Налоговая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 04:30, курсовая работа

Описание работы

Для выполнения своих функций любому государству необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает с физических и юридических лиц.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 4.docx

— 82.72 Кб (Скачать файл)

Устанавливая систему  налогов с физических лиц, государство  осуществляет перераспределение доходов  своих граждан, направляя часть  финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание малоимущих. В этом заключена социальная  функция налогов.

Налоги оказывают существенное воздействие и на сам процесс  воспроизводства. Здесь проявляется стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, на структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной.

С регулирующей и фискальной функциями  тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой — в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Так, в условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством. Одновременно с этим нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или в саму налоговую систему, или в социальную политику, или в бюджетную политику.5

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система  налогов Российской Федерации

1.1 Налоги, взимаемые на территории России

Согласно ст. 12 Кодекса  предусмотрена трехуровневая система  взимания налогов:

• федеральные налоги и сборы;

•налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные);

• местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России:

1. Налог на добавленную  стоимость;

2. Акцизы на отдельные  виды товаров (услуг) и минерального  сырья;

3. Налог на прибыль  (доход) организаций;

4. Налог па доходы от  капитала;

5. Подоходный налог физических  лиц;

6. Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7. Таможенная пошлина  и таможенные сборы;

8. Государственная пошлина;

9. Налог на пользование  недрами;

10. Налог па воспроизводство  минерально-сырьевой базы;

11. Налог па дополнительный  доход от добычи углеводородов;

12. Сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами;

13. Лесной налог;

14. Водный налог;

15. Экологический налог;

16. Федеральные лицензионные  сборы.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К ним относятся:

1. Налог на имущество  организаций;

2. Налог на недвижимость;

3. Дорожный налог;

4. Транспортный налог;

5. Налог с продаж;

6. Налог на игорный  бизнес;

7. Региональные лицензионные  сборы.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги и сборы обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований6.

Местные налоги и  сборы — это:

1. Земельный налог;

2. Налог на имущество  физических лиц;

3. Налог на рекламу;

4. Налог на наследование  и дарение;

5. Местные лицензионные  сборы.

Классификация по объектам налогообложения

 

По объектам налогообложения  налоги делятся на налоги с оборота, налоги на прибыль (доход), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты труда. К налогам  с оборота относятся налог  на пользователей автодорог, налог  на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, налог на добавленную стоимость. К налогам на прибыль относятся  налог на прибыль предприятий (организаций), налог на доходы, удерживаемый у  источника, налог на игорный бизнес. Налог на имущество предприятий, земельный налог, налог на имущество физических лиц – налоги на имущество, а страховые взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы в Фонд государственного социального страхования, страховые взносы в Государственный фонд занятости населения, страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, сбор на нужды образования – налоги на фонд оплаты труда.

Раскладочные и количественные налоги

Раскладочные (репартиционные) налоги исходят из потребности покрыть конкретный расход (например, целевой сбор на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели), количественные (долевые, квотативные) налоги устанавливаются из возможности налогоплательщика заплатить налог.

Закрепленные и регулирующие налоги

В зависимости от того закреплен  ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или  ежегодно перераспределяется между  бюджетами с целью покрыть  дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно.

Общие и целевые налоги

Целевые налоги могут вводиться  по ряду причин.

Во-первых, с психологической  точки зрения налогоплательщик с  большей готовностью уплачивает налог, в чьей пользе он непосредственно  уверен. Однако, такие налоги побуждают каждого контролировать государственные органы, расходующие уплаченные налогоплательщиками суммы.

Во-вторых, целевые налоги придают большую независимость  конкретному государственному органу.

 

В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость определенных затрат вызвана получением определенных доходов.

2.2 основные виды налогов

 

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) в своем современном виде введен в РФ в 1992 г. Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой  на всех стадиях производства и обращения  и определяемой как разница между  стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отне­сенных на издержки производства и обращения. Этот налог взимается при реализации большинства товаров, работ и услуг. НДС, уплаченный поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые), подлежит возмещению.

НДС взимается по ставке 20%, а при реализации отдельных  продуктов питания и товаров  для детей - по ставке 10%. Изначально налог на добавленную стоимость  предполагалось целиком направлять в федеральный бюджет. Но вскоре пришлось принять решение передать часть его регионам. Кстати, мировой  опыт свидетельствует, что косвенный  налог на потребление (НДС или  налог с продаж) чаще всего служит региональным налогом. Например, в США  налог с продаж — это один из основных финансовых источников штатов, отчисления от которого получают и города. В федеральный бюджет зачисляется 85% направляемой в бюджет суммы НДС, а в бюджет субъекта Российской Федерации - 15%. НДС, взимаемый таможенными органами при импорте товаров, полностью зачисляется в федеральный бюджет. В розничной и аукционной торговле, в общественном питании НДС облагаются суммы торговых надбавок и комиссионных вознаграждений. НДС, уплаченный по транспортным, складским и другим услугам, относящимся к издержкам обращения, также подлежит возмещению. Товары (работы, услуги), реализуемые в рамках совместной деятельности, подлежат обложению НДС в общем порядке. Доля прибыли, получаемая каждым участником от совместной деятельности, обложению НДС не подлежит7.

НДС является косвенным налогом  на потребление. Налог взимается  в тот момент, когда совершается  акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения  на всех стадиях производства и обращения  с реальным участием каждого из звеньев  в уплате налога. Техни­чески механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.

От НДС освобождены: экспортируемые товары (работы, услуги); услуги пассажирского  транспорта; квартирная плата; некоторые  финансовые операции, патентно-лицензионные операции, продукция собственного производства отдельных предприятий общественного  питания, а также тех, кто обслуживает  социальную сферу; услуги в сфере  образования; научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы, финансируемые из бюджета; услуги учреждений культуры; платные медицинские услуги; продукция сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет натуральной  оплаты труда; изделия народных художественных промыслов; некоторые виды товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Первоначально при введении НДС рассматривался как панацея  от всех финансовых бед. Предполагалось, что с его помощью уже в 1992 г. удастся свести к минимуму дефицит  федерального бюджета. Налог должен был занять первое место среди  доходных статей бюджета, оттеснив даже налог на прибыль предприятий и организаций. Однако сбалансирования бюджета не произошло8.

Надо отметить, что налог  на добавленную стоимость имеет  очень устойчивую базу обложения, которая  к тому же не зависит от текущих  материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг). Они  продолжают поступать и при любой  перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и случается. Но выделение  налога отдельной строкой во всех банковских и прочих расчетных документах усложняет эти попытки и позволяет  налоговым инспекциям эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет  на себе налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке  сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих  изделий, поскольку компенсирует свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции  процесс переложения налога заканчивается.

Акцизы

Важным видом косвенных налогов стали акцизы, раньше в нашей стране почти не применявшиеся. Их роль, только в значительно большем объеме, выполнял налог с оборота. Во всех странах мира на особо высокорентабельные товары устанавливаются акцизные сборы для изъятия в доход бюджета некоторой части получаемой производителями таких товаров сверхприбыли.

Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные  товары предприятия и организации. С 1997 г. плательщиками акцизов могут  быть не только юридические, но и физические лица. Закон РФ "Об акцизах" распространен  на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Введение акцизов совпало, как и вся налоговая реформа, с либерализацией цен. В связи с этим акцизы устанавливаются не в сумме на единицу изделия, как в большинстве стран, а методом процентных надбавок к розничной цене товаров2. Подакцизными являются ал­когольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные украшения из золота, платины, серебра, нефть3, газ и некоторые виды минерального сырья. В общем достаточно обычный для мировой практики набор товаров, чья розничная цена в силу потребительских свойств существенно превышает себестоимость9. В 1993—1995 гг. в ряду подакцизных товаров происходили заметные изменения. Были отменены акцизы на продовольственные товары, на которые они были установлены. Естественно, это не относится к алкогольным напиткам. В сочетании с налогом на добавленную стоимость акцизы на такие продукты, как шоколад, икра, ценные породы рыб и некоторые другие морепродукты, способствовали резкому росту розничных цен на них. Для компенсации выпадающих доходов вводились акцизы на некоторые другие товары, например, на малотоннажные грузовые автомобили. С 1996 г. направление налоговой политики ведет к общему сокращению видов подакцизных товаров. Отменены акцизы на изделия из хрусталя, меховую и кожаную одежду, грузовики.

По мнению А. Починка, на сегодняшний  день «акцизы на табачные изделия  находятся на недопустимо низком уровне». Что же касается акцизов на алкогольную продукцию, то, «в связи с увеличением ставок в среднем на 40% в первом квартале 2000 года объём производства алкоголя снизился на 12% по сравнению с аналогичным периодом 1999 года».

 

Объектом налогообложения  служат обороты по реализации подакцизных  товаров. Для определения облагаемого  оборота берется стоимость реализуемых  изделий, исчисленная исходя из цен  реализации без учета налога на добавленную  стоимость. Акцизами не облагаются товары, идущие на экспорт (за пределы стран  СНГ). Если организация реализует  на экспорт товары, приобретенные  ею с акцизами, то суммы акцизов  возвращаются налоговыми органами. Возврат  производится при предъявлении грузовой таможенной декларации со штампом таможни "выпуск разрешен"10.

Перечень подакцизных  товаров и ставки акцизов на них  устанавливаются Правительством Российской Федерации. Отдельные виды подакцизных  товаров подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца.

Информация о работе Налоговая политика РФ