Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 10:32, реферат
Развитие малого предпринимательства в России является одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем на федеральном и региональном уровне. Малый бизнес занимает особое место в экономике, так как это одна из сил, которая помогает продвигать экономику любой страны. Малый бизнес решает проблему занятости, создает устойчивое экономическое развитие государства. Сегодня малое предпринимательство развито крайне плохо в России. Малый бизнес это всего 12 % ВВП России, в то время как в Европе уровень развития малого бизнеса в несколько раз выше. Таким образом, рассматриваемая тема имеет исключительную важность и актуальность в деле обеспечения устойчивого экономического роста в Российской Федерации.
Введение …………………………………………………………………...….3
1. Экономическое содержание, функции и признаки налогов, принципы налогообложения ……………………………………………………………..5
2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации………….10
3. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства Российской Федерации………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………...…26
Список использованной литературы…………………………………..……28
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Экономическое содержание, функции и признаки налогов, принципы налогообложения ……………………………………………………………..5
2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации………….10
3. Особенности налогообложения субъектов
малого предпринимательства Российской
Федерации………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..……28
Развитие малого предпринимательства в России является одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем на федеральном и региональном уровне. Малый бизнес занимает особое место в экономике, так как это одна из сил, которая помогает продвигать экономику любой страны. Малый бизнес решает проблему занятости, создает устойчивое экономическое развитие государства. Сегодня малое предпринимательство развито крайне плохо в России. Малый бизнес это всего 12 % ВВП России, в то время как в Европе уровень развития малого бизнеса в несколько раз выше. Таким образом, рассматриваемая тема имеет исключительную важность и актуальность в деле обеспечения устойчивого экономического роста в Российской Федерации. Проблемы малого бизнеса нельзя рассматривать вне общего контекста экономических и социальных преобразований.
Особенности состояния и развития малого бизнеса на нынешнем этапе определяются, прежде всего, результатами экономической политики государства и состоянием соответствующего ей хозяйственного права.
Последние решения по малому бизнесу, принятые высшим руководством страны, носят в основном конструктивный и комплексный характер. Сделан существенный шаг вперед в понимании сути экономических проблем малого бизнеса. Основные формы его поддержки выявлены и обозначены, а приоритеты избраны - изменения в налоговой системе, выделение кредитных ресурсов из федерального бюджета, государственное страхование программ с высокой степенью риска, обеспечение гарантий для иностранных инвестиций, использование опыта и привлечение зарубежных специалистов.
Большое влияние на развитие малого предпринимательства оказывает налогообложение. Определяя объём взимаемых налогов с субъектов малого предпринимательства, государство оказывает воздействие на объем финансовых ресурсов, используемых субъектами малого предпринимательства, на простое или расширенное воспроизводство, на уровень занятости, а также на уровень поступлений налогов в бюджет.
В этой связи изучение
проблем налогообложения
Необходимость углубления теоретических исследований и практических разработок по налогообложению субъектов малого предпринимательства обуславливает актуальность темы, предопределяет цель и задачи исследования.
Цель данной работы: провести анализ налогообложения предпринимательской деятельности.
Задачи работы:
-рассмотреть экономическое содержание, функции и признаки налогов, принципы налогообложения;
-изучить характеристику налоговой системы Российской Федерации;
-выделить особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства Российской Федерации.
Теоретической основой
исследования послужили работы ведущих
отечественных и зарубежных ученых
и практических работников в области
налогообложения субъектов
1. Экономическое содержание, функции и признаки налогов, принципы налогообложения
Экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимо от политического и экономического строя общества, природы и задач государства. Ведь необходимость налогов предопределяется непосредственно функциями государства.
Как отмечал Ж. Прудон: в сущности, вопрос о налоге есть вопрос, о государстве. Теория налога и практика налогообложения развивались вместе с теорией государства и практикой его функционирования. Одновременно налоги были и остаются основообразующими источниками государственных доходов [9, С. 18].
Исторические направления основных теоретических представлений сущности налогов приведены на рисунке 1.
Теории налогов |
Плата граждан государству |
Источник доходов государства |
Регулятор экономических процессов |
Договорная плата |
Страховой платеж государству |
Средство уравнивания доходов |
Покупка гражданами государственных услуг |
Добровольные взносы граждан для государственных целей |
Встроенные стабилизаторы |
Аванс части состояния граждан |
Средство обеспечения расходов государства |
Рис. 1. Исторические направления основных теоретических представлений сущности налогов
Теоретически экономическая
сущность налогов заключается в
определении источника
В соответствии с Налоговым кодексом под налогом понимается обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований [5, С. 27].
Исходя из этого, выделяют следующие характерные черты налога:
Экономическая сущность налогов проявляется через их функции. Рассмотрение вопроса о функциях налога является дискуссионным. Исследования в развитых зарубежных странах показывают, что идет противостояние кейнсианской и неоклассической школы. Теоретические споры ведутся в основном с той ролью, которую играют налоги в экономике их стран.
Представители первого направления считают, что налоги – это самый важный инструмент государственной политики, поэтому они выполняют регулирующую роль. Их противники считают, что государственное регулирование должно быть минимальным, а налоги – это только фискальный инструмент [8, С. 29].
4. Контрольная функция налогов тесно связана с фискальной и распределительной функциями. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства.
Наиболее распространенными точками зрения являются выделение двух функций налогов [10, С. 23]:
Таким образом, можно сформулировать следующие выводы. Налог – обязательный индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Он является одновременно экономической, финансовой и правовой категорией. Налог характеризуется основными признаками и элементами. Сущность налогов в условиях формирования рыночных отношений проявляется через фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции.
Принципы налогообложения
возникли в период возникновения государственност
2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации
Налоговая система возникала
и развивалась с момента
Социально-экономическая сущность, роль и назначение налогов определяются экономическим и политическим строем общества, природой и задачами государства, а также историей становления системы налогов.
Налоги направляются на финансирование расходов, связанных с обеспечением защиты страны (содержание армии, военного, морского и воздушного флота), защиты граждан (финансовое обеспечение полиции, пожарных, служб по ликвидации чрезвычайных ситуаций), созданием системы здравоохранения, образования, культуры, науки, содержанием органов управления и т.д.[12, С. 56].
Соотношение налогов, уплачиваемых
юридическими и физическими лицами,
в различных странах
С 1992 г. в России действует новая налоговая система, основные принципы которой определил Закон «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91г. Им установлен перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определены плательщики, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная часть НК РФ, которая регламентирует вопросы конкретного применения налогов.
Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: