Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 13:25, реферат
Налоговый контроль - особый вид деятельности компетентных органов, представляющий собой институт, без которого не обходится ни одно современное государство, применяя свою налоговую систему.
Анализ информации о положении в области налоговых правоотношений показывает, что белорусские юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели нарушают налоговое законодательство примерно в 60-70 % случаев.
субъекты, которые не вносят в установленные сроки валютную выручку в сумме, превышающей 50 тыс. долларов США;
К средней группе риска относятся хозяйствующие субъекты, у которых:
деятельность по производству товаров, выполнению работ, услуг относится к высокой группе риска, а сами субъекты находятся в сельских населенных пунктах при условии осуществления ими такой деятельности в сельской местности, а также юридические лица, созданные (за исключением путем реорганизации) с 1 апреля 2008 г., с местом нахождения и при условии осуществления деятельности на территории Республики Беларусь, за исключением населенных пунктов с численностью населения свыше 50 тыс. человек, согласно Перечню, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
К низкой группе риска относятся субъекты хозяйствования, не упомянутые в высокой и средней группах риска указанного приложения.
Внеплановые налоговые проверки без включения в координационный план контрольной деятельности могут назначаться по поручению Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь, а также председателем Комитета государственного контроля, его заместителями и председателями комитетов государственного контроля областей в пределах их компетенции, Генеральным прокурором и его заместителями в пределах их компетенции, министром по налогам и сборам и его заместителем в пределах компетенции данного министерства. Внеплановые налоговые проверки, проводимые органами Комитета государственного контроля и Министерством по налогам и сборам, могут быть назначены при наличии информации, в том числе и полученной от государственного органа, свидетельствующей о совершенном нарушении налогового законодательства, с предоставлением документов, подтверждающих такие факты. Если лицо, предоставившее информацию о нарушении налогового законодательства, не может документально подтвердить такие факты, то оно должно дать письменное согласие на дачу свидетельских показаний по данному правонарушению. Если в последующем заявитель откажется от дачи письменных показаний по указанным им фактам или эти факты не найдут подтверждения в ходе налоговой проверки, хозяйствующий субъект, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе потребовать от заявителя в судебном порядке возмещения убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности, и порочащих деловую репутацию хозяйствующего субъекта (п. 9.1 Указа № 510). По нашему мнению, должны быть также возмещены убытки, если имело место при проведении налоговой проверки, в процессе которой не подтвердились факты, предоставленные заявителем, приостановление хозяйственной деятельности или прекращение операций по расчетному счету у проверяемого субъекта. Анонимные заявления не являются основанием для проведения внеплановой налоговой проверки, как и ревизии (п. 9.1 Указа № 510).
В соответствии с действующим
В соответствии с п. 13 Указа налоговая проверка налогоплательщика может проводиться за период, не превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором принято решение о назначении налоговой проверки, а также за истекший период текущего календарного года. Эти требования не распространяются на налоговые проверки по поручению Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь, председателя Комитета государственного контроля, его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей, а также на налоговые проверки по уголовным делам, по соблюдению бюджетного и налогового законодательства.
Когда налоговый орган в соответствии с п. 14 Указа использует при проведении налоговой проверки такой метод фактического контроля, как контрольная закупка товарно-материальных ценностей или контрольное оформление заказа на выполнение работ (оказание услуг), то о проведении налоговой проверки до реализации этих мероприятий он не объявляет хозяйствующему субъекту. И только после их проведения руководителю хозяйствующего субъекта предъявляется предписание на проведение налоговой проверки и производится соответствующая запись в книге регистрации проверок, при этом незаконное вмешательство в деятельность хозяйствующего субъекта запрещается. Проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим налоговое законодательство, пока не доказано иное. Если нормативный правовой акт налогового законодательства неясно предписывает поведение налогоплательщика, то решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта (п. 15 Указа № 510).
Если в ходе налоговой проверки возникает ситуация, при которой у проверяемого субъекта отсутствуют документы бухгалтерского или налогового учета, налоговая инспекция в пределах своей компетенции вправе определить на основании действующего законодательства размер причитающихся к уплате в бюджет налоговых сумм, сборов (пошлин) на основании информации о движении денежных средств по счетам в банке или сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании информации о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которые осуществляют аналогичные виды предпринимательской деятельности (п. 17 Указа №510).
Внеплановая тематическая оперативная налоговая проверка является одним из методов контроля за налогоплательщиками, налоговыми органами, хозяйственной деятельностью, в процессе которой происходит прием наличных денег при реализации товаров, работ, услуг. Внеплановая тематическая оперативная налоговая проверка проводится в местах деятельности хозяйствующих субъектов и, как правило, связана с контролем за правильным учетом выручки, приемом наличных денег в кассу предпринимателя, перемещением и хранением материальных ценностей (п. 20 Инструкции). При проведении внеплановой тематической оперативной налоговой проверки проверяются соблюдение лицензионного законодательства, порядок приема наличных денег, использование кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, таксометров, правильность расчета наличными деньгами, осуществления валютных операций, игорного бизнеса, соблюдения правил розничной торговли общественного питания, бытового обслуживания населения, правильность уплаты единого налога индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, правильность документального сопровождения хозяйственных операций, порядка допуска плательщиков единого налога к реализации товаров, правильность реализации табачной и алкогольной продукции, предупреждение легализации доходов, полученных незаконным путем (п. 84 Указа №510).
Перед
проведением внеплановой
Камеральные, встречные, тематические оперативные налоговые проверки являются внеплановыми и проводятся независимо от даты проведения предыдущей проверки.
Камеральная налоговая проверка осуществляется по месту нахождения налоговой) органа на основании налоговых деклараций (расчетов) и других еммшмних с налогообложением документов, предоставленных плательщиком (иным обязанным лицом), а также документи о деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся у пилотного органа. Во время проведения такой проверки налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика или его представителя дополнительную информацию, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов (ст. 70 Налогового кодекса Республики Беларусь).
Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения плательщика налогов (иного обязанного лица) путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете плательщиком (иным обязанным лицом) хозяйственных операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, сборов (пошлин), с последующим сравнением установленных в ходе проверки фактических сумм налогов, сборов (пошлин) с отраженными плательщиком в бухгалтерских отчетах, балансах, декларациях, предоставленных в налоговый орган в течение периода, подвергающегося проверке (ст. 71 Налогового кодекса).
В зависимости от целей и объема работ выездные налоговые проверки могут быть комплексными, тематическими и встречными.
Комплексная налоговая проверка охватывает изучение уплаты всех налогов и сборов (пошлин), обязанность уплаты которых возложена на проверяемого налогоплательщика (иное обязанное лицо).
В ходе проведения тематической выездной налоговой проверки изучению подлежат вопросы уплаты отдельных налогов, сборов (пошлин), обязанность уплаты которых возложена на проверяемого налогоплательщика, а также другие вопросы, входящие в компетенцию налоговых органов. Тематические выездные налоговые проверки проводятся только по решениям Министерства по налогам и сборам или инспекций этого министерства по областям или Минску, за исключением проверки некоторых видов налогов, которые проводят по решению руководителя налогового органа (п. 16 Инструкции). Встречная налоговая проверка проводится в целях установления фактического отражения в бухгалтерском учете налогоплательщиком хозяйственных операций, осуществляемых с другими налогоплательщиками (хозяйствующими субъектами), в отношении которых проводятся налоговые проверки.
Общий срок выездной проверки не должен превышать 30 рабочих дней. В зависимости от обстоятельств он может быть продлен руководителем налогового органа (ст. 71 Налогового кодекса).
О назначении плановых налоговых проверок, проводимых налоговыми инспекциями Министерства по налогам и сборам, а также его областными инспекциями, за 10 дней сообщается в инспекцию, где состоит на учете налогоплательщик, и непосредственно налогоплательщику (п. 22 Положения). При наличии уважительной причины у налогоплательщика (болезнь должностных лиц, отпуск, другие причины) по его ходатайству налоговая проверка может быть перенесена на другой срок. Персональную ответственность за обоснованность включения хозяйствующего субъекта в сводный и координационный планы налоговых проверок несет руководитель налогового органа, утвердивший сводный план налоговых проверок, а также руководители структурных подразделений, территориальных органов, которые являются субъектами налогового контроля, предоставившие предложения в сводные планы налоговых проверок.
Координационный план налоговых проверок размещается на официальном сайте Комитета государственного контроля либо его органов в Интернете не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и не позднее 15 июня года, в котором планируется проведение проверки.
Предмет исследования налоговой проверки можно определить как круг обстоятельств, которые подлежат установлению по каждому налоговому правонарушению. Если целью доказывания является установление объективной истины, то предмет доказывания указывает на тот круг обстоятельств, установление которых позволяет разрешить налоговое правонарушение по существу. В процессе разбирательства по фактам сокрытия, занижения прибыли и доходов и иных объектов налогообложения, уклонения от подачи деклараций о доходах или внесения искаженных данных в них документальная налоговая проверка должна дать ответы на следующие вопросы: является ли данное физическое лицо субъектом хозяйствования без образования юридического лица (предпринимателем), а предприятие (организация) юридическим лицом (т.е. прошло ли оно государственную регистрацию);