Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 07:11, курсовая работа
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как “дозволенную форму грабежа”. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что “ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им”, К. Маркс считал, что “в налогах воплощено экономическое выражение существования государства”. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.
В современном государстве для мобилизации средств в бюджет применяется сложная система налогов, включающая до 40-50 различных их видов.
Введение ……………………………………………………………………. 2
Налогообложение – один из важнейших факторов
развития рыночной экономики………………………………….......3
Экономическое содержание налога ………………………….... 3
Налоги, их функции и виды……………………………………... 4
Устройство налоговой системы, ее роль и эволюция ……………… 6
Теоретические основы построения налоговой системы…………………………………………………………….6
Налоговая система и налоговое бремя….....................................12
Эволюция налоговой системы России………………………….16
Налоговая система России…………………………………………. ..19
3.1.Основы налоговой системы……………………………………. ..19
3.2.Способы уплаты налога…………………………………………..23
4. Налоговая политика государства………………………………... …24
Заключение………………………………………………………………….. 27
Практическая часть курсовой работы…………………………………... … 29
Список используемой литературы………………………………
Первое место в расходах федерального бюджета на 2006 г. занимают расходы на финансовую помощь бюджетам других уровней – 33,5%.
Существенный объем средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно четверть всех бюджетных расходов.
Следующее место и немаловажное значение занимают расходы на социально-культурные мероприятия в бюджете на 2006 г., они составляют 4,8% от общих расходов.
Рассмотрев основные источники расходов следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О Федеральном бюджете на 2006 год»:
1. Утвердить федеральный бюджет на 2006 год по расходам в сумме 4270114718,3 тыс. рублей и по доходам в сумме 5046058500,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 24380 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 7,0-8,5 процента (декабрь 2006 года к декабрю 2005 года).
2. Установить превышение
доходов над расходами
То есть, отсюда видно, что в плане денежных доходов и расходов на 2006 год наблюдается профицит, это связано с тем, что за последние 5 лет прирост ВВП в России составлял 8-10% и за счет этого страна сумела погасить долги перед другими государствами.
Бюджет развития – это часть федерального бюджета, которая формируется в составе капитальных расходов федерального бюджета и используется для кредитования инвестиционных проектов.
Средства аккумулируется на специальных счетах органов Главного управления Федерального казначейства в учреждениях Центрального Банка.
Бюджет развития на 2006 год.
№ |
Источники финансирования |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. Вес, % |
Направления финансирования капитальных расходов |
1 |
Бюджет развития на 2006 год, всего, В том числе: |
7998159,80 |
100 |
|
2 |
Федеральный бюджет |
3008027,4 |
37,6 |
Прикладные научные исследования в области национальной экономики |
3 |
Федеральный бюджет |
2405509,4 |
30 |
Прикладные научные исследования и разработки |
4 |
Федеральный бюджет |
297268,3 |
4 |
Научное сопровождение инновационных проектов государственного значения |
5 |
Федеральный бюджет |
1860534,7 |
23 |
Выполнение научно- |
6 |
Федеральный бюджет |
4000,0 |
0,05 |
Федеральная целевая
программа «Глобальная |
7 |
Федеральный бюджет |
4000,0 |
0,05 |
Выполнение научно- |
8 |
Федеральный бюджет |
150000,0 |
1,8 |
Федеральная целевая
программа «Национальная |
9 |
Федеральный бюджет |
15000,0 |
0,2 |
Подпрограмма «Создание
авиационно-космических |
10 |
Федеральный бюджет |
135000,0 |
1,7 |
Мероприятия по реализации федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2002-2006 годы |
11 |
Федеральный бюджет |
118820,0 |
1,5 |
Реформирование и развитие
оборонно-промышленного |
По процентному соотношению
текущих и капитальных расходов
можно сделать вывод о
Специфическим видом государственных расходов в условиях рыночной экономики являются затраты на инвестиции в действующие или вновь создаваемые предприятия, нередко осуществляемые на долевых началах. Создаваемая за счет государственных инвестиций собственность передается специальным органам управления государственным имуществом.
Государственные расходы в области экономики имеют важное народнохозяйственное значение: они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей экономики. Активную роль государственные расходы играют в осуществлении инвестиционной политики, проведении природоохранных мероприятий, распространению экологически чистых технологий.
Важную экономическую и социальную роль играют государственные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями, объединениями, организациями. Расходы государственных предприятий охватывают два вида затрат:
во-первых, связанных с хозяйственной деятельностью предприятий – текущей и инвестиционной;
во-вторых, обусловленных
социальными запросами
Первый вид затрат
необходим для обеспечения
Выполняя разнообразные функции, государство несет расходы не только по финансированию экономики и социально-культурных мероприятий, но и на содержание управленческих структур. Расходы, связанные с выполнением государственным аппаратом управления его функций, относятся к бюджетным. Помимо них к государственным издержкам управления относятся управленческие расходы, производимые государственными предприятиями, организациями и учреждениями. Совершенствование организационных форм управления, проведение мероприятий, направленных на удешевление аппарата управления, обычно приводит к сокращению доли расходов на управление в общем объеме государственных расходов.
В последнее время существенные изменения претерпевают военные расходы, обусловленные выполнением оборонной функции государства. В силу происходящей во всем мире разрядки напряженности военная функции постепенно будет играть все более подчиненную роль. И как следствие этого в экономике страны будут набирать силу процессы конверсии оборонных отраслей, снижаться государственные расходы на содержание оборонных объектов, сокращаться бюджетные ассигнования на содержание вооруженных сил.
Объектом государственных расходов выступают мобилизованные в распоряжение государства и его предприятий доходы, что свидетельствует о тесной количественной взаимосвязи понятий «государственные доходы» и «государственные расходы».
Совокупность конкретных
видов государственных расходов
- целевое направление средств;
- безвозвратность расходования государственных ресурсов;
- соблюдение режима экономии.
Целевое направление средств означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой – заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т.д.
Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается, например, от использования кредитных средств. Однако следование принципу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к конечному итогу использования государственных финансовых ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.
Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов отвечает такой принцип их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.
Финансирование
- самофинансирования;
- бюджетного финансирования;
- кредитного обеспечения.
Самофинансирование
Бюджетное финансирование применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение.
Кредитное обеспечение применяется, с одной стороны, государственными предприятиями , получающими банковские ссуды для покрытия своих текущих и инвестиционных затрат, а с другой стороны, государственными структурами разного уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств на финансовом рынке в форме государственного кредита. Рациональное соотношение между названными формами финансового обеспечения государственных расходов позволяет найти разумный баланс экономических интересов, добиться высокой результативности от применения каждой их форм.
3. АНАЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ
Теоретически государственные доходы и расходы должны быть равны. Но поскольку они представляют различные стороны деятельности государства, зависят от разных факторов, решают различные задачи, по-разному влияют на ЧНП, доходы и занятость, качественно характеризуют различные отношения, то на практике все это вызывает некоторый дисбаланс. Поэтому в реальности доходы и расходы могут быть не равны. Причем разница между суммой государственных доходов и государственных расходов используется в качестве инструмента бюджетной политики, т.е. может стабилизировать либо стимулировать экономику страны. Между расходами и доходами государства нет тесной взаимозависимости, так как они не связаны с куплей-продажей тех услуг, которые совершает государство. Для фирмы взаимообусловленность доходов и расходов вполне очевидна. Она приобретает ресурсы, производит из них какие-либо блага, продает их и на вырученные деньги приобретает материальные ресурсы, чтобы начать цикл заново. При этом и затраты, и доходы фирмы увеличивают ВВП и занятость. Для деятельности государства данная зависимость не характерна. Общественные блага, которые производит государство, не опосредованы деньгами. Налоги непосредственно уменьшают доходы и выпуск продукции, повышают цены. И лишь государственные расходы увеличивают выпуск продукции, занятость и доходы.
Бюджет обычно рассматривается как закон, потому что незначительные колебания в государственных расходах могут приводить к дестабилизации экономики в целом через мультипликатор государственных расходов, нарушая определенность в хозяйственной деятельности экономических агентов. Дестабилизация экономики, нарушение определенности ее развития лишает и государство, и экономических агентов будущего. В таких условиях на первый план выходят не долговременные задачи экономического развития, а краткосрочные (в смысле выживания), поэтому можно сказать, что практика реструктуризации бюджета в середине очередного финансового года означает отсутствие стратегических и долговременных целей государства в развитии экономики. Такого рода политика государства, основанная на отсутствии стратегических целей, отражается на действии всего общества, т.к. в условиях неопределенности и нестабильности, периодического обесценивания финансовых и физических активов (собственности) экономических агентов, у них не может быть долговременных целей. Краткосрочные задачи, такие, как доходы и текущее потребление, включая расчеты, платежи, выглядят стратегическими. Это приводит к «поеданию» экономического потенциала страны и лишает ее будущего.
Количественная и качественная оценка дефицита (профицита) бюджета.
Профицит консолидированного бюджета России в 2006 году составил 2,2588 трлн. рублей против 1,759 трлн. рублей в 2005 году, сообщает Федеральная служба госстатистики (Росстат).
Федеральный бюджет был исполнен в 2006 году с профицитом в 1,995 трлн. рублей против 1,6129 трлн. рублей годом ранее. Таким образом, профицит консолидированного бюджета России в 2006 году вырос на 28,4% по сравнению с 2005 годом, профицит федерального бюджета – на 23,7%.
По данным Росстата, доходы консолидированного бюджета страны за 2006 год составили 10,6428 трлн. рублей, расходы – 8,384 трлн. рублей, федерального бюджета – 6,2763 и 4,2813 трлн. рублей соответственно.
4. АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ
БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию о бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу были определены стратегические цели бюджетной политики - обеспечение сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств, создание эффективной системы управления государственными финансами, снижение налоговой нагрузки на экономику, концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, реформирование межбюджетных отношений.
Поставленные цели были в основном достигнуты.
Обеспечение сбалансированности
бюджетных ресурсов и обязательств
Начиная с 2000 года федеральный бюджет
исполняется с превышением
Превышение бюджетных доходов над расходами и связанное с этим изменение государственной долговой политики позволило радикально (с более чем 100 процентов валового внутреннего продукта в 1999 году до 9 процентов валового внутреннего продукта к концу 2006 года) снизить масштабы государственного долга и расходы на его обслуживание. Восстановлено доверие к России как к надежному финансовому партнеру. Кредитные рейтинги страны достигли инвестиционного уровня.
Были отменены "необеспеченные федеральные мандаты" - расходные обязательства, установленные законодательными актами без определения источников их финансирования, общий объем которых в начале десятилетия более чем в полтора раза превышал возможности бюджетной системы страны. С 2005 года прекращена порочная практика ежегодного приостановления действия отдельных законодательных актов и установленных ими расходных обязательств федеральными законами о федеральном бюджете.