Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:54, курсовая работа
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Налог, его понятие, виды и функции
Понятие налога………………………………………………………5
Виды налога………………………………………………………….7
Функции налога…………………………………………………….11
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации
2.1. Становление налоговой системы в России до 1991 года………..14
2.2. Становление налоговой системы в России после 1991 года………………………………………………………………………………..17
Глава 3. Налоговый процесс и Налоговой Кодекс РФ………………….23
Заключение…………………………………………………………..……29
Список используемой литературы……………. ………………………...31
С одной стороны, нужно ослаблять налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Необходимо создавать им предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов, для повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем.
С другой стороны, стоит проблема
сбалансирования текущего бюджета
по доходам и расходам, сокращения
его дефицита, снижения внешнего долга,
обеспечения финансирования федеральных,
региональных и местных потребностей.
Ее решение требует роста
С 1 января 1992 года вступили
в действие соответствующие законы
по конкретным видам налогов: "О
плате за землю", "Налог на добавленную
стоимость", "Акцизы", "Подоходный
налог с физических лиц", "Налог
на прибыль предприятий и
С принятием выше названных законов впервые в России была создана налоговая система. Необходимость ее создания была вызвана экономическими преобразованиями, переходом к рыночной экономике. Налоговая система должна была ограничить стихийность рыночных отношений, активно воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, способствовать снижению инфляции.
2 этап (1994-1998) - можно отнести
к периоду дестабилизации
Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы.
Состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.
Кризис позволил выявить
масштабные пробелы в системе
существующего налогового законодательства,
к явно выраженной противоречивости
и фрагментарной двоякости
Самым главным недостатком российской налоговой системы 1992-1998 гг. традиционно назывались несогласованность, нестабильность и противоречивость налогового законодательства. Именно в силу искоренения подобной ситуации в конце 1998 года государством была предпринята налоговая реформа, которая коснулась реформирования всех налогово-правовых институтов, регулирующих налоговые отношения в России.
В настоящий период наблюдается
процесс кардинального
Основным преимуществом
Нового Налогового Кодекса является
его прямое действие, в отличие
от старой системы налогообложения
с большим количеством
3 этап (1998-наше время) - этап введения в действие единого документа по налогам.
Первый проект кодекса был внесен в Государственную Думу еще в начале 1996 года Распоряжением Правительства РФ от 02.02.96 N 114-р. При этом к тому времени в правительстве была закончена разработка только первой (общей) части Налогового кодекса. После многомесячного обсуждения в комиссии и комитетах парламента летом следующего года кодекс был впервые вынесен на обсуждение палаты в целом.
Окончательно первая часть кодекса была принята Думой уже в период правления кабинета Сергея Кириенко. Одновременно с рассмотрением антикризисного налогового пакета в Думе состоялось второе и третье чтение кодекса.3 июля 1998 года кодекс был принят во втором чтении, уже 16 июля - в третьем чтении. Сразу на следующий день в Совете Федерации состоялось номинальное голосование (Постановление N 370-СФ) и 17 июля 1998 года документ ушел на подпись Президенту РФ. Президент РФ подписал документ 31 июля 1998 года за номером 146-ФЗ.6 августа вышел сдвоенный выпуск "Российской газеты" - официального издания, в котором и была впервые официально опубликована Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации.
21 июля 1998 года документ был направлен Госналогслужбой России для ознакомления и использования в работе во все инспекции.
1 января 1999 года Первая часть Налогового кодекса РФ вступила в силу.
Вторая часть Налогового
Кодекса принята
Последние изменения в действующий НК РФ были внесены 29 декабря 2009 года и вступили в силу 29 января 2010 года.
Для современной налоговой системы России, характерно множество проблем, одной из которых продолжает оставаться ее фискальная направленность. Фискальная направленность налогового производства выражается на практике в установлении жесткого регламента в отношении налогооблагаемой базы. В конечном итоге это вылилось в требование о необходимости обособления налогового учета из системы бухгалтерского. Общее бремя налогов и платежей в РФ в настоящее время намного выше, чем в развитых зарубежных странах. Налоговую политику России можно охарактеризовать принципом «взять все, что можно». Наиболее яркий пример - повышение страховых взносов (в 2010 году их размер составляет 26%, а с 2011 года их ставка возрастет до 34%). Для подъема промышленности, сельского хозяйства необходимы средства. Чтобы иметь средства для наполнения доходной части бюджета, государство вынужденно повышать налоги. В результате ни одно юридическое или физическое лицо просто не в состоянии реально заплатить все налоги да еще и вкладывать средства в расширение производства. Поэтому, сплошь и рядом идет сокрытие налогов, неплатежи, разрастание теневой экономики.
Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введенные привилегии, что создает дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет. При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.
Также в настоящее время
продолжает иметь место недостаточная
четкость и ясность положений
нормативных документов по налогообложению,
их противоречивость и запутанность,
что значительно затрудняет их изучение
налогоплательщиком. В связи с
этим ошибки при исчислении налогов
остаются практически неизбежными.
Нестабильность, частая смена «правил
игры с государством», принятие налоговых
актов задним числом, противоречивостью
законов и подзаконных актов,
в том числе директивных
Огромное внимание, обращает на себя проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями, но при этом результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические, и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов.
Россию захлестнула волна
разоблачений связанных с незаконными
финансовыми операциями. Теневая
экономика - это наиболее латентный
вид экономической
В последние годы, несмотря на сложную ситуацию в экономике, отмечается стабильный рост налоговых поступлений. Показатели, заложенные в федеральном бюджете, исполняются регулярно, без срывов.
Если в 1992 году поступления составили всего 5 млрд. деноминированных рублей, то в 2009 году доходы бюджетной системы страны, администратором которых является ФНС РФ, составили 8,4 трлн. рублей.
Рост поступлений налогов в федеральный бюджет в 2010 году составил около 30%, увеличение доходной части консолидированного бюджета (федерального, региональных и местных бюджетов) зафиксировано на уровне 24%.
Глава 3. Налоговый процесс и Налоговый Кодекс Российской Федерации
Налоги являются основной статьей доходной части государственного бюджета – их уплата необычайно важна для государства. В то же время налоги являются также и одним из самых проблемных вопросов, поскольку есть налогоплательщики, сознательно укрывающиеся от своих обязанностей, а есть и те, кто просто не имеет достаточных знаний о процедуре уплаты налогов и сборов.
Налоговый процесс как самостоятельный
институт подотрасли налогового права
окончательно оформился с принятием
Налогового кодекса РФ. Несмотря на
несовершенство некоторых процессуальных
норм, в целом можно констатировать,
что при принятии Налогового кодекса
РФ законодатель опирался на принципы,
свойственные иным известным системе
российского права
Специфика налогово-правовых отношений
позволяет, на наш взгляд, говорить
о налоговом процессе в широком
смысле слова, понимая под этим все
процессуальные отношения, связанные
с обеспечением права государства
на часть имущества
Налоговый процесс в широком смысле слова реализуется через две функции: правоустановительную и правоохранительную или юрисдикционную.
Правоустановительная функция
налогового процесса реализуется через
последовательный ряд процедур, заключающихся
в осуществлении учета
Налоговый процесс, в традиционном
понимании процесса, включает лишь
налоговую юрисдикцию, которая имеет
как общие черты, так и ряд
отличий от административной и уголовной
юрисдикции. Различие проявляется в
первую очередь по субъекту, уполномоченному
ее осуществлять во внесудебном порядке.
В налоговой юрисдикции таким
субъектом является только один орган
государственной исполнительной власти
- налоговый (его должностные лица),
и в отдельных случаях
Результатом административной и уголовной
юрисдикции является соответствующее
властное одностороннее воздействие
в интересах защиты правопорядка,
носящее принудительный карательный
характер. Налоговый процесс наряду
с защитой правопорядка, установленного
нормами налогового законодательства
и воздействием на нарушителя этого
порядка, преследует цель восстановления
нарушенного права государства
на часть имущества