Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:30, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь, перспективы перестройки ее в ближайшие годы.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь;
рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы;
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.
Введение
1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь
1.1 Элементы налоговой системы Республики Беларусь
1.2 Перспективы перестройки налоговой системы в ближайшие годы
2 Субъекты и объекты налоговых отношений в Республике Беларусь
2.1 Права субъектов налоговых отношений
2.2 Обязанности субъектов налоговых отношений
2.3 Объекты налоговых отношений
3 Виды налогов и сборов (пошлин) действующих на территории Республики Беларусь
3.1 Налоги (сборы), включаемые в выручку от реализации товаров (работ, услуг)
3.2 Налоги (сборы), взносы и отчисления, относящиеся на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг)
3.3 Налоги (сборы), уплачиваемые за счет прибыли (дохода), остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей
3.4 Необходимость совершенствования механизма построения налогов и сборов
Заключение
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Общая характеристика
1.1 Элементы налоговой системы Республики Беларусь
1.2 Перспективы перестройки
2 Субъекты и объекты налоговых
отношений в Республике
2.1 Права субъектов налоговых отношений
2.2 Обязанности субъектов
2.3 Объекты налоговых отношений
3 Виды налогов и сборов (пошлин)
действующих на территории
3.1 Налоги (сборы), включаемые в выручку от реализации товаров (работ, услуг)
3.2 Налоги (сборы), взносы и отчисления,
относящиеся на себестоимость
продукции, товаров (работ,
3.3 Налоги (сборы), уплачиваемые за
счет прибыли (дохода), остающейся
в их распоряжении после
3.4 Необходимость
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В течение нескольких тысячелетий истории человечества налогам уделяется пристальное внимание всех слоев населения. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации. Такое внимание было и остается оправданным, поскольку налоги – это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современного государства, эффективный инструмент регулирования рыночной экономики.
Сегодня комплекс вопросов, связанных
с состоянием налоговой системы
Республики Беларусь, ее возможностями
полноценной реализации своих функций
приобретает первостепенное значение
как для большинства
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.
С 1 января 2004 введен в действие Налоговый Кодекс Республики Беларусь (Общая часть). Налоговый кодекс законодательно закрепил правовой базис, на котором строятся налоговые отношения, а именно принципы построения и функционирования налоговой системы; состав, права и обязанности плательщиков налогов, сборов(пошлин) и налоговых органов; основания возникновения и порядок исполнения налогового обязательства; механизм осуществления налогового контроля.
Цель данной работы – рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь, перспективы перестройки ее в ближайшие годы.
Задачи курсовой работы:
Ø рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
Ø охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь;
Ø рассмотреть перспективы
Ø охарактеризовать основные виды налогов;
Ø проанализировать роль налоговой
системы в регулировании
Ø проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
Ø определить основные направления
совершенствования налоговой
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов. Налоги – основная форма доходов государства. Налог взимается для покрытия общественно полезных потребностей всего общества, а не конкретного налогоплательщика.
Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.
В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:
· однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
· оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
· одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
· установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
· четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
· обоснование и точное распределение
налоговых доходов между
· стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.
В Республике Беларусь разработан налоговый кодекс (НК РБ), который является единым систематизированным сводом законов государства, регулирующим отношения в области налогообложения, сборов и пошлин, где отражены основные принципы налогообложения Республики Беларусь (приложение А).
1.1 ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В налоговом законодательстве нашли отражение полномочия налоговых органов, их права и обязанности, а также права и обязанности налогоплательщиков и основные виды ответственности за нарушения налогового законодательства.
Основными элементами налоговой системы выступают:
ü плательщики налогов (субъекты налогообложения)
ü объекты налогообложения
ü налоговая база
ü налоговый период
ü налоговая ставка
ü налоговые льготы
ü порядок исчисления
ü источник уплаты
ü порядок и сроки уплаты
ü санкции.
Субъект налогообложения – это основополагающий элемент, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все последующие функциональные элементы налога используются уже в рамках конкретного плательщика. Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).
Вторым элементом налогового механизма является объект налогообложения. Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика Налоговый Кодекс Республики Беларусь, другие законы Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение налогового обязательства.
Каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения. Один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период.
Налоговая база представляет собой стоимостную или физическую характеристику объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).
Налоговые ставки устанавливаются при планировании и формировании бюджета на предстоящий год и которые представляют собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
В механизме построения налоговой системы Беларуси важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности производства, повышению благосостояния населения.
Как правило, по каждому налогу предусматриваются
специальные налоговые льготы, имеющие
строго целенаправленный характер. Все
льготы должны применяться только в
соответствии с действующим
При принятии решения по налоговым льготам учитываются интересы трех субъектов:
Ø государства, заинтересованного в росте доходов бюджета;
Ø юридических лиц, чтобы не сократилось производство;
Ø населения, чтобы неравномерность распределения льгот не привела к социальной напряженности в обществе.
Налоговые льготы по республиканским налогам устанавливаются только республиканскими органами власти. Местные органы власти имеют право вводить льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в местные бюджеты.
Государство не только вводит налоговые
льготы, поощряя налогоплательщиков,
но и применяет санкции к тем,
кто нарушил налоговое
Ø взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода или суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения;
Ø уплата штрафа за отсутствие учета
объекта налогообложения или
ведение учета объекта
Ø уплата пени за каждый день задержки перечисления налогов в бюджет.
Источники уплаты налогов определяются
налоговым законодательством
Порядок и сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются налоговым или таможенным законодательством Республики Беларусь применительно к каждому налогу, сбору (пошлине). Уплата налогов может производиться в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях:
- разовой уплатой всей
- в ином порядке,
Таким образом, под налоговой системой
понимается совокупность налогов, пошлин,
сборов, взимаемых на территории государства
в соответствии с налоговым законодательством,
а также совокупность норм и правил,
форм и методов, определяющих правомочие
и систему ответственности
1.2 ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕСТРОЙКИ
В 2010 году планируется продолжить работу по упрощению налоговой системы и снижению налогового бремени на экономику.
Предусматривается отменить сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, а также отменить местные целевые сборы из прибыли, взимаемые по ставке 3%.
Согласно Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2015 годы основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности.
Налоговая политика в 2006 - 2015 годах
будет формироваться, исходя из необходимости
существенного упрощения
Справедливость и
Формирование прозрачного и
стабильного механизма
Реализация бюджетной политики
в 2006 - 2015 годах будет осуществляться
путем оптимизации
Предусматривается обеспечить устойчивость
бюджетной системы, а также прозрачность
процедур планирования, исполнения и
оценки результатов бюджетных
Повышение эффективности использования
бюджетных средств будет
Предусматривается обеспечить переход к среднесрочному бюджетному планированию с ежегодным формированием по скользящему принципу среднесрочной финансовой программы Республики Беларусь, что станет основой для разработки бюджетов республиканскими и местными органами государственного управления, достижения прозрачности и ясности при планировании бюджетных расходов в пределах имеющихся ресурсов.