Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование особенностей и проблем, которые в настоящее время присущи налоговой системе Республики Беларусь.
Для реализации цели были поставлены задачи:
выявить главные элементы налоговой системы и политики, а также принципы ее функционирования;
описать классификации налогов и их функции;
рассмотреть особенности функционирования налоговой системы Республики Беларусь;
проанализировать основные проблемы налогообложения в стране;
рассмотреть этапы совершенствования системы налогообложения;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......4
Теоретические основы налогообложения…………………………………...6
1.1Понятие и структура налоговой системы……………………………………………………………………………6
1.2Принципы построения оптимальной налоговой системы………………………………………………………..…………………..7
1.3Налог как основной элемент налоговой системы, классификация налогов…………………………………………………………………………….9
1.4Налоговая политика: сущность, формы и методы………………………...12
Налоговая система Республики Беларусь………………………………….16
2.1Этапы становления налоговой системы в Республике Беларусь………....16
2.2Динамический анализ налоговой нагрузки в РБ…………………………..17
2.3Эффективность налоговой системы РБ……………………………………18
2.4Направления совершенствования налоговой системы РБ………………..20
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованных источников………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 291.47 Кб (Скачать файл)

 

 

 

1.3 Налог как  основной элемент налоговой системы,  подходы к классификации налогов

Любому государству для  выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов являются средства, которые государство взимает с физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, которые осуществляются правительством на основе законодательства, и есть налоги.

Разные источники предлагают различные определения налогов:

a) Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей

[8, с.37].

b) Налог – обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц для финансирования деятельности государства или муниципальных образований [23, с.6].

Опираясь на определения  налога можно выделить основные его  признаки:

· обязательность платежа;

  · индивидуальная безвозмездность и безвозвратность налога;

· денежный характер;

  · публичное предназначение..

Налог, как и любая другая экономическая категория, выполняет  свои функции [ПРИЛОЖЕНИЕ Б].

    1. Регулирующая функция заключается в том, что налоги оказывают серьезное влияние на воспроизводство. Они могут стимулировать или сдерживать его темпы, усиливать или ослаблять накопление капитала, расширять или уменьшать платежеспособный спрос населения;
    2. Стимулирующая функция налогов реализуется через льготы и санкции, которыми государство стимулирует технический прогресс, капитальные вложения в расширение производства и др.;
    3. Перераспределительная функция проявляется в перераспределении общественных доходов. Т. е. происходит передача средств в пользу более слабых категорий населения за счет возложения налогового бремени на более сильные категории граждан;
    4. Фискальная функция состоит в формировании государственных финансовых ресурсов и создании материальных условий для эффективного функционирования государства.
    5. Контрольная функция позволяет государству отслеживать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет, а также определяет необходимость реформирования налоговой системы [8, с. 39-45].

Следует отметить, что налог включает в себя несколько составляющих, которые принято называть элементами налога. В практике налогообложения распространены следующие общепризнанные в большинстве стран мира элементы налогов:

1. субъект налога;

2. носитель налога;

3. объект налога;

4. источник налога;

5. налоговая база;

6. налоговый оклад;

7. единица обложения;

8. налоговый период;

9. налоговая ставка.

Субъект налога (налогоплательщик) – это лицо, на которое возложена обязанность по оплате того или иного налога.

Носитель налога – фактический (конечный) плательщик налога, который уплачивает его из своих доходов.

Объект налога – это какое-либо обстоятельство, имеющее стоимостную, физическую или количественную характеристику, с возникновением которого, законодательство по налогам и сборам связывает появление у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Источник налога – доход субъекта, из которого уплачивается налог.

Налоговая база – физическая либо стоимостная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

Единица обложения – единица измерения объекта налога.

Налоговый период – это какой-то определенный период времени, по истечении которого исчисляется сумма налога и определяется налоговая база. В Беларуси налоговый период составляет, как правило, месяц, квартал, календарный год.

Налоговая ставка – величина налога на единицу измерения налоговой базы. Она устанавливается либо в процентах, либо в твердых суммах.

Различают четыре метода построения налоговых ставок: твердые или равные ставки; пропорциональные ставки; прогрессивные ставки; регрессивные ставки.

Значительное место в  теории налогов занимает вопрос их классификации. Классификация налогов – это систематизированная, научно-обоснованная группировка налогов в соответствии с однородными признаками. Многообразие налоговых классификаций в какой-то степени отражает саму эволюцию налогов.

Приведем несколько классификаций налогов [Приложение В].

По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги - налоги у которых объектом налогообложения является непосредственно доход налогоплательщика или его имущество. Прямые налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщика. К ним могут относиться земельный налог, подомовой налог, налог на ценные бумаги и др. Личные налоги представляют собой налоги на имущество, а также доходы налогоплательщика, взимаемые у источника дохода или по декларации. Это такие налоги, как подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций налог на сверхприбыль и др.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, которые устанавливаются в виде надбавок к тарифу или цене. В отличие от прямых налогов они определяются доходом налогоплательщика. Основными видами косвенных налогов являются акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и т.п.

Различия между прямыми  и косвенными налогами представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Различия между прямыми и косвенными налогами

Прямые налоги

Косвенные налоги

1. В отношения  по поводу взимания 

  налогов вступают  два субъекта: бюджет 

  и налогоплательщик

В отношения по поводу взимания налогов вступают три  субъекта: бюджет, носитель налога и  юридический налогоплательщик как  посредник между ними

2. Налоговое бремя  несет непосредственно юридический плательщик

Налоговое бремя  несет носитель налога,   тогда  как налог в бюджет поступает  через  юридического плательщика

3. Величина  налогов  непосредственно    зависит  от финансовых результатов деятельности  плетельщика

Величина налогов  не зависит от финансовых результатов  деятельности плательщика

4.Эти налоги подоходно-поимущественные

Эти налоги имеют  объектом обложения обороты по реализации товаров (работ, услуг)


Примечание – Источник: [14, с.42-43]

По способу отражения прав использования налоговых сумм налоги бывают закрепленные и регулирующие.

Закрепленные  налоги представляют собой налоги, которые закреплены на длительное время как источник дохода конкретного бюджета. К закрепленным налогам относятся таможенные пошлины, сборы и другие платежи.

Регулирующие  налоги - налоги, на которые предусмотрены нормативы отчислений в другие бюджеты. К ним могут относится налог на доходы организации, НДС, акцизы.

Налоги могут быть классифицированы в зависимости от способа обложения:

· первый способ (кадастровый) предполагает уплату налога на основании сведений, содержащихся в кадастре. При этом кадастр представляет собой сборник сведений о наиболее типичных объектах (недвижимость, земля).

· второй способ (декларационный) предусматривает подачу плательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине объекта налогообложения, в которое, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления налога;

· третий способ (административный) представляет собой исчисление и изъятие налога у источника выплаты.

В зависимости от назначения налоги делят на общие и целевые. Общие налоги обезличиваются и поступают  в единую кассу государств. Они  предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные целевые налоги (взносы) имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.) [19, с.39].

По субъекту налогообложения  налоги могут быть классифицированы на три группы:

· налоги, взимаемые только с юридических лиц;

· налоги, взимаемые только с физических лиц;

· налоги, взимаемые с физических и юридических лиц.

По объекту налогообложения  налоги делятся на:

· налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов), — налог на прибыль, налог на дивиденды, налог на доходы от долевого участия в деятельности других организаций;

· налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (работ, услуг), — НДС, акцизы;

· налоги с имущества – налог на имущество организаций и т.д. [14, с.47].

Таким образом, мы можем сделать  вывод, что не существует единого  критерия, по которому налоги можно  было бы отнести к той или иной группе. При классификации налогов  выделяется их доминирующее значение какой-либо из групп экономических показателей.

 

1.4 Налоговая политика: сущность, формы  и методы

 

Налогоплательщикам любого государства всегда важно знать  ответы на вопросы: правильную ли налоговую  политику проводит государство? Правильно  ли функционирует налоговая система? Во время экономических кризисов у налогоплательщиков возникают  вопросы по функционированию налоговой  политики государства. В такие периоды  они ожидают облегчения нагрузки налогового бремени, различных налоговых  льгот.

В литературе нет однозначного понятия «налоговая политика». В  одном из учебников дается следующее  определение: «Налоговая политика - это  составная часть социально-экономической  политики государства, ориентированная  на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального  богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический  прогресс общества» [12, с.53].

Для успешного функционирования налоговая политика должна опираться  на научную теорию налогов. В противном  случае, она развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов налоговой политики во многом зависит и правильное построение налоговой системы.

К основным задачам налоговой  политики относятся:

  • обеспечение государства необходимым количеством финансовых ресурсов;
  • создание благоприятных условий для регулирования хозяйства страны;
  • сведение до минимума неравенства в уровнях доходов населения.

В зависимости от экономического состояния страны, от целей, которые  государство считает приоритетными, используются разные формы осуществления  налоговой политики:

  1. Политика максимальных налогов. Предполагает установление максимального числа налогов с максимально высокими налоговыми ставками. Такая политика проводится, в основном, в периоды войн, экономических кризисов. Такая форма налоговой политики выражает недовольство налогоплательщиков.
  2. Политика экономического развития. В этом случае государство сокращает свои расходы на социальные программы, а также ослабляет налоговую нагрузку на плательщиков. Цель этой политики – обеспечение приоритетного расширения капитала, стимулирование инвестиционной активности.
  3. Политика разумных налогов. Позволяет поддерживать стабильный уровень государственных расходов, развивать экономику, так как характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Формы  налоговой политики

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [12, с.45]

При условии количественных показателей белорусской налоговой  системы можно выделить следующие  цели налоговой политики:

    1. экономические, связанные с ускорением развития экономики государства;
    2. фискальные, предусматривающие обеспечение выполнения потребностей государства для выполнения функций государства;
    3. социальные, предполагающие регулирование доходов государства с учетом интересов социальных групп;
    4. международные, характеризующиеся выполнением международных хозяйственных обязательств.

В настоящее время мировой  практикой выделяются следующие  методы налоговой политики:

    • урегулирование взаимодействия прямого и косвенного налогообложения;
    • сдвиг налогового бремени с одних категорий населения на другие;
    • регулирование налоговых льгот, скидок, преференций;
    • регулирование порядков исчисления налоговых платежей, состава налогов, объектов налогообложения.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь