Налоговая система как инструмент государственной, экономической и социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
в общем рассмотреть налоги и налоговую систему;
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь

Содержание работы

Введение 3

1. Сущность и роль налогов в экономике государства 4
1.1. Понятие и функции налогов 4
1.2. Необходимость налогов и их воздействие на экономику 9
1.3. Виды налогов и сборов 12
2. Налоги в системе государственного регулирования экономики 16
2.1. Налоговая система Республики Беларусь и способы ее построения 16
2.2. Анализ налоговой системы Республики Беларусь 19
2.3. Усовершенствование налоговой системы Республики Беларусь 22

Заключение 25
Список источников 27
Приложения 28

Файлы: 1 файл

Курсовая по налогам (Аня).docx

— 61.70 Кб (Скачать файл)

в-третьих, налоги определяют соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды налогов и сборов

Классификация налогов может  быть проведена по нескольким различным  основаниям: методу установления, органу взимания (или по уровню), использованию, характеру взимания налоговых ставок, объекту и субъекту обложения  и др. Простота налогообложения позволяет  обеспечить казну доходами с минимальными издержками, она же делает ее понятной налогоплательщику и развивает  чувство ответственности, заставляя  отказаться от соблазна уклонения от уплаты налога.

  1. Классификация налогов по методу установления.

По методу установления выделяются две основные группы налогов: прямые и косвенные.

  • Прямые - это налоги на доходы и имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения; они взимаются с конкретного физического или юридического лица. К ним относятся: подоходный налог, налог на прибыль, имущественные налоги, в том числе на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на наследство; налоги на имущество и др. Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные. Реальные - это налоги на отдельные объекты имущества: поземельный, промысловый, на ценные бумаги и др. Личные - это налоги на имущество или доходы отдельных физических или юридических лиц: подоходный налог, налог на прибыль, налог на доходы от денежных капиталов, налог с наследств и дарений, поимущественный налог.
  • Косвенные - это налоги на товары и услуги: налог с оборота (на добавленную стоимость), акцизы и др. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги и в конечном итоге оплачиваются потребителем.
  1. Классификация налогов по органу взимания.

В зависимости от органа, взимающего налоги, выделяются государственные (республиканские) и местные налоги и сборы.

  • Государственные налоги устанавливаются верховной властью, взимаются на основе государственного законодательства и поступают в госбюджет.
  • Местные же взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местные бюджеты. Часть республиканских и местных налогов имеет статус закрепленных доходных источников того или иного бюджета. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Другая группа налогов - акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц - является регулирующим доходным источником. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по нормативам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый период (год или квартал). Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в местные бюджеты, а нормативы отчислений определяются при утверждении бюджета.
  1. Классификация налогов по использованию.

В зависимости от целей  использования выделяются общие  и специальные налоги и сборы.

  • Общие налоги - такие, которые используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов. Специальные - это налоги, имеющие целевое назначение. К общим налогам относятся налог на добавленную стоимость, на прибыль предприятий, акцизы, налоги на имущество предприятий и граждан, налог на доходы физических лиц и др.
  • Специальные налоги служат источником финансирования проводимых государством мероприятий. Так, на строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования общегосударственного и местного значения расходуются средства дорожных фондов, куда направляются средства от взимания налогов на пользователей автомобильных дорог, с владельцев транспортных средств. Кроме того, к специальным относятся обязательные страховые взносы, установленные законодательством: отчисления в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования, и Фонд занятости населения.
  1. Классификация налогов по характеру установления налоговых ставок.

По характеру взимания налоговых ставок выделяются прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги, а также твердый налог, ставка которого устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода.

  • Прогрессивный налог - такой его вид, при котором налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода.
  • Регрессивный налог - такой его вид, при котором налоговая ставка понижается по мере возрастания налогооблагаемой базы.
  • Пропорциональный налог - такой вид налога, при котором налоговая ставка остается неизменной независимо от размера дохода.
  1. Классификация налогов по субъекту обложения.

Субъектами налогообложения  являются налогоплательщики — физические и юридические лица. Соответственно и налоги можно разделить на те, что взимаются с юридических  лиц, и на те, которые уплачиваются физическими лицами. Изменяя количество и ставки налогов, государство осуществляет свою экономическую политику в области  регулирования процессов накопления капитала, совершенствования структуры производимого ВВП и стимулирования развития тех или иных видов деятельности. Поскольку основная часть косвенных налогов, уплачиваемых юридическими лицами, включается в цену производимых товаров и услуг (акцизы, НДС, др.), в конечном итоге они оплачиваются потребителями. С помощью налогов и сборов с населения государство воздействует на уровень и динамику личного потребления, сбережений и инвестиций, а также на структурные изменения в экономике. К числу основных функций данной категории налогов относится обеспечение социальной справедливости в перераспределении доходов населения.

  1. Классификация налогов по объекту и источнику обложения.

 Классификация налогов  по объекту обложения образует  несколько групп: налоги на  имущество (на имущество предприятий  и физических лиц, с владельцев  транспортных средств, на наследство), ресурсные налоги (земельный, лесной, на воспроизводство минерально-сырьевой  базы, на воду), налоги на доход  или прибыль (подоходный, на прибыль), налоги на действия - хозяйственные  акты, финансовые операции, обороты  по реализации (НДС, акцизы) и прочие, охватывающие некоторые налоги  и разовые сборы (курортный  сбор, гостиничный сбор, лицензионные  сборы).

 

  1. Налоги в системе государственного регулирования экономики

2.1.  Налоговая система Республики Беларусь и принципы ее построения

Налоговая система  Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.

В основу налоговой  системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

    • однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
    • оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
    • одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
    • установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
    • четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
    • обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
    • стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.

В механизме построения налоговой системы Беларуси важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности производства, повышению благосостояния населения.

Как правило, по каждому налогу предусматриваются  специальные налоговые льготы, имеющие строго целенаправленный характер. Все льготы должны применяться только в соответствии с действующим законодательством и, как правило, не должны носить индивидуальный характер. При проведении политики налоговых льгот государство учитывает условия развития экономики, чтобы большое количество налоговых льгот не ограничивало доходы бюджета и одновременно было выгодно налогоплательщику.

При принятии решения  по налоговым льготам учитываются  интересы трех субъектов:

  • государства, заинтересованного в росте доходов бюджета;
  • юридических лиц, чтобы не сократилось производство;
  • населения, чтобы неравномерность распределения льгот не привела к социальной напряженности в обществе.

Налоговые льготы по республиканским налогам устанавливаются только республиканскими органами власти. Местные органы власти имеют право вводить льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в местные бюджеты.

Государство не только вводит налоговые льготы, поощряя  налогоплательщиков, но и применяет санкции к тем, кто нарушил налоговое законодательство. При несоблюдении законов о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и размер которой регулируются законодательством. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную ответственность в трех видах:

    • взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода или суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения;
    • уплата штрафа за отсутствие учета объекта налогообложения или ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, а также непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы документов для исчисления налогов;
    • уплата пени за каждый день задержки перечисления налогов в бюджет.

 

 

 

 

 

2.2. Анализ  налоговой системы Республики  Беларусь 

На территории Республики Беларусь установлены и действуют  две группы налогов, сборов (пошлин), - республиканские и местные. Такая  структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Республиканские налоги, сборы могут выступать в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть таких налогов может передаваться на местный уровень. В соответствии с имеющейся практикой нормативы отчислений республиканских налогов в местные бюджеты на каждый очередной бюджетный (финансовый) год устанавливаются Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь».

В отдельных случаях суммы  некоторых республиканских налогов  могут полностью направляются в  доход местных бюджетов: в Республике Беларусь в полном объеме зачисляются  в местные бюджеты суммы поступлений  подоходного налога с физических лиц, налога на недвижимость, земельного налога, и ряда других республиканских  платежей.

К республиканским налогам, сборам относятся: налог на добавленную  стоимость; акцизы; налог на прибыль; подоходный налог; экологический налог; налоги с пользователей природных  ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины [прил.2, табл. 1].

Местными признаются налоги сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

По аналогии с республиканскими налоговыми платежами уровни  бюджета, в которые передаются поступления местных налогов и сборов, не являются определяющими. Местные налоги и сборы могут полностью зачисляться в доход областного бюджета, определяться в качестве регулирующих либо полностью направляться в нижестоящие бюджеты. Правовое урегулирование этих вопросов может быть обеспечено путем принятия областным Советом депутатов соответствующего решения в рамках бюджетного процесса.

К местным налогам и сборам Налоговый кодекс Республики Беларусь относит: налог с розничных продаж; налог на услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей [прил.2, табл. 2].

В настоящее время порядок  применения таких налоговых платежей ежегодно устанавливается Законом «О бюджете Республики Беларусь» на соответствующий бюджетный (финансовый) год. При этом определяются их состав и отдельные условия применения.

Налоговый кодекс устанавливает  закрытый перечень местных налоговых  платежей, которые могут быть введены  местными органами власти на подведомственных административных территориях.

В настоящее время местные  органы власти вправе вводить на территориях  своих административно-территориальных  единиц следующие налоги:

    • налог с продаж товаров в розничной торговле;
    • налог на услуги;
    • целевые сборы
    • сборы с пользователей;
    • сбор с заготовителей;
    • курортный сбор.

Обязательность введения местными органами власти указанных налогов и сборов Налоговым кодексом не устанавливается, в связи с чем вопрос об их применении должен быть решен органами власти каждой из административных территорий Республики Беларусь самостоятельно.

Налоговый кодекс признает обоснованным сохранение практики, когда  эти налоговые платежи будут  вводиться на основе положении Налогового кодекса нормативными правовыми  актами местных Советов депутатов  базового территориального уровня, а  для налога с розничных продаж – нормативными правовыми актами областных Советов депутатов.

Информация о работе Налоговая система как инструмент государственной, экономической и социальной политики