Налоговая политика в области стабилизации экономики Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 14:05, реферат

Описание работы

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях перехода к рыночным отношениям. В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. В современных условиях необходимы новые подходы макроэкономического регулирования финансово-кредитного механизма.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ________________________________________________
1. Понятие, сущность и основные виды налоговой политики __________
2. Механизм функционирования и принципы налоговой политики _____
3.Налоговая политика в области стабилизации экономики Кыргызской Республики_____________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ _______________________________________________
Список использованной литературы ________________

Файлы: 1 файл

Налоговая политика ГОТОВАЯ.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)


 

ВВЕДЕНИЕ ________________________________________________

1. Понятие, сущность и основные виды налоговой политики __________           

2. Механизм функционирования  и принципы налоговой политики _____

3.Налоговая политика в области стабилизации экономики Кыргызской Республики_____________________________________________________

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ _______________________________________________

Список  использованной литературы _____________________________ 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях перехода к рыночным отношениям. В  условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и  значение налогов  как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии  наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. В современных условиях необходимы новые подходы макроэкономического регулирования финансово-кредитного механизма. В этой связи выявление конструктивных подходов в регулировании финансового механизма за рубежом, адекватных современной экономике Кыргызстана, ориентирующейся на рынок, имеет особую важность и актуальность. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики. Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и т.д.  Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства.

 

Налоговая политика в Кыргызской Республике в целях  ориентирования на рынок была пересмотрена в начале 1992 г. До 1992 г. отношения  предприятий с бюджетом строились  на основе так называемых платежей из прибыли в бюджет. Нормативы платежей включались в цену товаров и в принудительном централизованном порядке изымались в бюджет. Введенная в 1992 г. налоговая система Кыргызской Республики, по сравнению с советскими временами, была действительно новой и построена по прямой аналогии с российскими нововведениями в этой сфере исходя из двух главных соображений: во-первых, необходимо было с учетом предстоящего объема расходов на финансирование экономики и социальных программ сохранить хотя бы на прежнем уровне налоговые поступления в бюджет в условиях спада производства и реального сокращения налоговой базы и, во-вторых, обеспечить применение зарубежных схем и модулей налогообложения, приемлемых для изменившейся политической и экономической обстановки в Кыргызстане. Налоговая реформа должна предусматривать, с одной стороны, снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для бизнеса вопросов, с другой - большую «прозрачность» налогоплательщиков для государства, улучшение налогового администрирования и сужение амплитуды уклонения от налогообложения, что позволит избежать провалов в доходной части бюджета.

Важно, чтобы  совершенствование налоговой политики способствовало созданию максимально благоприятных экономических условий для активизации деятельности хозяйствующих субъектов и притока прямых инвестиций в экономику страны, а также созданию больших стимулов для экономического роста.

 

 

 

 

 

1. Понятие,   сущность и основные виды налоговой политики 

Слово «политика» имеет в русском языке много  значений, из которых, имея в виду именно налоговую сферу, наиболее точным следует признать определение политики как «искусства государственного управления». Соответственно, под налоговой политикой понимается «искусство налогового управления», где субъектом управления является государство, а непосредственным объектом управления служат налоги, налоговая система.

Налоговая политика - это комплекс правовых действий органов  власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых  законов. При осуществлении налоговой  политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему. Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение    предписаний  налоговых законов, а их совершенствование.

Содержание  и цели налоговой политики обусловлены  макроэкономическими задачами государства  на каждом этапе развития страны. Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение: 1. Экономических задач, таких как стимулирование экономического роста, преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;

2. Социальных  задач, обеспечение занятости населения, стимулирования роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения;

3. Задачи оптимизации  налоговых изъятий, т.е. достижения паритета между общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения.

Налоговая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категории  надстройки. Между нею и экономическим  базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится. Научный подход к выработке налоговой политике

предполагает  ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

Формирование  налоговой политики и создание налоговой  системы происходит одновременно с развитием параллельных блоков реформы - изменениями в системе собственности, ценообразования, реформированием банковской сферы, денежно-кредитной политики и т. п. Поэтому в любой конкретный временной промежуток каждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многом определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы.

На выбор конкретного  варианта решения в области налоговой  политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в  стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем и приватизированным сектором.

В основе формирования налоговой  политики лежат, таким образом, две взаимно увязанные методологические посылки:

а) использование налоговых  платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней  и решение фискальных задач государства;

б) использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.

Таким образом, формирование налоговой политики должно строиться на соблюдении следующих принципов:

- стабильности  налоговой системы; 

- одинакового налогообложения  производителей независимо от  отраслевой принадлежности предприятия (фирмы) и формы собственности;

- равенства налогового  бремени для различных категорий  плательщиков с равным уровнем  дохода;

- одинаковых условий налогообложения  для предпринимателей, занятых в  производстве и потребителей.

Главные направления  налоговой политики должны исходить не только из центральной функции  налогов - пополнение государственной  казны. Нельзя забывать о том, что  налоги - важнейший экономический  инструмент стимулирования и регулирования  производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот, через систему перераспределения доходов с помощью налогов можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностей населения, и уже на той основе - пополнению государственной казны.

Налоговая политика является составной частью финансовой политики и инструментом государственного регулирования социально-экономических  процессов в обществе. В первом случае посредством налогового механизма государство регулирует формирование собственных средств хозяйствующих субъектов (прибыль, амортизация), своих централизованных фондов финансовых ресурсов и доходов населения. Здесь реализуется фискальная (распределительная) функция налогов. Во втором случае налоги используются в качестве инструмента воздействия на условия и факторы общественного воспроизводства. В этом качестве налоги реализуют свою регулирующую функцию и формируют, таким образом, механизм налогового регулирования экономики. Инструментами механизма налогового регулирования являются отдельные категории плательщиков, освобождаемые от уплаты налога (сбора), и элементы налога - объект налогообложения, налоговая база, ставка налога.

Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая тактика. Тактика и стратегия неразделимы, если государство стремится к  согласованию общественных, корпоративных  и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы.

Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:

- фискальные - повышение  доходов государства;

- экономические  - обеспечение экономического роста,  ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

- социальные - перераспределение  налогов в интересах определенных  социальных групп путем стимулирования  роста прибыли и недопущения  падения доходов населения;

- международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Условно выделяют три возможных типа налоговой  политики:

Первый тип - высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй тип  налоговой политики - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип - налоговая  политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для предприятий, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

Налоговая политика - составная часть финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.

Цели налоговой  политики:

1)   обеспечивать  полноценное формирование доходов бюджетной системы КР, необходимых для финансирования деятельности органов государственной

власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих  функций и полномочий;

2)   содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;

3)   обеспечивать   социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.

Информация о работе Налоговая политика в области стабилизации экономики Кыргызской Республики