Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 20:27, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – охарактеризовать правовую природу отношений, складывающихся в области налоговых правонарушений и ответственности за них. Рассмотреть виды ответственности и санкций за нарушения налогового законодательства Российской Федерации. Рассмотреть самостоятельность налоговой ответственности как вида юридической ответственности, выявить её особенности. Выявить проблемы разграничения налоговой и административной ответственности.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
дать определение понятиям «налоговое правонарушение» и «налоговая ответственность»;
выявить особенности налоговой ответственности;
Таким образом, единственным видом налоговой санкции является денежное взыскание – штраф.
Ст.115 НК РФ предусмотрены сроки исковой давности для взыскания штрафов: налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации, индивидуального предпринимателя, а также с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.
В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.
Вопрос правовой природы налоговой ответственности в настоящее время является нерешённым. Существует два основных подхода к этой проблеме. Представители первого подхода отказывают налоговой ответственности в видовой самостоятельности, рассматривая ее как разновидность административной ответственности. Представители второго подхода, напротив, считают налоговую ответственность подвидом финансовой ответственности, учитывая вхождение налогового права в систему финансового права, либо вовсе настаивают на видовой самостоятельности налоговой ответственности. Одной из причин дискуссионности этого вопроса является отсутствие законодательного определения налоговой ответственности.
Я буду исходить из того, что налоговая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности.
К основным признакам юридической ответственности относится то, что:
Налоговая ответственность характеризуется и рядом особенностей, что позволяет говорить о ней особо:
1) применение ответственности за
нарушение налогового
2) основанием ответственности
3) данная ответственность
4) размер налоговых санкций, чаще всего, так или иначе увязан с размером "налогового ущерба" для бюджета;
5) законодательством
6) субъектами данной
7) к налоговой ответственности
обязанных лиц привлекают
На практике серьёзные сложности вызывает то обстоятельство, что НК РФ и КОАП РФ содержат сходные по своим признакам составы правонарушений. В качестве примера можно назвать ст. 119 НК РФ («непредставление налоговой декларации») и ст. 15.5 КОАП РФ («нарушение сроков представления налоговой декларации»), ст. 126 НК РФ («непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля») и ст. 15.6 КОАП РФ («непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»). В свете этого важно точное разграничение случаев, когда подлежат применению нормы об ответственности, закреплённые в НК РФ, и когда – положения КОАП РФ. Этот вопрос взаимосвязан с проблемой более общего характера – выделением налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности.
Как отмечает Д. Винницкий: «Можно отметить, что практика Конституционного Суда РФ, а также арбитражных судов зачастую прямо отрицает существование самостоятельной налоговой ответственности, рассматривая её как разновидность административной. Такой же подход прослеживается во многих публикациях по этой проблеме».10
В частности, в п. 3.1. определения Конституционного суда РФ от 5 июля 2001 года № 130-О указано: «…различного рода штрафы, взимаемые налоговыми органами с физических лиц за нарушение ими требований налогового законодательства, выходят за рамки налогового обязательства как такового и этим отличаются от недоимок и налоговой пени. Полномочие же налогового органа, действуя властно - обязывающим образом, налагать штрафы за нарушение требований налогового законодательства означает, что им применяются санкции, по сути являющиеся административно - правовыми, а не уголовно - правовыми или гражданско - правовыми, т.е. имеет место административно - правовая ответственность за налоговые правонарушения. Штрафные санкции, применяемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, направленного на обеспечение фискальных интересов государства, относятся к мерам взыскания административно - правового характера (за административные правонарушения) и осуществляются в рамках административной юрисдикции, а потому правосудие по такого рода делам, по смыслу статьи 118 (часть 2) и 126 Конституции Российской Федерации, осуществляется посредством административного судопроизводства».11
Д. Винницкий указывает на следующие основания разграничения двух самостоятельных видов ответственности: налоговой и административной:
Эти различия в правовом регулировании показывают специфику регулируемых отношений: налоговых и административных.
В курсовой работе мною были проанализированы основания и сущность ответственности за совершение налоговых правонарушений, рассмотрены санкции за нарушение налогового законодательства Российской Федерации. Также даны определения налогового правонарушения и налоговой ответственности. Изучены виды ответственности, законодательная база, регулирующая административные правонарушения в сфере налогов и сборов.
Рассмотрено соотношение налоговой и административной ответственности, а также выявлены проблемы их разграничения.
Налоговая система не может функционировать без института налоговой ответственности. Споры, возникающие между авторами по поводу отнесения данного института к административной ответственности, считаю неприемлемыми. По моему мнению, налоговая ответственность соответствует всем основным признакам юридической ответственности и имеет при этом ряд специфических, только ей присущих особенностей, что позволяет говорить о формировании в российском праве самостоятельного института налоговой ответственности. А утверждение понятия "налоговая ответственность" свидетельствует о том, что налоговое право приобретает всё большую самостоятельность и значимость для российского права. Исходя из вышесказанного, я предлагаю законодателю чётко сформулировать и закрепить в одной из статей НК РФ понятие "налоговая ответственность", - это позволит разрешить некоторые проблемы в теории и правоприменительной практике.
В частности, ст. 106 НК РФ можно изложить следующим образом: налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена налоговая ответственность, которая представляет собой применение налоговыми органами на основании решения о привлечении к налоговой ответственности налоговых санкций (штрафов) за совершение налогового правонарушения.
Кроме того, во избежание трудностей, связанных с применением законодательства на практике, было бы целесообразно все нормы, регламентирующие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах и содержащиеся в различных кодексах – КоАП РФ и НК РФ, консолидировать в одном правовом акте – НК РФ, что способствовало бы упрощению налогового законодательства и повышению эффективности функций налоговой ответственности.
Монографии, журнальные и газетные публикации:
Нормативные акты:
Практика:
1 Макаров А.В., Архипенко Т.В. Статья: Характеристика налоговой ответственности. Санкции за нарушение налогового законодательства "Финансовое право", 2005, N 6
2 Макаров А.В., Архипенко Т.В. Статья: Характеристика налоговой ответственности. Санкции за нарушение налогового законодательства "Финансовое право", 2005, N 6
3 Ст. 106 "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2010)
4 См.: Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001. С. 259
5 См.: Овчарова Е.В. Проблемы применения административной ответственности за нарушения налогового законодательства по Налоговому кодексу РФ (НК РФ) и по Кодексу РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) // Государство и право. 2007. N 8. С. 14.
6 См.: Кучеров И.И., Шереметьев И.И. Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. М., 2006. С. 5.
7 Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 (ред. от 20.11.2008)
"О некоторых вопросах, связанных
с введением в действие
8 Налоговое право: учебник/ под. ред. Е.Ю.Грачёвой, О.В.Болтиновой.-Москва: Проспект, 2012;
9 Налоговое право России: учебник/отв. ред. Ю.А. Крохина.-М.:Норма: ИНФРА-М, 2011;
10 Винницкий Д.Статья: проблемы разграничения налоговой и административной ответственности. "Хозяйство и право", N 5, 2003
11 Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 N 130-О
"По запросу Омского