Налоги и налогообложение Узбекистана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:36, курс лекций

Описание работы

Предметом изучения, является вся совокупность действительных отношений, которые возникают между государством, предприятиями и населением в процессе взимания налогов и функционирования налоговой системы.
Задачей курса является: овладение основами знаний сущности налогов; ознакомление с принципами налогообложения;
знакомство с передовой практикой налогообложения; ознакомление с налоговой системой Республики Узбекистан;
овладение навыками расчёта налогов.

Содержание работы

Введение. Предмет и задачи курса.
Тема №1. Сущность и необходимость налогов
Тема №2. Налоговая система Республики Узбекистан.
Тема №3. Налог на доходы (прибыль) с юридических лиц.
Тема №4. Единые налоговые платежи.
Тема №5. Налог на добавленную стоимость.
Тема №6. Акцизный налог.
Тема №7. Налог на имущество.
Тема №8. Земельный налог.
Тема №9. Налог на доходы с физических лиц.
Тема №10. Налог за пользование водными ресурсами.
Тема №11. Налог за пользование недрами.
Тема №12. Местные налоги и сборы.
Тема №13. Обязательные платежи и отчисления в государственные целевые фонды.
Список рекомендуемой литературы

Файлы: 1 файл

Налоги и налогобложение.docx

— 404.96 Кб (Скачать файл)

РЕСПУБЛИКА  УЗБЕКИСТАН

 

НАВОИЙСКИЙ  ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ

 

НАВОИЙСКИЙ  ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ

 

                                                     

КАФЕДРА “ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАЛОГИ  И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

 

Опорный конспект  лекций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Навои - 2012

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение. Предмет и задачи курса.

Тема №1.    Сущность и необходимость налогов

Тема №2.    Налоговая система Республики Узбекистан.

Тема №3.    Налог на доходы (прибыль) с юридических лиц.   

Тема №4.     Единые налоговые платежи.

Тема №5. Налог на добавленную стоимость.       

Тема №6. Акцизный налог.    

Тема №7.  Налог на имущество.

Тема №8. Земельный налог.

Тема №9. Налог на доходы с физических лиц.       

Тема №10. Налог за пользование водными ресурсами.    

Тема №11.  Налог за пользование недрами.

Тема №12. Местные налоги и сборы.

Тема №13. Обязательные платежи и отчисления в государственные целевые фонды.

 

 

Список  рекомендуемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В условиях углубления экономических реформ изменяется роль финансовых рынков, в частности  налогов. Они становятся одним из главных стимуляторов развития национальной экономики. С их помощью государство  оказывает воздействие на хозяйственную  деятельность предприятий, стимулирующих  приобретённые виды предпринимательства, решает неотложные проблемы.

Необратимость экономических реформ и ставшая  уже реальностью система рынка  и рыночных отношений сегодня  в особых доказательствах не нуждается. Государство как главный реформатор ведёт наше общество по пути прогресса  укрепления экономического потенциала страны и выхода на уровень мировых  стандартов во всех сферах деятельности, однако для реализации этих задач, любое  государство нуждается в поступлениях довольно значимых, позволяющих сделать  национальную экономику не только устойчивой, но и независимой. И такими постулатами  в первую очередь являются налоги, составляющие главную статью бюджета.

Налоги  служат финансовой базой государственных  социальных                гарантий, регулирования предпринимательской  деятельности, стимулированием рационального  использования природных ресурсов, охраны окружающей среды. Иначе говоря, налоги это тот денежный канал  с помощью которого государство  решает текущие и перспективные  задачи развития народного хозяйства  и улучшения жизни людей.

Поэтому изучение роли налогов  в стимулирующем  и регулирующем развитии производства, стабилизации экономики, достижении полной  занятости в  современных условиях имеет большое теоретическое  и практическое значение.

Отсюда  вытекает важность курса в подготовке высоко квалифицированных специалистов.

Целью курса, является дать основу знаний действующей  системы налогов. В курсе изучаются  вопросы сущности налогов, их функции, налоговая система, виды налогов, действующих  в Республике Узбекистан, принципы налогообложения, ответственность  за нарушение налогового законодательства, правовые основы налоговых органов, налоговая политика, налоговый механизм и многое другое.

Теоретическая основа курса, является предмет «Экономическая теория». Он тесно связан с дисциплиной, как «Финансы», «Страхование», «Бухгалтерский учёт», «Аудит» и другие.

Предметом изучения, является вся совокупность действительных отношений, которые  возникают между государством, предприятиями  и населением в процессе взимания налогов и функционирования налоговой  системы.

Задачей курса является:

  • овладение основами знаний сущности налогов;
  • ознакомление с принципами налогообложения;
  • знакомство с передовой практикой налогообложения;
  • ознакомление с налоговой системой Республики Узбекистан;
  • овладение навыками расчёта налогов.

 

 

 

Тема №1. Сущность и необходимость налогов.

 

Программная аннотация.

 

Налоги – как часть финансово-бюджетной системы. Экономическая сущность налогов. Необходимость налогов. История возникновения налогов.

Функция налогов. Финансовая, экономическая  и перераспределительная функции  налогов. Их взаимосвязь.

Принципы  налогообложения. Принципы полноты. Принцип  социальной справедливости. Принцип  равенства и эффективности.

 

 

ПЛАН:      

    1. Экономическая сущность и необходимость налогов.
    2. Функции налогов.
    3. Принцип налогообложения в Республике Узбекистан.

                    

I. Налоги – это обязательные платежи с населения, предприятий и других хозяйствующих субъектов, взимаемые государством.

Сущность  налогов проявляется в следующих  трёх характеристиках:

  1. Плательщик налогов, выплачивая те или иные суммы денег государству, непосредственно не получает взамен каких-либо товаров или услуг. Налогообложение по существу носит безвозвратный характер.

Не существует непосредственной, прямой связи между  величиной налога, уплаченного конкретным плательщиком и объёмом общественных благ, которые будут потреблены именно им. Этим налог отличается от цены (как  плата за добровольное потребление  товара), лицензии или комиссионного  сбора, которые могут быть обязательными  или добровольными, но которые всегда связаны с извлечением определённой выгоды.

Этот  момент даёт налогоплательщикам повод  рассматривать налогообложение  как бремя, хотя они могут и  одобрять направление государственных  расходов, финансируемых за счёт налогов.

Конкретный  налогоплательщик не соотносит свою собственность и      общественную выгоду. Это приводит к уклонению  части граждан от уплаты налогов, занижению своих расходов. Поэтому  государству необходимо эффективно и гласно распоряжаться собранными у своих граждан налогами.

  1. Налоги представляют собой принудительные выплаты. Государство строго наказывает тех, кто уклоняется то оплаты налогов.
  2. Через уплату налога в пользу государства взимается часть расхода, которая определена заранее и что особенно важно, определения в законном порядке.

В законодательстве большинства стран, в том числе  Узбекистана, закреплено, что устанавливать  налоги и определять их размеры только высшая законодательная власть. Никто  не вправе устанавливать новые налоги или определять их размеры по собственному усмотрению.

Законный  легальный характер платежей – вот  главная характеристика  налогов.

     

  1. Сущность налогов, их социально- экономическое содержание и роль проявляются в их функциях.

             Основная функция налогов – фискальная (от лат. Fiskus – казна).

 Она  состоит в том, что с её  помощью образуются государственные  финансовые ресурсы и создаются  материальные условия для функционирования  государства, всего рыночного  хозяйства.

Через налоги происходит изъятие части доходов  граждан и предприятий для  содержания государственного аппарата, обороны, и той части непроизводственной сферы, которая вообще не имеет собственных  источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и другие), либо они недостаточны для обеспечения  должного уровня развития (фундаментальная  наука, театры, музеи, многие учебные  заведения и т. п.).

 Другая важная функция налогов – экономическая. С помощью налогов государство осуществляет регулирование условий производства, создаёт определённый «климат налоговый» для экономичной деятельности. Через свою экономическую функцию налоги оказывают влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платёжеспособный спрос населения. Например, при низкой эффективности экспорта вводятся дополнительные налоговые льготы для предприятий, экспортирующих свои товары.

 Маневрируя  налоговыми ставками, льготами и  штрафами, изменяя условия налогообложения,  вводя один изменяя другие  налоги, государство создаёт условия  для ускоренного развития определённых  отраслей и производства, способствует  решению актуальных для общества  проблем. Например, для Узбекистана  важной задачей остаётся модернизация  сельского хозяйства. В связи  с этим дехканским хозяйствам, другим сельскохозяйственным предприятиям  в Узбекистане, предоставлено   множество налоговых льгот.

Воздействие методов стимулирования технического прогресса через систему налогообложения  весьма значительна.

 Налоги  используются и для того, чтобы  ограничить не целесообразную  с точки зрения общества деятельность. Так, налоги на спиртные напитки  и сигареты взимаются не только  для того, чтобы пополнить бюджет, но и для ограничения их  потребления.

Следующая функция налогов – перераспределительная. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, предпринимателей, граждан, направляя их на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоёмкие и фондоёмкие отрасли с длительными сроками затрат. Значительные средства из бюджета идут на развитие сельского хозяйства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всём состоянии экономики и жизни населения.

Перераспределительная функция налогов носит ярко выраженный  социальный характер. Соответственным  образом построенная налоговая  система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и других странах.

Общемировая практика характеризуется установлением  прогрессивных ставок налогообложения, полным или частичным освобождением  от налогов граждан нуждающихся  социальной защите, в то же время  сверх доходы облагаются налогом  по высоким прогрессивным ставкам.

Конечно же, разграничения указанных функций  налогов носят условный характер, так как все функции налогов  переплетаются, осуществляются одновременно. Это и порождает противоречия между ними. Например, если государство  стремится сконцентрировать в своих  руках как можно большой объём  всех ресурсов, оно будет повышать налоги и тем самым активнее использовать их фискальную функцию. Однако чем большая  часть дохода взимается государством, тем меньше стимулов к активной деятельности с целью получения дохода. Чрезмерно  высокие налоги взимают снижение активности предпринимателей, падения  их доходов, и сокращению средств, поступающих  в бюджет.

Избегать  отрицательных последствий помогает эластичная налоговая система. В  ней налоговые ставки должны быть настолько высокими, чтобы предотвратить  инфляцию, и в то же время настолько  низкими, чтобы стимулировать вложения капитала, экономическую активность участников общественного правительства.           

   III.  Различают следующие принципы эффективной системы налогообложения:

Принцип достаточности. В соответствии с данным принципом уровень налогообложения должен быть таким. Чтобы гарантировать получение ресурсов, необходимых для финансирования экономики, социальных задач, обороноспособности и других.

 Поощрения предпринимательства и инвестиций. Налоговая система должна поощрять действующие субъекты направлять средства на развитие правительства, приобретения оборудования, т.е. стимулировать накопление капитала, тем самым способствовать совершенствованию технологий, обеспечивать выпуск конкурентно способной продукции.

Принцип справедливости. Различают горизонтальную и вертикальную справедливость. Принцип горизонтальной справедливости предполагает при равных условиях получения дохода применение к налогоплательщикам приблизительно равных условий налогообложения.

Вертикальная  справедливость подразумевает более  мягкие условия налогообложения  для субъектов, работающих в более  тяжёлых условиях хозяйствования и  более тяжёлых, для субъектов, имеющих  возможность более лёгкого получения  дохода.

Можно считать  справедливым, если налоги будут платить  те,  кто получают потом выгоду от государственных программ, реализуемых  за счёт собранных налогов. Например, сумму поступлений от налога на транспортные средства государство тратит на ремонт и строительство дорог, от этого  выигрывают сами плательщики – владетели  автомобилей. Однако, реализовать этот подход в широких масштабах невозможно. Как определить,  кто конкретно  получает выгоду от укрепления, правопорядка, развития образования, охраны окружающей среды?

Значительно шире практикуется такой подход: по которому за основу берётся принцип  платёжеспособности: чем выше уровень  доходов, тем большую сумму налога можно взять с налогоплательщика. Это, означает, что богатые должны  нести более высокую экономическую  ответственность за бесплатное школьное образование, национальную оборону, здравоохранение, и неважно пользуются ли они бесплатными  государственными программами.

Принцип простоты и  нейтральности. Он подразумевает простоту определения налогооблагаемой базы, расчётов по налогам, упрощение содержания представляемых счетов, а также установление единых ставок по наиболее важным видам налогов.

Информация о работе Налоги и налогообложение Узбекистана