Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:
1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.

Файлы: 1 файл

курсовая - налоговая.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

И все же основной курс ясен. Это снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

Налоговая реформа текущего года началась с введения в действие части первой Налогового кодекса.

Надо отметить, что этот столь долгожданный документ не оправдал ожиданий ни налогоплательщиков, ни тем более работников государственных налоговых инспекций. В Налоговом кодексе провозглашен ряд вполне разумных постулатов, например, следующие:

— законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения исходя из принципа справедливости;

— налоги не могут иметь дискриминационный характер;

— налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

— не допускается устанавливать налоги, нарушающие единое экономическое пространство России, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение товаров, работ, услуг или денежных средств в пределах территории Российской Федерации;

— законодательные акты о налогах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен платить;

  • все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов толкуются в пользу налогоплательщика.

В этом законодательном акте есть немало и других позитивных концептуальных положений.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что часть первая Налогового кодекса в отрыве от второй специальной части не может быть полноценной. Дело в том, что она потеряла характер комплексного единого документа, определяющего всю налоговую систему России. Многие ее положения не могут быть реализованы без специальной части, регулирующей механизм налогообложения. Даже перечни федеральных, региональных и местных налогов пока не действуют. Крайне односторонне прописаны взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов, что затрудняет взимание налогов с незаконопослушных плательщиков. Думается, что совершенно необоснованно из Налогового кодекса выпал социальный налог, который был призван заменить собой отчисления в государственные внебюджетные социальные фонды. Одним словом, поспешное принятие этого документа не принесло ожидаемых положительных результатов. Напротив, скорее оно породило новые проблемы.

Налог на добавленную стоимость

Следующим шагом должно быть изменение ряда федеральных и региональных законов о налогах. Наиболее кардинальные меры намечены по одному из главных источников доходов государства — налогу на добавленную стоимость. Уже в текущем году он снижается до 15%, с сохранением льготной ставки для важнейших продуктов питания и товаров детского ассортимента в размере 10%. Абсолютная сумма налога уменьшается на четверть. С 1 января следующего года предполагается применение единой ставки НДС — 10%, то есть снижение против сегодняшней в два раза. Безусловно, эта мера в наибольшей степени отвечает интересам производителей, но в то же время она окажется весьма болезненной для бюджета. Выпадение доходов будет непосредственное и немедленное. Расширение налоговой базы, которое непременно произойдет, осуществится с заметным временным лагом. Поиски того, как ослабить подобный удар по доходам бюджета, пошли по двум направлениям. Одно из них—это отмена некоторых налоговых льгот, что даст эффект сразу, но в относительно невысоких суммах. Другое направление касается изменения механизма обложения предприятий торговли. Известно, что в настоящее время облагаемым оборотом у них служит торговая наценка. В будущем предложено облагать НДС весь торговый оборот с возмещением входного налога. На первый взгляд может показаться, что в результате арифметический итог окажется одинаковым. Но эффект скажется за счет того, что упорядочение взимания НДС позволит лучше наладить государственный учет оборотов торговли.

Налог на прибыль

Смягчение налога на добавленную стоимость дополняется снижением налога на прибыль. Иногда приходится читать или слышать суждение о том, что налог на прибыль потерял свое значение, что прибыль предприятий и организаций можно легко не показывать, укрывать от налогообложения и это якобы делает большинство главных бухгалтеров и финансовых директоров. На самом деле налог на прибыль сегодня занимает одно из важнейших мест в бюджетных доходах. Так, в структуре поступлений в федеральный бюджет за 1998 г. налог на прибыль составил 19% и занял третье место после НДС (43%) и акцизов (24%). Еще больше его роль в бюджетах субъектов Российской Федерации, куда поступает две трети налога на прибыль и только одна четверть налога на добавленную стоимость. Механизм распределения прибыли определяет финансовые программы любого предприятия. Либерализация налога на прибыль способна серьезно облегчить налоговое бремя, но в то же время тяжко отразится на бюджете.

По подготовленному законопроекту на два пункта — с 13 до 11% — уменьшается налог, направляемый в федеральный бюджет, и до трех пунктов — в бюджеты регионов. Представительные органы субъектов Российской Федерации будут иметь право устанавливать свою часть налога на прибыль в пределах 19%, вместо 22%, а по банкам, брокерским конторам, биржам, страховым компаниям, посреднической деятельности — до 27%. Но главная суть либерализации налога на прибыль заключается отнюдь не в снижении налоговой ставки — разрабатывается новый механизм исчисления прибыли. Ожидается иной подход к составу затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг; произойдут изменения в расчете амортизационных отчислений; изменится отношение к убыточным предприятиям.

Одним из важнейших при этом является вопрос о налоговых льготах. Налоговым кодексом Российской Федерации провозглашена концепция тотальной отмены налоговых льгот с целью создания равных стартовых условий предпринимателям, то есть во имя принципа справедливости. Этот принцип разработчиками Налогового кодекса трактуется ошибочно. Против этого положения существует ряд возражений со стороны ведущих экономистов, поскольку налоговые льготы расцениваются в качестве одного из действенных рычагов государственной экономической политики, без чего невозможно создание условий для приоритетного развития определенных отраслей. К тому же следует заметить, что сейчас уже поздно создавать равные стартовые условия.

Проект изменений по налогу на прибыль (в противоположность Налоговому кодексу) предусматривает широкое льготирование тех предприятий, которые будут вкладывать прибыль в расширение, модернизацию, реконструкцию собственного производства, в проведение научных, проектных и конструкторских разработок. Предполагается снять действующие ограничения по освобождению в таких случаях от налогообложения прибыли. Создание предпосылок и стимулов для развития собственного производства в первую очередь позволит увеличить налоговую базу. Дальнейшим итогом должно стать изменение состава затрат, с тем чтобы приблизить исчисление прибыли к общемировым понятиям, то есть рассматривать прибыль как разницу между доходами и истинными расходами предприятия, сняв искусственные ограничения, действующие в настоящее время. Особенно это касается затрат на рекламу, на страхование, коммерческих расходов и ряда других издержек производства и обращения товаров.

Подоходный налог с физических лиц

Неоднозначно можно оценить готовящиеся изменения по подоходному налогу с физических лиц. Номинально налог предполагается снизить, а прогрессию шкалы начать с совокупного годового дохода, превышающего 30 тыс. руб. (в настоящий момент — 20 тыс. руб.). Изменение шкалы явно не соответствует темпам инфляции нынешнего года по отношению к предыдущим годам. Более реальную систему ставок предлагало МНС России: начинать повышенное обложение после 60 тыс. руб. годового дохода, но это не нашло поддержки у законодателей. С позиции бюджета можно предположить, что номинальное смягчение подоходного налога будет перекрыто номинальным повышением заработной платы.

Небольшие отчисления от сумм подоходного налога в размере 3% намечается производить в федеральный бюджет, а основную массу, как и прежде, оставлять в субъектах Российской Федерации. С чисто экономической точки зрения это вряд ли целесообразно, так как из-за сравнительно небольших сумм возникают неудобства для налогоплательщиков, происходит увеличение числа документов (появляются два платежных поручения вместо одного), проводятся бесконечные уточнения взаимной задолженности между бюджетами и т.д. Гораздо проще было бы иметь меньшее количество регулирующих источников доходов.

Акцизы

Общее снижение налогового давления должно быть частично возмещено за счет акцизов. В первую очередь речь идет о резком росте налоговых поступлений от производства и оптовой торговли алкогольными напитками. Усиление государственной монополии и государственного контроля за этой отраслью экономики стоит на повестке дня весьма остро. Государство должно вернуть себе огромные доходы, которые на рубеже 80—90х гг. были отданы в частные руки. И дело здесь не только в фискальной составляющей, в налогах. Государственный контроль существенным образом может позитивно повлиять на качество продукции, что уже сейчас перерастает из экономической проблемы в социальную.

Налоги субъектов Российской Федерации

Остается ответить на вопрос: чем будут перекрывать выпадающие доходы субъекты Российской Федерации? Ведь в структуре их бюджетов превалируют три налога: на прибыль, на добавленную стоимость и подоходный, а на четвертом месте стоят акцизы.

 Наиболее крупным источником станет налог с продаж. Конечно, он связан с повышением розничных цен, так как любой косвенный налог является инфляционным. Но общее косвенное обложение не увеличивается. К тому же рост цен будет сдерживаться наличием реального платежеспособного спроса.

Хорошие перспективы имеет налогообложение вмененного дохода. Оно может повысить налоговые поступления от тех сфер, где вращаются наличные деньги и где контроль за истинными доходами затруднен. Преимущественно речь идет о предприятиях малого бизнеса и индивидуальных предпринимателях без образования юридического лица, работающих по оказанию услуг населению, а также о мелкооптовой и розничной торговле. При правильных и объективных расчетах вмененного налога (что, кстати, представляет немалые трудности) налог даст возможность получать больше тем, кто лучше и эффективнее работает. Данный метод выводит предпринимателя из-под постоянной опеки государственных, в том числе налоговых, органов и позволяет сразу получить положенные суммы в бюджет.

Увеличение доходов местных бюджетов принесут изменения по налогу на имущество физических лиц. Предполагается несколько повысить и дифференцировать ставку налога, ввести понятие необлагаемого минимума и оставить на усмотрение региональных органов представительной власти систему оценки стоимости недвижимого имущества.

Общее снижение налогового давления, особенно на производителей, безусловно, приведет к расширению в будущем налоговой базы. Но уже сейчас нужно думать о том, как увеличить собираемость налогов и где искать резервы этого увеличения.

[2, 5]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие).

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем. Но большая их часть вновь будет отложена до лучших времен, по-видимому, до окончательной доработки Налогового кодекса.

В принципиальном плане основные направления государственной политики в области налоговой реформы определены в Указе Президента "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины". В частности, к ним относятся следующие задачи:

• построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и других обязательных платежей;

• сокращение общего числа налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений;

• облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг);

• сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения.

Эти задачи предполагают создание более выгодных условий для предпринимательской деятельности в России.

Совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочных экономических отношений. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Основы налоговой системы: Учебник/Под ред. А.П. Починка, Д.Г. Черника. - М.: ЮНИТИ, 1998.
  2. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 1999.
  3. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования//Финансы. - № 4, 1997.
  4. Паскачев А.Б. О поступлении налогов и задачах, стоящих перед налоговыми органами России//Российский налоговый курьер. - № 1, 1999.
  5. Черник Д.Г. К вопросу о налоговой реформе//Российский налоговый курьер. - № 4, 1999.
  6. Черник Д.Г. О роли налоговой системы в стабилизации экономики//Российский налоговый курьер. - № 1, 1999.

  В конце каждого раздела в квадратных скобках указаны номера источников из вышеуказанного списка.


Информация о работе Налоговая система РФ