Налоговая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – охарактеризовать правовую природу отношений, складывающихся в области налоговых правонарушений и ответственности за них. Рассмотреть виды ответственности и санкций за нарушения налогового законодательства Российской Федерации. Рассмотреть самостоятельность налоговой ответственности как вида юридической ответственности, выявить её особенности. Выявить проблемы разграничения налоговой и административной ответственности.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
дать определение понятиям «налоговое правонарушение» и «налоговая ответственность»;
выявить особенности налоговой ответственности;

Файлы: 1 файл

НАлоговая ответственность 2012.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Административная ответственность применяется в отношении лиц, виновных в совершении нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений. Следует отметить, что законодательство об административных правонарушениях не предусматривает применение правовосстановительных санкций в отношении нарушителей законодательства о налогах и сборах, поэтому к ним могут применяться только карательные санкции в виде административных штрафов. Ответственность за налоговые правонарушения предусмотрена главой 15 КоАП РФ. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц ст. 15.3 -15.9, 15.11 КоАП РФ, применяется к должностным лицам за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Уголовная ответственность наступает в тех случаях, когда совершенное физическим лицом нарушение законодательства о налогах и сборах, характеризуется повышенной общественной опасностью и подпадает под признаки налогового преступления. В качестве карательных санкций уголовным законодательством предусматриваются такие меры ответственности, как обязательные работы, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, лишение свободы.

Необходимо отметить, что в настоящее время существуют различные точки зрения относительно института ответственности за налоговые правонарушения. В этой связи нужно рассмотреть природу ответственности за налоговые правонарушения в ее административно-правовом аспекте. Е.В. Овчарова пишет о том, что "...нарушения налогового законодательства могут быть только двух видов: уголовные преступления и административные правонарушения. Нарушения налогового законодательства являются уголовными преступлениями, если ответственность за их совершение предусмотрена в УК РФ, а административными правонарушениями - если ответственность за их совершение предусмотрена в НК РФ и КоАП РФ".5

И.И. Кучеров и И.И. Шереметьев пишут о том, что "...система ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является одной из наиболее сложных. Связано это с тем, что наряду с традиционными мерами административной и уголовной ответственности она включает в себя также собственно налоговую ответственность как разновидность финансовой ответственности".6

 

1.9. НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ С ПРИЗНАКАМИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

 

Составы налоговых правонарушений, предусмотренные гл. 16 Налогового кодекса РФ, во многом аналогичны составам административных правонарушений в области налогов и сборов (ст. ст. 15.3 - 15.9, 15.11 КоАП РФ). Разграничение проводится по линии субъекта правонарушения: субъектом административного правонарушения может быть только специальный субъект - должностное лицо организации. Мерой административной ответственности за совершение налогового проступка выступает административный штраф. Кроме того, ст. 10 НК РФ упоминает о "нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения», причем ответственность за их совершение наступает в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). В гл. 15 КоАП РФ содержатся составы административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена ст. ст. 15.3 - 15.9 и 15.11 КоАП РФ.

Субъектами данной ответственности являются должностные лица организаций-налогоплательщиков. Индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой (нотариусы, частные охранники и детективы), а в случаях, предусмотренных законом, граждане несут ответственность на основании соответствующих статей НК РФ.

 Как сказано в примечании  к ст. 15.3 КоАП РФ, административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в настоящей статье, ст. ст. 15.4 - 15.9, 15.11 КоАП РФ, применяется к лицам, указанным в ст. 2.4 КоАП РФ, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Ответственность юридических лиц за налоговые правонарушения также предусматривается НК РФ. Как отмечается в Постановлении ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ", субъектами ответственности за административные правонарушения в области налогов, которая установлена в ст. ст. 15.3 - 15.9 и 15.11 КоАП РФ, являются должностные лица организаций. Привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК.7

Все административно наказуемые нарушения условно можно подразделить на следующие четыре группы:

- административные правонарушения, связанные с осуществлением денежных расчётов и кассовых операций, содержащие признаки административных правонарушений (ст. 14.5, 15.1 и 15.2 КоАП РФ);

- административные правонарушения в области налогов и сборов (ст. 15.3-15.9, 15.11 КоАП РФ);

- административные правонарушения, заключающиеся в воспрепятствовании деятельности налоговых органов (ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, ст.19.6, ст. 19.7 КоАП РФ).

Привлечение к административной ответственности за совершение налогового правонарушения выражается в вынесении предупреждения или наложении штрафа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ И

НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

 

 

2.1. САНКЦИИ В НАЛОГОВОМ ПРАВЕ

 

 

Ответственность за неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения. В частности, ответственность за налоговые правонарушения находит своё выражение в соответствующей части нормы права, называемой санкцией.

Институт налоговой санкции закреплён в ст. 114 НК РФ, в соответствии с которой налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются в виде штрафов (денежных взысканий).

 Взыскание недоимок и пени  не является мерой ответственности  и потому не может рассматриваться в качестве санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по налогам и сборам.

Отличительными признаками штрафа от недоимки и пеней являются:

  • основанием штрафной ответственности является совершение налогового правонарушения, а недоимки и пеней – наличие обязанности налогоплательщика;
  • штраф носит абсолютно или относительно определёный характер, имеет низшие и высшие пределы, которые могут быть изменены в зависимости от тех или иных смягчающих или отягчающих обстоятельств. Размеры недоимки и пени всегда определённы и неизменны;
  • взыскание штрафа – это результат правоохранительной деятельности государственных органов; уплата же недоимки и пеней – самостоятельное действие налогоплательщика, которое может быть совершено без вмешательства государственного органа.8

Разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности. Согласно п.5 ст.108 НК РФ применение налоговой санкции не освобождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика и налогового агента. Следовательно, применение налоговой санкции не поглощает собой уплату налога и пени.9

 

2.2. ПЕНЯ КАК МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА ИЛИ СБОРА

 

Пеня в соответствии с п. 2 ст. 57, ст. 75 Налогового кодекса РФ - это ответственность компенсационного характера, применяемая в целях возмещения ущерба, причиненного государству в результате просрочки уплаты (перечисления) налога или сбора.

Правонарушение, повлекшее неуплату в законодательно установленный срок налога (сбора) является основанием для привлечения налогообязанного лица к компенсационной ответственности в виде пени по п. 2 ст. 57, ст. 75 НК РФ в целях возмещения имущественного ущерба, причиненного казне неполучением конкретных денежных сумм.

Официально в настоящее время пеня отнесена законодателем к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пенёй признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки:

- сумма соответствующих пеней  уплачивается помимо причитающихся  к уплате сумм налога или  сбора и независимо от применения  других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах – п. 2 ст. 75 НК РФ;

- пеня начисляется за каждый  календарный день просрочки исполнения  обязанности по уплате налога  или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате – п. 3 ст. 75 НК РФ;

- пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации – п. 4 ст. 75 НК РФ;

- пени уплачиваются одновременно  с уплатой сумм налога и  сбора или после уплаты таких  сумм в полном объем – п. 5 ст. 75 НК РФ.

 Порядок уплаты налога (сбора) и пени осуществляется на основании требования, выставленного налоговым органом в соответствии со ст. 69 НК РФ. Согласно п. 6 ст. 75 НК РФ при неуплате в добровольном порядке пени подлежат принудительному взысканию с налогообязанного лица: с организаций и индивидуальных предпринимателей - во внесудебном порядке по ст. ст. 46, 47 (за исключением случаев, указанных подп. 1 - 3 п. 2 ст. 45, п. 3 ст. 74) НК РФ; с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в судебном порядке по ст. 48 НК РФ.

Правила ст. 75 НК РФ распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Согласно п. 8 ст. 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).

Это положение не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

 

2.3. ШТРАФ КАК МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

 

 

Согласно п. 1 ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения:

-   налоговые санкции устанавливаются  и применяются в виде денежных  взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ – п. 2 ст. 114 НК РФ;

- при наличии хотя бы одного  смягчающего ответственность обстоятельства  размер штрафа подлежит уменьшению  не меньше, чем в два раза  по сравнению с размером, установленным  соответствующей статьей НК РФ – п. 3 ст. 114 НК РФ;

-   при наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112 (обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение), размер штрафа увеличивается на 100 процентов – п. 4 ст. 114 НК РФ;

- при совершении одним лицом  двух и более налоговых правонарушений  налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой – п. 5 ст. 114 НК РФ;

- сумма штрафа, взыскиваемого с  налогоплательщика, плательщика сбора  или налогового агента за налоговое  правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации – п. 6 ст. 114 НК РФ.

Информация о работе Налоговая ответственность