Налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.
В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 7
1.1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 7
1.2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 13
2. ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ 23
2.1. МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РФ 23
2.2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
2.3. ПРИОРИТЕТЫ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 44

Файлы: 1 файл

нал пол.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

С принятием Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ обеспечивается урегулирование существовавших ранее наиболее конфликтных сторон взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, возникавших в процессе осуществления налогового контроля, истребования документов у налогоплательщика в ходе налоговых проверок, взыскания недоимки.

Так, вновь введенные  в законодательство нормы, посвященные регулированию процедур налоговых проверок, с одной стороны, ограничивают сроки проведения выездных налоговых проверок, а с другой стороны, жестко регламентируют возможность, основания и сроки приостановления проверки.

Согласно изменениям, внесенным в законодательство, требование о представлении пояснений в ходе камеральной налоговой проверки может быть направлено налогоплательщику только при выявлении налоговым органом ошибок либо несоответствий между уже имеющимися в его распоряжении сведениями. Установлены ограничения на истребование налоговыми органами первичных документов при проведении камеральных проверок, срок представления истребуемых документов в налоговые органы увеличивается с 5 до 10 дней, а исчисление срока начинается со дня вручения требования.

Согласно принятым поправкам  несоблюдение прав налогоплательщика  на защиту, т.е. установление факта нарушения  существенных условий процедуры  рассмотрения материалов налоговой проверки, является достаточным основанием для отмены вынесенного решения. Таким образом, например, необеспечение возможности участия налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки или необеспечение ему возможности представить объяснения по ее результатам может повлечь за собой отмену принятого решения. Решения в отношении налога на добычу полезных ископаемых, вступающие в силу в 2007 году, будут способствовать активной разработке новых месторождений, а также повышению эффективности добычи на действующих месторождениях с высокой степенью выработанности. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 № 151-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» устанавливается налоговая ставка 0% при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края (до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн), а также при добыче сверхвязкой нефти.

Из мер, направленных на повышение привлекательности инвестиционной деятельности налогоплательщиков, можно также отметить введение Федеральным законом от 27 июля 2006 №144-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения  других изменений, направленнных на повышение  эффективности налоговой системы»  «инвестиционной премии» (возможности отнесения на расходы отчетного (налогового) периода расходов на капитальные вложения в размере до 10%), право на применение которой вступило в силу с 1 января 2006 года, а также введение возможности с 2007 года равномерного, в течение одного года, отнесения на расходы затрат на осуществление любых НИОКР (в том числе не давшие положительного результата).

 

Заключение

Потенциально, налоговая политика призвана смягчать негативные явления присущие рыночной экономики. Являясь ключевым звеном экономической политики, она представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций.

В то же время, действующие на данный момент направления  налоговой политики отличаются бессистемностью, отсутствием научного подкрепления и излишней фискальностью. Так, в бюджетной политике в 2003г. акцент на увеличение доходной части был сделан не за счет мер по легализации предпринимательской инициативы, а за счет роста налогового бремени и ужесточения налогового администрирования. Однако собираемость налогов не удалось увеличить путем административного давления, т.к. не были сформированы действенные экономические стимулы - честно платить налоги, не проводились мероприятия по сокращению бартерных операций и вытеснению денежных суррогатов.

Изменения в  налоговой системе России необходимы. Они должны быть последовательными и предсказуемыми. Их главными направлениями должны стать:

  • снижение общего уровня налогообложения при резком расширении налоговой базы;
  • сокращение количества налогов и упрощение системы налогообложения;
  • усиление налоговой дисциплины;
  • систематизация и кодификация налогового законодательства.

Возможности увеличения доходов бюджета за счет выведения значительной части экономики  из «тени» трудно переоценить. Во многом, вследствие высокого уровня налогов, доля поступлений от нового частного сектора непропорционально низка относительно их реальных (а не официально показываемых) доходов. Для достижения этой цели нужны меры с одной стороны, контрольно-карательного характера (по ужесточению сбора налогов, пресечению контрабанды и «теневых» торговых и финансовых операций и др.), с другой - в направлении рационализации налогового законодательства. Справиться с задачей легализации «теневой» экономики только мерами карательного характера невозможно, для этого надо создать у людей и фирм желание платить налоги - то есть получать высокие легальные доходы. В целом в ходе налоговой реформы необходим переход от выполнения налогами преимущественно фискальных функций к преимущественно стимулирующим.

Необходимость этих изменений понятна почти всем. Действительный вопрос состоит в умении Правительства найти баланс между объективно противоречащими друг другу фискальными и стимулирующими функциями налогов.

Можно предложить иную концепцию налоговой реформы.

Во-первых, Правительством должна быть разработана среднесрочная (3-5 лет) программа налоговой реформы, которую было бы целесообразно включить в Налоговый кодекс в целях максимального обеспечения рационального соотношения между стабильностью налоговой системы и необходимостью ее существенных изменений.

Во-вторых, необходимо определить конкретные цели налоговой реформы, имея в виду создание модели налоговой системы, которую государство обязуется сформировать через 3-5 лет.

В соответствии с данной концепцией возможно:

  • существенно снизить подоходный налог, НДС, налог на прибыль;
  • ввести единый налог на доходы малых предприятий при отмене всех прочих;
  • сократить экспортные пошлины;
  • существенно повысить ресурсные и имущественные платежи, а также акцизы и отменить льготы по импортным операциям;
  • ввести в действие гербовый сбора и налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

Было бы целесообразно:

  • Предусмотреть отмену многих налогов, которые можно охарактеризовать как нерыночные или финансово малоэффективные.
  • Отменить большую часть «дорогих» налогов (затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов) или сложных в администрировании.
  • «Укрупнить» налоги, то есть объединить налоги, имеющие сходную базу и аналогичный контингент налогоплательщиков.
  • Некоторые налоги следует реформировать принудительно (в частности, налог на недвижимость);
  • Провести «инвентаризацию» налоговых льгот.

Конкретные  ставки и условия сбора налогов  должны утверждаться одновременно с  принятием бюджета на соответствующий  год, имея ввиду достижение заранее определенных среднесрочных целей.

В целом, необходимы серьезные изменения в налоговой политике государства, способные сделать налоговую систему эффективно выполняющей свои функции. Нужны, прежде всего, экстренные меры по  ликвидации сложившегося акцента на фискальную функцию налогов. Требуются изменения, которые стимулировали бы товаропроизводителя, заинтересовали его и побуждали расширять производство, инвестировать средства.

При этом в  поисках выхода из тупика, в котором  сегодня оказалось народное хозяйство России, нельзя, разумеется, уповать только на налоговую политику. Сама по себе она все проблемы решить не в состоянии вообще, а в нынешней ситуации - тем более. Нужна комплексная программа вывода экономики из кризиса, охватывающая структурную перестройку экономики, налаживание хозяйственных связей  и расчетов между предприятиями, поддержку малого бизнеса. Но эта программа не даст положительных результатов, если оставит в стороне налоговую систему, ее существенную корректировку. В то же время не стоит рассчитывать на значительный эффект от мер, касающихся обособленно взятых налоговых стимуляторов. Налоговая политика - неотъемлемый элемент той социально-экономической политики, взятой в целом, которую проводит государство. Ведь только оно определяет структуру и объемы расходов бюджета страны и уж под них затем «подгоняются» налоги: устанавливаются и уточняются ставки и льготы, вводятся новые платежи, отменяются старые.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Официальный текст по состоянию на 15 ноября 2002 года. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФА – М), 2001. – 112с.
  3. Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации" (с изм. и доп. от 24 июня, 2 июля 1992 г., 25 февраля 1993 г., 13 июня, 16 ноября 1997 г., 8 июля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 22 мая 2003 г., 29 июня 2004 г.). – СПС Гарант, 2005.
  4. Абалкин Л.И. Курс переходной экономики. – М.: Финстатинформ, 2002. - с. 107.
  5. Акуленок Д. Н. Налоговый портфель. Учебное пособие для вузов. - М.: Сомитек, 2001. 236с.
  6. Балкизов </

Информация о работе Налоговая политика