Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 18:14, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
в общем рассмотреть налоги и налоговую систему;
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь
Введение 3
1. Сущность и роль налогов в экономике государства 4
1.1. Понятие и функции налогов 4
1.2. Необходимость налогов и их воздействие на экономику 9
1.3. Виды налогов и сборов 12
2. Налоги в системе государственного регулирования экономики 16
2.1. Налоговая система Республики Беларусь и способы ее построения 16
2.2. Анализ налоговой системы Республики Беларусь 19
2.3. Усовершенствование налоговой системы Республики Беларусь 22
Заключение 25
Список источников 27
Приложения 28
в-третьих, налоги определяют соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг.
Классификация налогов может быть проведена по нескольким различным основаниям: методу установления, органу взимания (или по уровню), использованию, характеру взимания налоговых ставок, объекту и субъекту обложения и др. Простота налогообложения позволяет обеспечить казну доходами с минимальными издержками, она же делает ее понятной налогоплательщику и развивает чувство ответственности, заставляя отказаться от соблазна уклонения от уплаты налога.
По методу установления выделяются две основные группы налогов: прямые и косвенные.
В зависимости от органа, взимающего налоги, выделяются государственные (республиканские) и местные налоги и сборы.
В зависимости от целей использования выделяются общие и специальные налоги и сборы.
По характеру взимания налоговых ставок выделяются прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги, а также твердый налог, ставка которого устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода.
Субъектами налогообложения являются налогоплательщики — физические и юридические лица. Соответственно и налоги можно разделить на те, что взимаются с юридических лиц, и на те, которые уплачиваются физическими лицами. Изменяя количество и ставки налогов, государство осуществляет свою экономическую политику в области регулирования процессов накопления капитала, совершенствования структуры производимого ВВП и стимулирования развития тех или иных видов деятельности. Поскольку основная часть косвенных налогов, уплачиваемых юридическими лицами, включается в цену производимых товаров и услуг (акцизы, НДС, др.), в конечном итоге они оплачиваются потребителями. С помощью налогов и сборов с населения государство воздействует на уровень и динамику личного потребления, сбережений и инвестиций, а также на структурные изменения в экономике. К числу основных функций данной категории налогов относится обеспечение социальной справедливости в перераспределении доходов населения.
Классификация налогов
по объекту обложения образует
несколько групп: налоги на
имущество (на имущество
2.1. Налоговая система Республики Беларусь и принципы ее построения
Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.
В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:
В механизме построения налоговой системы Беларуси важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности производства, повышению благосостояния населения.
Как правило, по каждому налогу предусматриваются специальные налоговые льготы, имеющие строго целенаправленный характер. Все льготы должны применяться только в соответствии с действующим законодательством и, как правило, не должны носить индивидуальный характер. При проведении политики налоговых льгот государство учитывает условия развития экономики, чтобы большое количество налоговых льгот не ограничивало доходы бюджета и одновременно было выгодно налогоплательщику.
При принятии решения по налоговым льготам учитываются интересы трех субъектов:
Налоговые льготы
по республиканским налогам
Государство не только вводит налоговые льготы, поощряя налогоплательщиков, но и применяет санкции к тем, кто нарушил налоговое законодательство. При несоблюдении законов о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и размер которой регулируются законодательством. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную ответственность в трех видах:
2.2. Анализ налоговой системы Республики Беларусь
На территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов, сборов (пошлин), - республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.
Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.
Республиканские налоги, сборы могут выступать в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть таких налогов может передаваться на местный уровень. В соответствии с имеющейся практикой нормативы отчислений республиканских налогов в местные бюджеты на каждый очередной бюджетный (финансовый) год устанавливаются Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь».
В отдельных случаях суммы
некоторых республиканских
К республиканским налогам, сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; подоходный налог; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины [прил.2, табл. 1].
Местными признаются налоги сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях.
По аналогии с республиканскими налоговыми платежами уровни бюджета, в которые передаются поступления местных налогов и сборов, не являются определяющими. Местные налоги и сборы могут полностью зачисляться в доход областного бюджета, определяться в качестве регулирующих либо полностью направляться в нижестоящие бюджеты. Правовое урегулирование этих вопросов может быть обеспечено путем принятия областным Советом депутатов соответствующего решения в рамках бюджетного процесса.
К местным налогам и сборам Налоговый кодекс Республики Беларусь относит: налог с розничных продаж; налог на услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей [прил.2, табл. 2].
В настоящее время порядок применения таких налоговых платежей ежегодно устанавливается Законом «О бюджете Республики Беларусь» на соответствующий бюджетный (финансовый) год. При этом определяются их состав и отдельные условия применения.
Налоговый кодекс устанавливает закрытый перечень местных налоговых платежей, которые могут быть введены местными органами власти на подведомственных административных территориях.
В настоящее время местные
органы власти вправе вводить на территориях
своих административно-
Обязательность введения местными органами власти указанных налогов и сборов Налоговым кодексом не устанавливается, в связи с чем вопрос об их применении должен быть решен органами власти каждой из административных территорий Республики Беларусь самостоятельно.
Налоговый кодекс признает обоснованным сохранение практики, когда эти налоговые платежи будут вводиться на основе положении Налогового кодекса нормативными правовыми актами местных Советов депутатов базового территориального уровня, а для налога с розничных продаж – нормативными правовыми актами областных Советов депутатов.