Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 13:25, реферат
Налоговый контроль - особый вид деятельности компетентных органов, представляющий собой институт, без которого не обходится ни одно современное государство, применяя свою налоговую систему.
Анализ информации о положении в области налоговых правоотношений показывает, что белорусские юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели нарушают налоговое законодательство примерно в 60-70 % случаев.
обязано ли физическое лицо или предприятие (организация) как субъект хозяйствования уплачивать налоги;
какие виды налогов и иных обязательных платежей оно должно уплачивать;
кем и при каких обстоятельствах были выявлены факты нарушения налогового законодательства;
какой размер налогов не уплачен с сокрытых объектов налогообложения, какая общая сумма неуплаченных налогов и налоговых платежей, какой ущерб причинен государству;
Приведенный перечь вопросов, безусловно, не является исчерпывающим.
7.2. Порядок назначения
и проведения налоговой
Координационные планы контрольной деятельности, в том числе и по налоговым проверкам на полугодие формирует Комитет государственного контроля на основе предоставленных Министерством по налогам и сборам, а также другими органами государственного управления, в том числе и правоохранительными, сводных планов проверок. Основанием для включения плательщика налогов в сводный план проверок может быть результат анализа налоговых деклараций или других документов, предоставленных налогоплательщиком в налоговый орган, или другая информация, собираемая и накапливаемая в налоговом органе в отношении налогоплательщика, кроме того, в график проверок могут быть включены налогоплательщики по инициативе правоохранительных органов. Периодичность проведения плановых налоговых проверок регулируется п. 7 Указа № 510. В частности, налогоплательщики, отнесенные к высокой группе риска, проверяются не чаще одного раза в течение календарного года, если при проведении плановой проверки не выявлено нарушений налогового законодательства, то следующая плановая налоговая проверка такого налогоплательщика может проводиться не ранее чем через два года. У субъектов хозяйствования, отнесенных к средней группе риска, - не чаще одного раза в три года, если при проведении плановой налоговой проверки такого налогоплательщика не выявлено нарушений налогового законодательства, то следующая плановая налоговая проверка по данному налогоплательщику назначается проверяющим органом не ранее чем через пять лет. В отношении субъектов хозяйствования, которые отнесены к низкой группе риска, налоговые проверки назначаются по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.
При назначении плановой налоговой проверки хозяйствующий субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление направляется по известному налоговому органу месту нахождения налогоплательщика и считается полученным им по истечении
трех дней со
дня отправления. В уведомлении
налоговый орган указывает, какой
налоговый орган будет
Внеплановая налоговая проверка, как правило, проводится без предварительного уведомления налогоплательщика.
Выявленное налоговое правонарушение оформляется актом проверки или протоколом об административном налоговом правонарушении сотрудниками Министерства по налогам и сборам, Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля, ГКРУ Министерства финансов. В зависимости от размера причиненного государству ущерба принимается решение, предусмотренное соответствующей статьей закона Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет» (ст. 78 Налогового кодекса).
Если собранные материалы по налоговому правонарушению свидетельствуют о том, что хозяйствующий субъект неоднократно совершал налоговые правонарушения, привлекался к ответственности и в течение года повторно совершил налоговое правонарушение либо причинил государству ущерб в крупных и особо крупных размерах, то Департаментом финансовых расследований возбуждается уголовное дело по ст. 243 «Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов» Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Для того
чтобы объективно расследовать уголовное
дело, установить величину сокрытого
или заниженного объекта
Как правило, сотрудники Департамента финансовых расследований, управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД обязаны назначать налоговую проверку до возбуждения уголовного дела, поскольку это связано со сроками его расследования (налоговые проверки требуют значительного времени, и возможны нарушения уголовно-процессуального законодательства).
Безусловно, полностью избежать ошибок при установлении признаков налогового преступления довольно затруднительно, так как первичные материалы проверок, как правило, дают информацию лишь об объективной стороне, т. е. механизме совершения налогового преступления, и не позволяют получить необходимое представление о субъективной стороне. Снизить вероятность необоснованного принятия решения по возбуждению уголовного дела можно лишь путем назначения налоговой проверки, тщательного изучения всех материалов данной проверки и первичных материалов, углубленного анализа и оценки всех фактов, подтвержденных документами.
Поводом для назначения налоговой проверки для сотрудников Департамента финансовых расследований, работников следственных подразделений и органов дознания служит задокументированный факт нарушения налогового законодательства, в котором содержатся признаки состава преступления.
Правовой основой назначения налоговой
проверки без возбуждения уголовного
дела для сотрудников Департамента финансовых
расследований является Положение о Департаменте
финансовых расследований Комитета государственного
контроля Республики Беларусь, для работников
службы борьбы с экономическими преступлениями
МВД - закон «Об органах внутренних дел
Республики Беларусь», работников прокуратуры
- Закон «О Прокуратуре Республики Беларусь»,
а также ч. 3 ст. 69 Налогового кодекса Республики
Беларусь. В случае если возбуждено уголовное
дело по факту сокрытия, занижения прибыли
и доходов, субъект, осуществляющий практическое
следоведение, при назначении налоговой
проверки руководствуется статьями УПК
Республики Беларусь.
Камеральная налоговая проверка, являющаяся одной из форм текущего контроля за деятельностью налогоплательщика, проводится налоговыми инспекциями в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если налоговым законодательством не предусмотрены иные сроки. Необходимо отметить, что положения п. 21 Указа №510 не применяются при проведении камеральной налоговой проверки налоговым органом по месту его нахождения, на основании анализа деклараций и других документов, информации, полученной от налогоплательщика, в соответствии со ст. 70 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Процесс проведения камеральной проверки включает:
Результаты камеральной проверки фиксируются в графах, предусмотренных формами отчетности, или на последних листах предоставленных отчетов.
О выявленных в документах ошибках, противоречиях сообщается налогоплательщику с требованием в установленный срок внести необходимые исправления; если выявлены нарушения налогового законодательства, за которые предусматривается административная или уголовная ответственность, составляется акт и направляется налогоплательщику требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней. Информация, полученная в результате камеральной проверки, может быть использована при проведении выездной налоговой проверки.
Плановые налоговые проверки проводятся согласно сводному плану налоговых проверок.
Внеплановые выездные налоговые проверки проводятся по поручению Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, органов уголовного преследования или суда.
Внеплановая выездная налоговая проверка по поручению органов уголовного преследования или суда проводится на основании предписания Министерства по налогам и сборам либо инспекций данного Министерства по областям и Минску (при поступлении поручений от территориальных органов уголовного преследования или суда), которые ведут учет поступивших поручений и обеспечивают планомерное их выполнение (п. 24 Положения, гл. 7 Инструкции).
При проведении выездной налоговой проверки по поручению органа дознания, предварительного следствия или по определению (постановлению) суда конкретный перечень вопросов, подлежащих проверке, согласуется с органом, назначившим ее.
Для проведения выездной налоговой проверки выдается предписание, в котором указываются:
номер и дата выдачи предписания; основание налоговой проверки; наименование налогового органа, выдавшего предписание;
цель проверки; исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих налоговой проверке; проверяемый период; срок проведения налоговой проверки;
Предписание заверяется подписью начальника налогового органа и печатью.
Методика проведения выездной налоговой проверки, вон сы, подлежащие выяснению (кроме поставленных правоохра тельными органами), приемы и методы проверки, порядок полнения отдельных контрольных действий, особенно при те или отсутствии у налогоплательщика бухгалтерских докуме тов, изложены в Инструкции. Можно выделить четыре ост ных метода осуществления такой проверки:
бухгалтерский - проверка проводится путем сопоставлен показателей первичных документов с показателями сводной галтерской отчетности и налоговых деклараций;
выборочный - проверяются налоги, при уплате которых до* пускается наибольшее количество правонарушений;
версионный - проверка проводится на основании предположений (оперативно-розыскной информации) о возможных ме« тодах уклонения от уплаты налогов и способах установлении этих фактов;
информационный - проверка проводится на основании информации, полученной при допросе свидетелей или должностных лиц других хозяйствующих субъектов.
При проверке бухгалтерских документов, послуживших основанием для начисления налога, используют, как правило, следующие методы:
формальную проверку (достаточности и обоснованности реквизитов);
логическую проверку (корреспонденции, отраженной в документе информации о налогах);
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие проверку, могут проводить осмотр и инвентаризацию имущества налогоплательщика. Доступ их на территорию или в помещения, к документам налогоплательщика регулируется п. 4 Положения.
Цель осмотра - установить фактическое состояние имущества, документов, других ценностей и материалов, ценных бумаг и сопоставить его с данными, отраженными в документах. Он осуществляется в присутствии должностных лиц и понятых. Могут производиться видеозапись, киносъемка, фотографирование, сниматься копии с документов, браться объяснения от должностных лиц, проводиться инвентаризация (п. 4 Положения и п. 96 Инструкции).
В процессе проведения налоговой проверки должностные лица налоговых органов в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса и п. 4 Положения могут истребовать документы (адресовать налогоплательщику требование о направлении или выдаче документов) и запросить иную информацию. Лицо, которому адресован запрос, обязано в течение трех рабочих дней со дня получения исполнить запрос (предоставить копии документов или подлинники) либо сообщить об отсутствии у него необходимой информации. В случае отказа налогоплательщика выдать затребованные документы должностное лицо налогового органа проводит проверку. В соответствии со ст. 76 Налогового кодекса и п. 40-42. Положения должностное лицо вправе произвести изъятие необходимых документов. Изъятие документов проводится на основании постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку, в присутствии лица, у которого изымаются документы, а в случае его отсутствия - в присутствии понятых. Об изъятии документов составляется акт с точным описанием документов и указанием их количества. Копия акта вручается налогоплательщику под расписку или высылается.