Налоговая система как инструмент государственной, экономической и социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
в общем рассмотреть налоги и налоговую систему;
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь

Содержание работы

Введение 3

1. Сущность и роль налогов в экономике государства 4
1.1. Понятие и функции налогов 4
1.2. Необходимость налогов и их воздействие на экономику 9
1.3. Виды налогов и сборов 12
2. Налоги в системе государственного регулирования экономики 16
2.1. Налоговая система Республики Беларусь и способы ее построения 16
2.2. Анализ налоговой системы Республики Беларусь 19
2.3. Усовершенствование налоговой системы Республики Беларусь 22

Заключение 25
Список источников 27
Приложения 28

Файлы: 1 файл

Курсовая по налогам (Аня).docx

— 61.70 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

«Институт предпринимательской  деятельности»

 

 

Кафедра экономики и финансов

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

(по дисциплине «Макроэкономика»)

 

Тема: Налоговая система как инструмент государственной, экономической и социальной политики

 

 

 

 

 

Студентка:

ВЭДиП, 2 курс, гр. 1518     Михнюк Анна Юрьевна

 

 

Руководитель:

старший преподаватель       Мороз М.О.

 

 

 

 

 

 

Минск 2009

 

Содержание

 

Введение 3

 

1. Сущность и роль налогов  в экономике государства     4 

1.1. Понятие и функции  налогов 4

1.2. Необходимость налогов  и их воздействие на экономику 9

1.3. Виды налогов и сборов 12 

2. Налоги в системе  государственного регулирования  экономики 16

2.1. Налоговая система Республики Беларусь и способы ее построения 16

2.2. Анализ налоговой системы Республики Беларусь   19

2.3. Усовершенствование налоговой системы Республики Беларусь 22

 

Заключение 25 

Список источников 27 

Приложения 28 

 

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение современной  ситуации в налоговой системе  Республики Беларусь.

Функционирование государственных  объектов не возможно без какого либо финансирования, а так как большинство  этих объектов являются не коммерческими, обеспечить себя с финансовой стороны  они не в состоянии. В связи  с этим, пожалуй единственный способ существования этих объектов лежит  через налоговую систему –  единственный способ финансирования данных объектов.

Задачи курсовой работы:

  • в общем рассмотреть налоги и налоговую систему;
  • охарактеризовать основные виды налогов;
  • проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
  • рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;

 

 

1. Сущность и роль налогов в экономике государства

    1. Понятие и функции налогов

Налоги являются необходимым  инструментом экономических отношений  в обществе. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных  расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными  отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

С развитием государства  меняется налоговая политика и весь механизм налогового регулирования. Нынешний этап развития государства характеризуется  коренной ломкой прежнего механизма  управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Решающую роль в совершенствовании как  самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования  играют налоги.

Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский бюджет и (или) местные бюджеты. Другими словами налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций.

Сущность любой экономической  категории раскрывается посредством ее функций. Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Конкретная формулировка функций налогов вытекает из самого понятия налогов. В числе налоговых функций обычно выделяются:

    • фискальная
    • стимулирующая
    • распределительная
    • регулирующая
    • контрольная
    • социальная

Фискальная функция налогов  проявляется в бесперебойном  обеспечении государства финансовыми  ресурсами, необходимыми для осуществления  его деятельности. Для этой  функции  характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация финансовых ресурсов в  доходы государственного бюджета, что  позволяет бесперебойно обеспечивать его расходы.

Сформированные преимущественно  налоговым методом бюджетные  ресурсы предназначены для развития непроизводственной сферы, обеспечения  потребностей науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное целевое использование  бюджетных ресурсов стимулирует  общественный прогресс.

Отсюда следует, что налоговые  отношения включают стимулирующую  функцию, которая реализуется через  систему льгот, исключений, преференций.

Существуют следующие  виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных категорий  плательщиков; понижение налоговых  ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты в  форме отсрочки взимания налогов; прочие налоговые льготы.

Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:

    1. финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство;
    2. малых форм предпринимательства;
    3. занятости инвалидов;
    4. благотворительной деятельности, социально-культурной и природоохранительной сфер.

Преференции могут устанавливаться  в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

Налоговый кредит предоставляется  на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором  между хозяйствующим субъектом  и налоговым органом.

Для стимулирующей функции  в отличие от фискальной характерно стимулирование социально-экономической  деятельности плательщика, приоритетных для государства направлений. Стимулирующее  воздействие оказывается возможным  через введение различных видов  налоговых льгот и преференций.

Из сущности налогов вытекает и распределительная (перераспределительная) функция. Она обеспечивает процесс  перераспределения валового внутреннего  продукта. При этом одна его часть  направляется на расширенное воспроизводство  израсходованных факторов производства, а другая часть – в бюджет. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого  централизованного инструмента  распределительных отношений.

Через налоги реализуется  главное их общественное назначение – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства.

Формирование доходов  государственного бюджета на основе стабильного и централизованного  взимания налогов превращает государство  в крупнейший экономический субъект. Распределительная функция налогов  носит объективный характер, как и объективно само существование и функционирование государства. Она возникла вместе с появлением государства, которому требуются средства для выполнения своих функций.

Сегодня регулирующие возможности  налогов настолько велики, что  их можно рассматривать как проявление регулирующей функции налогов. Налоги оказывают серьезное влияние  на воспроизводство, стимулируя или  сдерживая ее темпы, усиливая или  ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос  населения. Необходимость регулирования  экономических процессов порождена  функциями государства по регулированию  экономики. Экономические функции  государства усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности  и одновременно ответственности  за результаты производства. Регулирующая функция неотделима от других функций налогов.

Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в  условиях действия распределительной  функции, которая порождает сущность налогов как особого централизованного  инструмента распределительных  отношений. Проявления этой функции  многогранны. Она отражает использование  налогов как средства государственного регулирования экономики, т.е. имеет  регулирующее свойство, которое заключается  в установлении и изменении системы  налогообложения, в определении  налоговых ставок, их дифференциации, в предоставлении налоговых льгот в соответствии с задачами государственной экономической политики - поощрение деловой активности, межотраслевое переливание капитала и пр.

Социальная функция налогов  проявляется в поддержании социального  равновесия путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания  неравенства между ними. Эта функция  получает наибольшее развитие в последнее  время.

Расширение налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном соприкосновении всех функций в процессе производства. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений.

 

    1. Необходимость налогов и их воздействие на экономику

Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную  деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме  налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к дополнительному выпуску денег в обращение. Однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны – инфляцией. В результате для государства налоги являются основной статьей доходов бюджета [прил. 1]. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80 – 90% всех бюджетных поступлений.

Экономическая сущность налогов  вытекает из сущности финансов. Началом  и исходным историческим условием возникновения  финансовых отношений является созданный  в сфере производства прибавочный  продукт. Одна часть прибавочного продукта в результате первичного распределения  направляется на расширенное воспроизводство  израсходованной части средств  производства и рабочей силы, другая его часть направляется в доход  государства.

Таким образом, прибавочный  продукт выражает сущностные черты, свойства, природу и функции финансов в широком смысле как исходного  звена финансовой системы; налог, в  свою очередь, определяет сущностные черты  государственных финансов и его  основные категории – государственного бюджета.

Налоги в качестве перераспределительной  категории являются средством и  источником образования централизованного  фонда финансовых ресурсов государства. Именно с появлением государства  возникает такая финансовая категория, как налоги. По мере развития государства  и товарно-денежных отношений сформировалась группа более сложных категорий  – государственного бюджета. Финансовые отношения, возникающие в процессе формирования доходов государственного бюджета, носят характер перераспределения  созданного в сфере производства прибавочного продукта и являются производственными  и зависимыми по отношения к финансам сферы материального производства.

Налоги, подобно государственному кредиту, расходам государства и  т.д., являются одним из элементов  системы финансовых отношений и  находятся во взаимосвязи и взаимозависимости  с другими финансовыми категориями. Они выражают общие свойства, присущие другим финансовым категориям, и дают ключ к пониманию финансовой системы  в целом. В то же время налоги имеют  отличительные признаки, которые  выделяют их из всей совокупности финансовых категорий.

Во-первых, движение стоимости  в налоговых отношениях носит  безвозмездный характер, а во-вторых, односторонний. При уплате налогоплательщиком налогов государству отсутствует  встречное движение эквивалентной  стоимости.

Используемые и регламентируемые государством налоги, функционируя в  фазе распределения через разнообразные  способы налогового изъятия, оказывают  решающее влияние на другие фазы движения совокупного общественного продукта: на производство, обмен и потребление, ускоряя процессы общественного  производства или замедляя их.

Налог как специфическая  форма производственных отношений  оказывает влияние на основные факторы  общественного производства и различные  социальные группы. Работники, получив  заработную плату, расходуют ее преимущественно  на потребление товаров и услуг, уплату налогов.

В связи с этим налоги воздействую на экономику в зависимости  от уровня оплаты труда:

во-первых, размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи;

во-вторых, они влияют на уровень и структуру совокупного  спроса, а через механизм рынка  содействуют развитию производства или тормозят его;

Информация о работе Налоговая система как инструмент государственной, экономической и социальной политики