Налоговая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 07:11, курсовая работа

Описание работы

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как “дозволенную форму грабежа”. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что “ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им”, К. Маркс считал, что “в налогах воплощено экономическое выражение существования государства”. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.
В современном государстве для мобилизации средств в бюджет применяется сложная система налогов, включающая до 40-50 различных их видов.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. 2
Налогообложение – один из важнейших факторов
развития рыночной экономики………………………………….......3

Экономическое содержание налога ………………………….... 3
Налоги, их функции и виды……………………………………... 4

Устройство налоговой системы, ее роль и эволюция ……………… 6

Теоретические основы построения налоговой системы…………………………………………………………….6
Налоговая система и налоговое бремя….....................................12
Эволюция налоговой системы России………………………….16

Налоговая система России…………………………………………. ..19

3.1.Основы налоговой системы……………………………………. ..19
3.2.Способы уплаты налога…………………………………………..23

4. Налоговая политика государства………………………………... …24

Заключение………………………………………………………………….. 27

Практическая часть курсовой работы…………………………………... … 29

Список используемой литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

- обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;

- обеспечение государственной  политики регулирования доходов.

Участие государства  в регулировании экономики при  проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых  инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и некоторые другие. Государство  использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической  политики, имеет все же относительно самостоятельное значение. Мало того, от результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику.

Имея относительную  самостоятельность, налоговая политика должна опираться на научную  теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок.

Между тем теория налогов  в свою очередь развивалась и  совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его  воздействия на развитие экономики.

 

 

           Заключение.

      Подводя черту под всем выше сказанным, еще раз остановимся на основных моментах работы, выделим ее ключевые аспекты.

      Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке  и используемых государством для централизации части национального дохода в бюджетах всех уровней с последующим перераспределением в интересах государства. Она  является важнейшим механизмом системы государственного регулирования экономики и выполняет следующие функции: обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция); поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция); государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

      Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки, или налогового бремени, на налогоплательщика является достаточно серьёзным измерителем качества налоговой системы страны. Доказано, что при повышении налоговой нагрузки доходы бюджета сначала начинают расти, и достигают максимума, а затем резко снижаются, так как либо предпринимателю не выгодно развивать производство и он снижает обороты, сворачивает производство, либо налогоплательщик находит законные и незаконные способы уйти от уплаты налогов.

      Налоговая система, действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 года. Но уже в середине 1992 года и в последующие годы в нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, а в существующие были внесены изменения. Реформирование налоговой системы продолжается и по сей день. Введение Налогового кодекса Российской Федерации положило начало существенным изменениям  в налоговой системе нашей страны.    

      Однако всех вопросов Налоговый кодекс РФ не решил. Так и не удалось создать единую комплексную систему налогов в Российской Федерации, стабилизировать ее хотя бы в пределах одного финансового года, устранить противоречия в законодательных актах. Мало внимания  уделено борьбе с системой неплатежей. Но, безусловно, в Налоговом кодексе РФ содержится очень много положительного, что будет содействовать развитию экономики России, упорядочению взаимоотношений государственных органов с функционирующими на рынке хозяйственными субъектами.

      Немаловажное значение имеет и та экономическая среда, в которой приходится осуществлять финансово-хозяйственную деятельность и платить налоги российским налогоплательщикам. Неразвитость рыночных отношений, экономическая и социальная нестабильность, несовершенство и постоянные изменения налоговой системы страны, разрушение экономических связей между предприятиями, непрекращающийся спад производства и ряд других немаловажных факторов, не влияя на абсолютный размер показателя налоговой нагрузки, относительно увеличивают налоговое бремя российского налогоплательщика.

      Проведенное исследование  налоговой системы Российской Федерации,  теоретических основ построения налоговых систем и анализ соответствия  структуры налоговой системы России основным принципам и экономическим законом формирования налоговой системы позволяет сформировать следующие выводы:

  • российская налоговая система в целом соответствует теоретическим принципам и экономическим законам построения налоговой системы, однако существуют отдельные противоречия, которые впрочем неизбежны, но должны быть сведены к минимуму;
  • налоговая система устанавливаемая Налоговым кодексом России стала “качественнее”, более упорядоченная, это проявилось, в первую очередь, в отмене действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей, имеющих налоговый характер. Принципиально сохранены только основные налоги  всего 28 налогов и сборов.
  • налоговая система России построена таким образом, что перед нею все равны. Не существует какой-либо “дискриминации” налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному расположению. Но вместе с тем, в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определенный круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное налоговое давление.
  • проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса.

      С каждым годом  налоговая система России становится все лучше и лучше. Но еще много предстоит реформ сделать нашему правительству.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

 

 АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ЗА 2006 год.

 

1. АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА

 

Соотношение налоговых  и неналоговых доходов.

 

Структура доходов Федерального бюджета на 2006 г.

Виды доходов

Сумма, тыс. руб.

В % к

Общей

Сумме

Доходов

В % в 

Разделе

Прямые 

Налоги в %

В разделе

Косвенный

Налог в %

В разделе

1

Всего доходов,

В том числе

5046058500,0

100

     

2

Налоговые доходы, всего

3167825900,0

62,78

100

   

2.1

Налог на прибыль

344838100,0

6,83

10,88

П

 

2.2

Налоги и взносы на социальные нужды

302090200,0

5,99

9,54

П

 

2.3

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1212247500,0

24,02

38,28

 

К

2.4

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

532282600,0

10,55

16,80

 

К

2.5

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

753309000,0

14,93

23,78

 

К

2.6

Государственная пошлина

23058500,0

0,46

0,72

 

К

 

Итого прямых налогов

646928300,0

12,82

20,42

   
 

Итого косвенных налогов

2520897600,0

49,96

79,58

   

3

Неналоговые доходы, всего

1878232600,0

37,22

100

   

3.1

Доходы от имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

85769000,0

1,7

4,57

   

3.2

Доходы от внешнеэкономической  деятельности

1662922600,0

32,9

88,53

   

3.3

Платежи при пользовании  природными ресурсами

29544300,0

0,58

1,57

   

3.4

Доходы от оказания плат-

ных услуг и компенсации

затрат государства

89837800,0

1,78

4,78

   

3.5

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

1328300,0

0,03

0,07

   

3.6

Административные платежи  и сборы

3537600,0

0,07

0,2

   

3.7

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

2049500,0

0,04

0,1

   

3.8

Прочие неналоговые доходы

3243500,0

0,06

0,18

   

 

Доходы федерального бюджета, поступающие в 2006 году, формируются  за счет:

  1. федеральных налогов, сборов и неналоговых доходов – в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом РФ;
  2. иных неналоговых доходов – в соответствии с нормативами отчислений;
  3. федеральных налогов и сборов ( в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов, а также в части погашения задолженности по отмененным налогам и сборам) – в соответствии с нормативами отчислений согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.

 В 2006 г. налоговые  поступления в общей сумме  доходов составили 62,78%. Из них прямых в структуре поступивших налогов 12,82%  прямые налоги, и 49,96 % косвенные. Но в структуре налоговых поступлений косвенные налоги занимают 79,58%, а прямые 20,42%. Соотношение не одинаковое как в общей структуре налоговых доходов бюджета, так и в структуре налоговых доходов бюджета.

Данное соотношение  говорит о направлении государственной  налоговой политики, направленной на налогообложение доходов граждан, предприятий и организаций, как и должно быть во всех развитых странах, но в силу развития экономических процессов в РФ, стране сложно перейти через границу «сырьевого придатка», что характерно для развивающихся и отсталых стран, а так же в данных странах преобладает налогообложение через косвенный механизм, а налоговый груз ложится на конечного потребителя. Дополнительные денежные средства государство может привлечь, не отступая от направления введенной налоговой политики, если введет прогрессивную шкалу налогообложения доходов.

Средства от продажи федерального имущества, в том числе конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным федеральным законом, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством РФ, подлежит перечислению в федеральный бюджет в полном объеме – 2% в общей структуре доходов, и 4,5% в структуре неналоговых поступлений.

Средства, получаемые Федеральной  службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от Международного бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков от 14 апреля 1981 г. и Протоколом к  Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков, подписанным в Мадриде 28 июня 1989 г., зачисляются в доходы федерального бюджета, за исключением сумм, предназначенных для уплаты ежегодного взноса РФ в бюджет Международного бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности – 0,03% в общей структуре доходов, и 0,07% в структуре неналоговых поступлений.

Средства, поступающие  от ВЭД занимают самую большую  долю в структуре – 32,9% в общей структуре доходов, и 88,53% в структуре неналоговых поступлений, это говорит об очень активной финансовой деятельности РФ за рубежом.

 

 

2.       АНАЛИЗ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА.

 

                           Анализ функциональной структуры  расходов.

 

          Функциональная структура расходов бюджета на 2006 год.

Расходы

Сумма, тыс. руб.

В % к общей сумме  расходов

1

Государственное управление и местное самоуправление

638885612,4

15

2

Национальная оборона

666026632,1

15,6

3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

541634563,3

12,7

4

Национальная экономика

339333969,1

7,9

5

Жилищно-коммунальное хозяйство

38883157,1

1

6

Охрана окружающей среды

6334260,7

0,1

7

Образование и наука

201588660,6

4,7

8

Культура и СМИ

51248093,1

1,2

9

Здравоохрание и спорт

149098675,3

3,5

10

Социальная политика

205253269,6

4,8

11

Межбюджетные трансферты

1431827825,0

33,5

 

Всего расходов

4270114718,3

100


 

Группировка расходов бюджета  по экономическому содержанию (экономическая  классификация) предусматривает деление расходов на текущие (бюджет текущих расходов и капитальные (бюджет развития). К текущим затратам относятся: содержание органов государственной власти и управления; правоохранительных органов; текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу; отдельные компенсационные расходы по отраслям народного хозяйства; проценты по внутреннему и внешнему государственному долгу; бюджетные ссуды на текущие нужды и т.д.

Расходы капитального характера  предназначены для обеспечения  инновационной и инвестиционной деятельности, включая затраты на новое строительство, реконструкцию, развитие объектов государственной и муниципальной собственности.

Через федеральный бюджет проходит 31% общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 5% - на фундаментальные научные исследования, 13% - на правоохранительную деятельность, 8% - на национальную экономику.

Информация о работе Налоговая система России