Налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.
В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 7
1.1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 7
1.2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 13
2. ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ 23
2.1. МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РФ 23
2.2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
2.3. ПРИОРИТЕТЫ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 44

Файлы: 1 файл

нал пол.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Введение

Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых  в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.

В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают  хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.

 Безусловно, налогообложение  в любой стране не может  быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности российской системы налогов просто необходим.

Налоги выражают обязанность  всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в  формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают  важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

В то же время, являясь фактором перераспределения  национального дохода, налоги призваны:

  • гасить возникающие «сбои» в системе распределения;
  • заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства, развитие и изменение  форм которого неизменно сопровождалось преобразованием налоговой системы.

В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто фискальной функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Именно поэтому налоговая система  на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также предметом острой критики.

В послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ в 2000 г. отмечаются глубинные причины неустойчивости экономического развития, которые заключаются в чрезмерном вмешательстве государства в те сферы, где его не должно быть, и в отсутствии его там, где оно необходимо. «Мы стали заложниками модели экономики, основанной на популистской политике... Необходимо извлечь уроки из нашего опыта и признать, что ключевая роль государства в экономике - это, без всяких сомнений, защита экономической свободы».

Одним из приоритетных направлений  деятельности российского Правительства  в сфере улучшения делового климата  Президент называет совершенствование налоговой политики, делая упор на снижение налогового бремени: «Сегодня налоговая система способствует массовому уклонению от налогов, уходу экономики в «тень», уменьшению инвестиционной активности, в конечном счете - падению конкурентоспособности российского бизнеса».

Безусловно, налогообложение в  любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно  является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая, меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности российской налоговой системы просто необходим.

Переход к социально-ориентированной  рыночной экономике в нашей стране предполагает поэтапное реформирование всей системы налогообложения, выработку  такой налоговой политики, которая  отвечала бы требованиям времени  и задачам, стоящим перед страной в социальной сфере.

Применение  налогов является одним из экономических  рычагов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. С помощью налогов определяются взаимоотношения налогоплательщиков с бюджетами всех уровней, а также с банками, вышестоящими организациями и другими субъектами налоговых отношений.

Это означает, что при  переходе к рыночным отношениям существенно меняется роль налоговой политики в регулировании общественного производства и распределения национального дохода. Возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики в поощрении и развитии приоритетных отраслей народного хозяйства, наукоемких производств, а также в ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая система способна, в определенной степени, к саморегуляции - автоматическому увеличению налоговых  поступлений, сокращению государственных  расход в период подъема, и наоборот, уменьшению налоговых поступлений и увеличению государственных расходов в период спада за счет существования стабилизаторов.

Таким образом, налоговая  политика, определяемая экономической  политикой, и имеющая свои собственные  принципы, может стать эффективным макроэкономическим инструментом воздействия не только на бюджетные процессы, но и на весь комплекс экономических проблем.

В то же время бессистемная, непродуманная налоговая политика, преследующая лишь фискальные цели, способна привести государство к ситуации «налоговой ловушки», когда платить налоги будет уже не из чего, и тем самым к краху всей финансовой системы государства.

Отсюда, актуальность изучения и анализа налоговой системы РФ является бесспорной. Несовершенство налогового законодательства РФ, проблемы в области налогообложения требуют своего решения.

Цель курсовой работы - дать характеристику современной налоговой политики Российского государства.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих  задач:

  • выявить сущность налогов и налогообложения;
  • раскрыть основные функции налогов;
  • дать характеристику принципам налогообложения;
  • определить основные направления построения налоговой политики;
  • дать характеристику налоговой политике России на современном этапе;

В соответствии с целью  и поставленными задачами предметом исследования в курсовой работе является налоговая политика Российской Федерации с точки зрения ее сегодняшнего состояния и перспектив развития.

Методологической  основой работы являются: Конституция РФ, нормативно-правовые акты РФ, законы и постановления Правительства РФ, ежегодные послания Президента РФ Федеральному собранию.

Теоретической базой  работы явились труды отечественных  и зарубежных исследователей.

Исходя из поставленной цели и задач, была определена структура работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

 

1. Понятие и состав налоговой системы

1.1. Сущность налоговой системы

Государство, выражая  интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная  система охватывает отношения по поводу формирования и использования  финансовых ресурсов государства - бюджета  и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Проблемы налогообложения  постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как  дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. Основоположник теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий, расширения рынков сырья и сбыта готовой продукции казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в  пользу общества определенной части  стоимости валового внутреннего  продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

  • работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
  • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налогов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований.

Следует различать понятия «налоги» и «сборы».

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).1

Отсюда налоговая система - представляет собой совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

К элементам налога относятся:

  • объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.
  • субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
  • источник  налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог;
  • ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
  • налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Категория "налог" в  российском законодательстве последнего десятилетия проделала сложную эволюцию от "широкого" понимания к дифференцированному. Речь идет о налоговых платежах в широком и узком смысле. До принятия части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) фактически все обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды объединялись законодателем понятием "налоговая система".

С принятием НК РФ и Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) налоги и сборы как правовые категории  были нормативно отграничены от иных (неналоговых) платежей. В частности, БК РФ четко разграничил налоговые и неналоговые платежи, закрепив в п.1 ст.41 "Виды доходов бюджетов", что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. При этом БК РФ отнес к налоговым доходам все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.2

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоги - обязательный и безвозмездный платеж, взимаемый государством (центральными и местными органами власти, а федеративных государствах - членами федерации) с физических и юридических лиц.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).3

Информация о работе Налоговая политика