Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование особенностей и проблем, которые в настоящее время присущи налоговой системе Республики Беларусь.
Для реализации цели были поставлены задачи:
выявить главные элементы налоговой системы и политики, а также принципы ее функционирования;
описать классификации налогов и их функции;
рассмотреть особенности функционирования налоговой системы Республики Беларусь;
проанализировать основные проблемы налогообложения в стране;
рассмотреть этапы совершенствования системы налогообложения;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......4
Теоретические основы налогообложения…………………………………...6
1.1Понятие и структура налоговой системы……………………………………………………………………………6
1.2Принципы построения оптимальной налоговой системы………………………………………………………..…………………..7
1.3Налог как основной элемент налоговой системы, классификация налогов…………………………………………………………………………….9
1.4Налоговая политика: сущность, формы и методы………………………...12
Налоговая система Республики Беларусь………………………………….16
2.1Этапы становления налоговой системы в Республике Беларусь………....16
2.2Динамический анализ налоговой нагрузки в РБ…………………………..17
2.3Эффективность налоговой системы РБ……………………………………18
2.4Направления совершенствования налоговой системы РБ………………..20
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованных источников………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 291.47 Кб (Скачать файл)

Регулирование налоговой  политики очень важно, так как  налоги являются мощным инструментом воздействия на бизнес и инвестиционный климат в стране.

Налоговая политика реализуется  через налоговый механизм, который  и есть совокупность методов управления налогообложением, в том числе  и с помощью различного рода инструментов, таких как налоговые ставки, налоговые  льготы и др. Государство придает  налоговому механизму юридическую  силу с помощью налогового законодательства и тем самым регулирует его.

Налоговый механизм различен в определенном пространстве, а также  времени. Любое налоговое действие выступает как субъективное вмешательство  в воспроизводственные процессы. Налоговый механизм создан для упорядочения налоговых отношений, при этом опираясь на налоговое право.

Налоговая политика и механизм ее реализации определяют роль налогов  в обществе. В основу налоговой  политики любой страны должна быть заложена действующая в обществе налоговая концепция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Налоговая система Республики Беларусь

2.1 Этапы становления  налоговой системы в Республике  Беларусь.

 

В начале 90-х годов на территории бывшего СССР начался процесс  либерализации экономической жизни. Это привело к появлению в  Республике Беларусь коммерческих банков, независимых предприятий и предпринимателей, страховых компаний. Также начала развиваться внешняя торговля и  сформировался рынок ценных бумаг. В связи с этим государство  приступило к скорейшему принятию соответствующих законов, которые были направлены на сбор налогов при условии появления новых хозяйственных форм.

В таких условиях особо  актуальной стала проблема создания налоговой системы, которая бы соответствовала  изменившимся экономическим условиям. Началом создания налоговой системы  Республики Беларусь стало образование  суверенного государства. 1 января 1992 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых  в бюджет Республики Беларусь», а  впоследствии и многие другие законы, которые и заложили основу налогообложения  в стране.

Формирование налоговой  системы Республики Беларусь проходило  по примеру налоговых систем европейских  стран. Первоначально налоговая  система включала 15 основных налогов  и 8 видом отчислений в различные  внебюджетные фонды. В связи с  этим, уровень налоговой нагрузки на экономику в 1992 г. Составил 43,9 % от ВВП. Некоторые налоги уже имели  признаки налогообложения рыночного  типа.

Создание налоговой системы  связано с условиями фискального  кризиса начала 90-х XX в. В связи с этим, в странах с переходной экономикой большинство доходов бюджета уходило на поддержания стабильного уровня экономики.

На протяжении 1992-2000 гг. в  налоговой системе Республики Беларусь происходили некоторые изменения, однако при этом сохранялись изначально заложенные методы, формы, а также  принципы налогообложения. Произошло  объединение некоторых видов  налогов, уплачиваемых от одной налоговой  базы, снизились ставки по основным налогам, ужесточились штрафные санкции  за налоговые нарушения. В связи  с этим произошло улучшение структуры  налогообложения.

Однако, следует отметить, что Республика Беларусь, как и  некоторые восточноевропейские  страны и страны СНГ, на начальном  этапе реформирования экономики  имела довольно высокий уровень  налогообложения. Это приводило к развитию теневого бизнеса и массовым уклонениям от уплаты налогов.

Налоговая система Республики Беларусь прошла множество этапов своего реформирования и, на данный момент, можно  сказать, что она является инструментом экономического регулирования, который  обеспечивает довольно стабильные поступления  в бюджет, а также сокращает  инфляционный спрос.

 

2.2 Динамический анализ налоговой нагрузки в РБ

 

Не существует полностью идентичных налоговых систем. Налогообложение, а также налоговая система  в стране целиком зависит от политики государства. В Беларуси существует огромное количество различных налогов  и сборов, и все они уплачиваются с высокой периодичностью. Это  привело к тому, что Республика Беларусь занимает последнее 183 место  в разделе "Налогообложение" в  докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса 2012» и имеет следующие показатели: количество платежей налогов в год – 82, время, затрачиваемое на уплату – 798 часов в год, общая ставка налоговых изъятий – 80,4%. Судя по рейтингу Всемирного банка количество платежей больше в Украине и Румынии, а меньше в США, Швеции. В величину количества платежей входит не только количество налогов в стране, но также и периодичность их уплаты.

При данных условиях Министерство по налогам и сборам не согласно с рассчитанными показателями. Оно объясняет это тем, что последнее место в рейтинге обусловлено данными за 2009 год, которые в последующие годы поддались существенным изменениям.

Еще одной особенностью является то, что в Республике Беларусь большая  часть доходов государственного бюджета формируется за счет налоговых  поступлений, в которых преобладают  НДС, налог на прибыль, подоходный налог  с физических лиц и акцизы. Так, в 2011 году доля налоговых поступлений в доходах консолидированного бюджета составила 65,7 %. Причем большая доля приходится на косвенные налоги [16; ПРИЛОЖЕНИЕ Г].

Значительно количество налогов  является одной из причин значительной налоговой нагрузки. Определить ее уровень довольно сложно. На данный момент ни в Беларуси, ни за рубежом  нет ясного определения как числителя (какие налоги следует учитывать), так и знаменателя (к чему необходимо относить) показателя.

При вычислении суммы налоговых  обязательств, как правило, трудности  возникают с обязательными платежами, косвенными налогами и финансовыми санкциями.

В Беларуси для расчета налоговой  нагрузки на предприятие используется в основном методика отнесения начисленных  налогов к выручке. На микроуровне  налоговая нагрузка рассчитывается как доля налоговых платежей в  бюджет в общем объеме выручки  конкретного предприятия или отрасли. Тем самым показывается степень налоговых изъятий из выручки и в среднем - доля налогов и сборов в цене товаров и услуг. При этом в налоговую нагрузку на юридических лиц не включается налог на доходы иностранных организаций, подоходный налог с физических лиц, поскольку предприятие является лишь налоговым агентом по удержанию и перечислению в бюджет указанных налогов, но не их плательщиком.

Налоговая нагрузка конкретного предприятия  может существенно отличаться от среднереспубликанского или среднеотраслевого  уровня. Такое неравномерное распределение  налогового бремени связано с  предоставлением индивидуальных налоговых  льгот и кредитов, использованием льгот, а также определяется структурой затрат и финансово-экономическим  положением предприятия.

Необходимо отметить и то, что  существует социальная направленность белорусского бюджета. Поэтому высокая концентрация финансовых ресурсов в казне обусловлена комплексом социальных гарантий в сфере образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и социального обслуживания [21].

Так, налоговая нагрузка на экономику  Республики Беларусь в 2010 году составляла 27,3% к ВВП, а в 2011 – 26,8%. То есть можем сделать вывод, что наблюдается отклонение, равное -0,5% [ПРИЛОЖЕНИЕ Е].

Показатели налоговой  нагрузки за разные года существенно  колеблются, однако с каждым годом  наблюдается тенденция по снижению налоговой нагрузки.

 

2.3 Эффективность налоговой системы  РБ

 

Дальнейшим развитием понятия  «налоги» является понятие налоговой  системы. Она развивает и конкретизирует процесс формирования финансовых ресурсов, а также определяет задачи, формы  и принципы.

Принципы налоговой системы  определяются с учетом влияния налогов  на социально-экономическое развитие общества, а также благосостояние граждан.

Выделяют следующие группы принципов  налогообложения:

    • всеобщие (классические) принципы. Определяют основные характеристики налоговых отношений, которые используются в налоговых системах стран;
    • функциональные (современные) принципы. На их основе создаются условия действия налоговой системы, которые применяются к каким-либо особенным условиям страны.

С ходом развития экономики классические принципы налогообложения изменялись, совершенствовались. В результате на данный момент сформировались современные  принципы налогообложения, которые  отражают требования к налогообложению со стороны государства и налогообложения. Это принципы:

    • всеобщность налогообложения;
    • исключение двойного налогообложения;
    • стабильное функционирование налоговой системы на протяжении длительного времени;
    • простота системы и методов уплаты налогов;
    • установление размера налога с учетом доходов налогоплательщиков;
    • изъятие налогов на оптимальном уровне;
    • соответствие налогообложения структурной политике государства.

Республика Беларусь ставит своей  задачей разработку эффективной  налоговой политики, а также построение налоговой системы, которая бы обеспечивала экономический прогресс. Опыт показывает, что данная задача является одной  из самых сложных, поскольку требует  поиска путей увеличения поступлений  средств в бюджет государства, а  также снижения налоговой нагрузки на товаропроизводителя.

Главными критериями оценки эффективности  налоговой системы являются:

    1. Равномерное распределение налогов между всеми налогоплательщиками.
    2. Простота налогообложения, позволяющая понимать его плательщику налога и налоговому инспектору.
    3. Удобство для налогоплательщиков, связанное с приближением срока уплаты налогов к моменту получения доходов.

Совокупность взимаемых в государстве  налогов, пошлин, методов их построения, которые реализуются с помощью  финансовых институтов, образуют систему  налогообложения либо налоговую  систему.

Ни одна страна не имеет идеальной  системы налогообложения. Беларусь не исключение и имеет ряд проблем.

Во-первых, количество налогов и  платежей, применяемых в Беларуси, более чем в 3 раза превышает минимум, который является оптимальным. Это  ведет к существенному налоговому давлению на экономику.

Во-вторых, существует высокая периодичность  уплаты налогов. В Беларуси большая часть налогов уплачивается раз в месяц, а в большинстве государств отчетный период – календарный год.

Проблемой является также наличие  в Беларуси оборотных налогов  и платежей. Это является одной  из основных причин снижения рентабельности, увеличения числа убыточных предприятий, а также сокращения экспорта в  связи с ценовой неконкурентоспособности  товаров белорусского производства.

Следующая проблема – это большое  количество налогов, а также периодичность  их уплаты. Это крайне высокий уровень  налоговой нагрузки.

К основным проблемам мы также можем  отнести неэффективную систему  налоговых льгот по отношению  к отдельным видам производств  и отраслям. В результате это приводит лишь к увеличению числа убыточных  предприятий.

Велика доля поступления налогов  в бюджет государства. Она составляет 50-60%, при сравнении, что в развитых странах этот показатель, как правило, не превышает 30%.

Рассматривая подоходный налог, можем сказать, что его ставка основана на предпосылке о том, что люди, которые имеют более высокие доходы, обязаны не только платить больше в абсолютных суммах, но и отдавать в виде налогов большую долю своих доходов. Поэтому на практике получается, что людям со средними доходами невыгодно иметь дополнительные доходы, поскольку почти весь их прирост практически уходит в налоги.

Существенной проблемой  является нестабильность налогового законодательства. Это ведет к отсутствию правовых гарантий для участников налоговых  отношений, и, в целом, к произволу  в системе налогового администрирования. Как правило, это может привести к уклонению представителей бизнеса  от налогообложения.

Следует отметить нечеткость изложения отдельных положений, которые регулируют уплату налогов, что в конечном итоге приводит к непреднамеренным ошибкам.

Нестабильность налогового законодательства и нечеткость изложения  отдельных норм уплаты налогов приводят к еще одной проблеме: к непреднамеренным налоговым правонарушениям. По оценкам специалистов, в результате преднамеренных и непреднамеренных налоговых правонарушений государство ежегодно недополучает от 30 до 40 % бюджетных средств. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение и является главной причиной не поступления налогов в государственную казну. Формируются задолженности по налогам и сборам [ПРИЛОЖЕНИЕ Д].

Таким образом, главные недостатки налоговой системы Республики Беларусь можно свести к следующим:

  • перегруженность налоговой системы большим количеством налогов и платежей;
  • высокая периодичность уплаты налогов;
  • многократность обложение разными налогами одной и той же базы;
  • колебание ставок акцизов под воздействием инфляции;
  • неэффективность системы налоговых льгот отдельным отраслям и видам производства;
  • доминирование налоговых поступлений в доходах бюджета;
  • нестабильность налогового законодательства [6, с.14-15].

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь