, регулируемых налоговым правом.
К ним относятся отношения между:
– субъектами государственной
власти, находящимися на различном уровне,
выступающими носителями полномочий по
реализации совместной компетенции Федерации
и ее субъектов в области налогообложения;
– государственными
органами по налоговому регулированию
и контролю и налогоплательщиками при
определении налогооблагаемой базы и
экономической эффективности по конкретному
виду налога;
– различными видами
налогоплательщиков и органами налогового
регулирования и контроля при реализации
прав и обязанностей этих участников налоговых
правоотношений;
– налогоплательщиками
и органами налогового регулирования
и контроля, связанные с определением
сроков, места, источника получения доходов;
– налогоплательщиками
и органами налогового регулирования
и контроля по исполнению налоговых обязанностей;
– субъектами налогового
контроля (органами исполнительной власти)
и налогоплательщиками по осуществлению
налогового контроля;
– налоговыми органами
и их должностными лицами и налогоплательщиками
по порядку обжалования действий или бездействия
налоговых органов;
– органами уголовного
и административного судопроизводства
и налогоплательщиками – нарушителями
налогового законодательства в производстве
по делам о налоговых нарушениях, а также
отношения в области применения мер ответственности
со стороны налоговых и судебных органов,
органов государственной власти и местного
самоуправления за нарушение норм налогового
законодательства.
Классификация:
1) по основным функциям
права:
а) Регулятивные правоотношения
составляют основную массу отношений
в сфере правового регулирования налогообложения.
Они обеспечивают реализацию регулятивной
функции права:
– абсолютные это
те, в которых уполномоченному лицу противостоит
не всякий, а вполне определенный субъект,
обязанный совершать или не совершать
определенные действия,
– относительные –
лицу противостоит совершенно определенное
обязанное лицо.
б) Охранительные налоговые
правоотношения выполняют вспомогательную
роль по отношению к регулятивным, возникают
в связи с нарушением налогово-правовой
нормы и основываются на санкции налогово-правовой
нормы.
2) По характеру налогово-правовых
норм: материальные и процессуальные;
3) На основании особенностей
их объекта: имущественные и неимущественные;
4) По структуре их
юридического содержания: простые и сложные.
7.2. Структура налоговых
правоотношений. Объект налоговых
правоотношений
Элементами структуры
налогового правоотношения является:
– субъекты
– юридическое содержание,
т. е. права и обязанности субъектов.
Субъекты налоговых
правоотношений – лица, участвующие в
конкретном правоотношении и являются
носителями прав и обязанностей.
Классификация субъектов
налоговых правоотношений:
1. По способу нормативной
определенности:
– зафиксированные
налоговым законодательством в качестве
субъектов налоговых отношений;
– не зафиксированные
налоговым законодательством в качестве
субъектов налоговых отношений.
2. По характеру фискального
интереса:
– частные субъекты;
– публичные субъекты.
3. По степени имущественной
заинтересованности в возникновении налоговых
отношений:
– имеющие непосредственный
собственный имущественный интерес в
налоговых отношениях;
– не имеющие непосредственного
собственного имущественного интереса
в налоговых отношениях.
НК РФ фиксирует понятие
«участники отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах» (ст. 9), к числу которых
относятся:
– налогоплательщики
– организации и физические лица;
– налоговые агенты;
– налоговые органы;
– таможенные органы;
– сборщики налогов
и сборов – государственные органы исполнительной
власти и исполнительные органы местного
самоуправления, другие уполномоченные
ими органы и должностные лица, осуществляющие
в установленном порядке помимо налоговых
и таможенных органов прием и взимание
налогов и (или) сборов, а также контроль
за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками
сборов;
– финансовые органы;
– органы государственных
внебюджетных фондов;
– иные уполномоченные
органы – органы, наделенные компетенцией
относительно решения вопросов об отсрочке
и о рассрочке уплаты налогов и сборов
и других вопросов, предусмотренных НК
РФ.
Объект правоотношения
не включается в его структуру; он находится
за рамками налогового правоотношения.
Объекты налоговых правоотношений могут
быть подразделены на две группы: отделимые
и неотделимые от материального содержания
правоотношения.