Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:36, курс лекций
Предметом изучения, является вся совокупность действительных отношений, которые возникают между государством, предприятиями и населением в процессе взимания налогов и функционирования налоговой системы.
Задачей курса является: овладение основами знаний сущности налогов; ознакомление с принципами налогообложения;
знакомство с передовой практикой налогообложения; ознакомление с налоговой системой Республики Узбекистан;
овладение навыками расчёта налогов.
Введение. Предмет и задачи курса.
Тема №1. Сущность и необходимость налогов
Тема №2. Налоговая система Республики Узбекистан.
Тема №3. Налог на доходы (прибыль) с юридических лиц.
Тема №4. Единые налоговые платежи.
Тема №5. Налог на добавленную стоимость.
Тема №6. Акцизный налог.
Тема №7. Налог на имущество.
Тема №8. Земельный налог.
Тема №9. Налог на доходы с физических лиц.
Тема №10. Налог за пользование водными ресурсами.
Тема №11. Налог за пользование недрами.
Тема №12. Местные налоги и сборы.
Тема №13. Обязательные платежи и отчисления в государственные целевые фонды.
Список рекомендуемой литературы
РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН
НАВОИЙСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ
НАВОИЙСКИЙ ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА “ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ”
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Опорный конспект лекций
Навои - 2012
Содержание:
Введение. Предмет и задачи курса.
Тема №1. Сущность и необходимость налогов
Тема №2. Налоговая система Республики Узбекистан.
Тема №3. Налог на доходы (прибыль) с юридических лиц.
Тема №4. Единые налоговые платежи.
Тема №5. Налог на добавленную стоимость.
Тема №6. Акцизный налог.
Тема №7. Налог на имущество.
Тема №8. Земельный налог.
Тема №9. Налог на доходы с физических лиц.
Тема №10. Налог за пользование водными ресурсами.
Тема №11. Налог за пользование недрами.
Тема №12. Местные налоги и сборы.
Тема №13. Обязательные платежи и отчисления в государственные целевые фонды.
Список рекомендуемой литературы
Введение.
В условиях углубления экономических реформ изменяется роль финансовых рынков, в частности налогов. Они становятся одним из главных стимуляторов развития национальной экономики. С их помощью государство оказывает воздействие на хозяйственную деятельность предприятий, стимулирующих приобретённые виды предпринимательства, решает неотложные проблемы.
Необратимость
экономических реформ и ставшая
уже реальностью система рынка
и рыночных отношений сегодня
в особых доказательствах не нуждается.
Государство как главный
Налоги
служат финансовой базой государственных
социальных
гарантий, регулирования
Поэтому изучение роли налогов в стимулирующем и регулирующем развитии производства, стабилизации экономики, достижении полной занятости в современных условиях имеет большое теоретическое и практическое значение.
Отсюда
вытекает важность курса в подготовке
высоко квалифицированных
Целью курса, является дать основу знаний действующей системы налогов. В курсе изучаются вопросы сущности налогов, их функции, налоговая система, виды налогов, действующих в Республике Узбекистан, принципы налогообложения, ответственность за нарушение налогового законодательства, правовые основы налоговых органов, налоговая политика, налоговый механизм и многое другое.
Теоретическая основа курса, является предмет «Экономическая теория». Он тесно связан с дисциплиной, как «Финансы», «Страхование», «Бухгалтерский учёт», «Аудит» и другие.
Предметом изучения, является вся совокупность действительных отношений, которые возникают между государством, предприятиями и населением в процессе взимания налогов и функционирования налоговой системы.
Задачей курса является:
Тема №1. Сущность и необходимость налогов.
Программная аннотация.
Налоги – как часть финансово-бюджетной системы. Экономическая сущность налогов. Необходимость налогов. История возникновения налогов.
Функция
налогов. Финансовая, экономическая
и перераспределительная
Принципы налогообложения. Принципы полноты. Принцип социальной справедливости. Принцип равенства и эффективности.
ПЛАН:
I. Налоги – это обязательные платежи с населения, предприятий и других хозяйствующих субъектов, взимаемые государством.
Сущность
налогов проявляется в
Не существует
непосредственной, прямой связи между
величиной налога, уплаченного конкретным
плательщиком и объёмом общественных
благ, которые будут потреблены именно
им. Этим налог отличается от цены (как
плата за добровольное потребление
товара), лицензии или комиссионного
сбора, которые могут быть обязательными
или добровольными, но которые всегда
связаны с извлечением
Этот момент даёт налогоплательщикам повод рассматривать налогообложение как бремя, хотя они могут и одобрять направление государственных расходов, финансируемых за счёт налогов.
Конкретный налогоплательщик не соотносит свою собственность и общественную выгоду. Это приводит к уклонению части граждан от уплаты налогов, занижению своих расходов. Поэтому государству необходимо эффективно и гласно распоряжаться собранными у своих граждан налогами.
В законодательстве большинства стран, в том числе Узбекистана, закреплено, что устанавливать налоги и определять их размеры только высшая законодательная власть. Никто не вправе устанавливать новые налоги или определять их размеры по собственному усмотрению.
Законный легальный характер платежей – вот главная характеристика налогов.
Основная функция налогов – фискальная (от лат. Fiskus – казна).
Она
состоит в том, что с её
помощью образуются
Через налоги происходит изъятие части доходов граждан и предприятий для содержания государственного аппарата, обороны, и той части непроизводственной сферы, которая вообще не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и другие), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи, многие учебные заведения и т. п.).
Другая важная функция налогов – экономическая. С помощью налогов государство осуществляет регулирование условий производства, создаёт определённый «климат налоговый» для экономичной деятельности. Через свою экономическую функцию налоги оказывают влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платёжеспособный спрос населения. Например, при низкой эффективности экспорта вводятся дополнительные налоговые льготы для предприятий, экспортирующих свои товары.
Маневрируя
налоговыми ставками, льготами и
штрафами, изменяя условия
Воздействие
методов стимулирования технического
прогресса через систему
Налоги
используются и для того, чтобы
ограничить не целесообразную
с точки зрения общества
Следующая функция налогов – перераспределительная. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, предпринимателей, граждан, направляя их на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоёмкие и фондоёмкие отрасли с длительными сроками затрат. Значительные средства из бюджета идут на развитие сельского хозяйства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всём состоянии экономики и жизни населения.
Перераспределительная
функция налогов носит ярко выраженный
социальный характер. Соответственным
образом построенная налоговая
система позволяет придать
Общемировая практика характеризуется установлением прогрессивных ставок налогообложения, полным или частичным освобождением от налогов граждан нуждающихся социальной защите, в то же время сверх доходы облагаются налогом по высоким прогрессивным ставкам.
Конечно
же, разграничения указанных
Избегать
отрицательных последствий
III. Различают следующие принципы эффективной системы налогообложения:
Принцип достаточности. В соответствии с данным принципом уровень налогообложения должен быть таким. Чтобы гарантировать получение ресурсов, необходимых для финансирования экономики, социальных задач, обороноспособности и других.
Поощрения предпринимательства и инвестиций. Налоговая система должна поощрять действующие субъекты направлять средства на развитие правительства, приобретения оборудования, т.е. стимулировать накопление капитала, тем самым способствовать совершенствованию технологий, обеспечивать выпуск конкурентно способной продукции.
Принцип справедливости. Различают горизонтальную и вертикальную справедливость. Принцип горизонтальной справедливости предполагает при равных условиях получения дохода применение к налогоплательщикам приблизительно равных условий налогообложения.
Вертикальная
справедливость подразумевает более
мягкие условия налогообложения
для субъектов, работающих в более
тяжёлых условиях хозяйствования и
более тяжёлых, для субъектов, имеющих
возможность более лёгкого
Можно считать
справедливым, если налоги будут платить
те, кто получают потом выгоду
от государственных программ, реализуемых
за счёт собранных налогов. Например,
сумму поступлений от налога на транспортные
средства государство тратит на ремонт
и строительство дорог, от этого
выигрывают сами плательщики – владетели
автомобилей. Однако, реализовать этот
подход в широких масштабах
Значительно
шире практикуется такой подход: по
которому за основу берётся принцип
платёжеспособности: чем выше уровень
доходов, тем большую сумму налога
можно взять с
Принцип простоты и нейтральности. Он подразумевает простоту определения налогооблагаемой базы, расчётов по налогам, упрощение содержания представляемых счетов, а также установление единых ставок по наиболее важным видам налогов.