Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 19:06, курсовая работа
К тому же последнее время налоговый процесс резко усилился.
Ставка на усиление налоговой политики оправдывается стремлением преодолеть инфляцию и дефицит государственного бюджета.
Однако при этом упускается из виду один принципиальный момент: при наличии некоторых общих черт с экономическими кризисами в западных странах кризис в экономике Казахстана имеет существенные особенности.
И главная из них - причиной нашего кризиса является отнюдь не перепроизводство, а наоборот, дефицитность экономики, носящая хронический характер.
Введение 3
Глава 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАЛОГОВ 5
1.1 Возникновение налогов 5
1.2 Развитие налогообложения 6
Глава 2. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ 12
2.1 Понятие налога и его признаки 12
2.2 Виды налогов 14
2.3 Сущность налогов 18
2.4 Функции налогов 21
Глава 3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 24
3.1 Структура налогообложения РК 27
3.2 Проблемы налоговой системы 29
Заключение 32
Список использованных источников 34
Постепенно в обществе
наряду с развитием финансовой науки
происходит становление научно-
Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы фискалитета.
Во второй половине Х1Х
века многие государства предприняли
попытки воплотить научные
Однако, как отмечает В. Пушкарева, венцом финансовой науки явились налоговые реформы, проведенные после Первой мировой войны, полностью обоснованные научными принципами налогообложения. Именно тогда была заложена конструкция современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место. В то же время следует признать, что человечество до сих пор не придумало идеальной налоговой системы.
Финансовая наука и поныне не может однозначно ответить на многие налоговые вопросы, а постоянные налоговые реформы почти всех развитых стран свидетельствуют о справедливой, соразмерной и обоснованной системе налогообложения.
Любое государство может существовать лишь тогда, когда обладает собственной финансовой базой, проще говоря, имеет деньги для содержания своего аппарата и покрытия расходов, возникающих в процессе реализации им своих функции.
Между тем, деньги являются продуктом сферы материального производства к которому государственная деятельность, будучи по своей природе разновидностью управленческой деятельности, не относится. Другими словами, труд конкретного государственного служащего, рассматриваемого в отдельности, как и деятельность всего государственного аппарата в целом, имея бесспорно общественно-полезный характер, не создают того продукта, выразителем стоимости которого выступают деньги.
В силу этого государство вынуждено искать их где-то на стороне.
Добывание государством денег составляет содержание такого элемента по финансовой деятельности, который принято именовать "мобилизация денежных средств, необходимых для обеспечения функционирования государства и создание денежных фондов государства".
Добывает себе государство денежные средства различными способами:
- в одних случаях оно использует метод, основанный на добровольной передаче денег от их собственника (владельца) государству, в качестве классического примера которого выступают государственные займы (как внутренние, так и внешние),
- в других случаях добывание денег происходит путем их принудительного изъятия, где не менее классическим примерам выступают налоги.
Тип государства, как и тип экономики, может повлиять лишь на механизм налогообложения, позволив не проявляться фискальной функции налогов столь очевидно и столь откровенно.
Приходится констатировать, что несмотря на многовековую историю взимания налогов, многочисленные научные разработки по их поводу (как экономического, так и правового порядка), вопрос о понятии налога продолжает оставаться спорными, а имеющиеся его определения не лишены, тех или иных недостатков.
Так, С.Д.Цыпкин определял налоги как установленные государством обязательные индивидуально -безвозмездные денежные платежи, которые вносятся в бюджет при наличии соответствующих материальных предпосылок по заранее предусмотренным ставкам и в точно определенные сроки.
Еще более лаконичное
определение предлагает Э.Д.Соколова:
" Налог - это обязательный безвозмездный
платеж (взнос), установленный
На основании изложенного представляется возможным дать следующее. Налог - это установленный государством в лице уполномоченного органа, в одностороннем порядке и в надлежащей правовой форме обязательный денежный или натуральный платеж в доход государства, производимый в определенных размерах, носящий безвозвратный, без эквивалентный и стабильный характер."
Рассмотрим теперь признаки налога.
Есть юридические и экономические признаки налога.
К юридическим признакам налога относятся:
- установление налога государством
- существование налога, только в правовой форме
- установление налога надлежащим органам и актам, подлежащий правовой формы ( признак законности налога )
- принудительный характер налога
- налог является обязательным платежом
- уплата налога
является юридической
- порождения налогом
стабильных финансовых
- правомерность изъятия денег
- обеспечение уплаты налога мерами государственной ответственности
- наличие государственного контроля за уплатой налога.
К экономическим признакам
- налог выступает в качестве платежа государству
- безвозвратность
- без эквивалентность
- стабильный характер налоговых отношений
- наличие объекта обложения
- определенность субъекта налога
- определенность размера налога
- фиксированность сроков уплаты
- налог является доходом государства
- смена формы собственности при уплате налога.
В Казахстане в настоящее время введена упрощенная система определения налоговой базы и введения налогового учета.
Важное значение в
системе налогообложения
Сегодняшняя структура доходов весьма разнообразна. В частности, только доход от предпринимательской деятельности:
1 - доход получаемый от управленческих, финансовых услуг, если он начисляется как вычет постоянному учреждению, расположенному на территории Р.К.
2 - доход получаемый постоянными учреждениями, расположенными на территории Р.К.
3- доход возникающий от продажи товаров в Р.К.
4- доход получаемый от всех видов работ и услуг, если он начисляется как вычет постоянному учреждению, расположенному на территории Р.К., или резиденту Р.К.
5- другие виды доходов.
Характеризуя приведенные разновидности доходов в целом следует различать доходы физического лица и доходы юридического лица.
Остановимся на характеристике видов налогов и их ставках, удерживаемых с физических и юридических лиц, представленных в таблице 1.
Таблица 1.
Виды налогов и ставки, удерживаемые с физических и юридических лиц.
Виды налогов |
Плательщики |
Ставки |
Подоходный налог с физических и юридических ли удерживаемый в зависимости от полученного доходов в целом |
1. Юридические лица (кроме
нац.банка) их филиалы, 2. Юридические лица, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории СЭЗ. 3. Лица, для которых
земля является основным |
1. 30% от налогообл. дохода для юридических лиц 2. 20% от налогообл. дохода. 3. 10% от дохода получ.
непосред-ственно пользо-вания |
Доход от выплаченных дивидендов.
а) от части дохода, направленный на увеличение уставного капитала (с учетом сохранения доли акции каждого акционера). б) дохода при изъятии ( реализации) доли участия в юрид.лице участникам (акционерам) |
Юридические и физические лица
Юридические и физические лица
Юридические и физические лица |
15% от дохода у источ.выплаты. Не подлежат налогообл.
15 % от внесения взносов в уставный капитал с учетом корр. на инфляцию. |
Доходы от вознаграждения ( интересов) выигрышей. |
Юридические лица за исключением выплачиваемого банком- резидентом и накопительным пенсионным фондом. Физические лица. |
15 % у источника выплаты. 15 % ( кроме выигрышей по гос.нац.лотерее). |
Косвенный и прямой доход, не связанный с предприн. деятельностью доход нерезидентов. не связанный с постоянным учреждением: 1.Дивиденды и вознаграждения 2. Страховые платежи 3.Телекоммуникационные или транспортные услуги 4. Доходы по аренде, роялти, консультационные услуги, кроме доходов получаемых в виде оплаты труда, облагаемых по ставкам в соответствии со ст.29 Указа |
1. Физические лица( работники хозяйствующих субъектов
2. Юридические лица - нерезиденты |
15% у источника выплаты
15 %
5 % 5 %
20 % |
В Республике Казахстан действуют следующие налоги, сборы и другие обязательные платежи:
1. Подоходный налог с юридических и физических лиц
2. Налог на добавленную стоимость
3. Акцизы
4. Сбор за регистрацию
эмиссии ценных бумаг и
5. Специальные платежи и налоги недропользователей
6. Социальный налог
7. Сборы за проезд
автотранспортных средств по
территории Республики
8. Земельный налог
9. Единый земельный налог
10. Налог на имущество юридических и физических лиц
11. Налог на транспортные средства
12. Сбор за регистрацию
физических лиц занимающихся
предпринимательской
13.Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности
14. Сбор с аукционных продаж
15.Сбор за право реализации товаров на рынках
16.Плата за использование
радиочастотного ресурса
17.Сбор за использование
юридическими и физическими
18.Сбор за использование
юридическими (кроме государственных
предприятий, государственных
19.Сбор за покупку физическими лицами наличной иностранной валюты, ставка которого не может быть установлена свыше 1 % от базы исчисления.
Порядок уплаты и ставки сборов, предусмотренных пунктами 7), 12)-16), 18) и 19 определяются Правительством Республики Казахстан.
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др.
При этом качестве средства
взаимодействия объекта и субъекта
государственного регулирования социально-
экономических процессов
Финансово- бюджетная система включает отношение по поводу формирования и использования финансов государства- бюджета и внебюджетных фондов.
Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функции государства.
Важной "кровеносной артерией" финансово-бюджетной системы являются налоги.
Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налогов.
Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
- работники, своим
трудом создающие материальные
и нематериальные блага и
- хозяйствующие субъекты владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства.
Экономическое содержание
налогов выражается таким образом,
взаимоотношениями
А. Смит в своем классическом сочинении "Исследование о природе и причинах богатства народов "считал основными принципами налогообложение всеобщность, справедливость, определенность и удобность.
Поданные государства, отмечал его российский последователь Н.И.Тургенев, должны давать "средства достижению цели общества или государства" каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика.
Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен с объективными нуждами и возможностями государства) выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.
Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний продукт (ВВП).
ВВП образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет и социальное отчисление).
Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта.
Он продолжается в распределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: