Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 11:17, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы ее развития.
Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
представить исторический аспект становления налоговой системы в России;
дать характеристику налоговой системы Российской Федерации;
показать роль налоговой системы в экономике;
выделить основные проблемы налоговой системы и пути их решения;
оценить перспективы развития налоговой системы Российской Федерации.
Введение 4-5
Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации
1.1 История становления налоговой системы в России 6-12
1.2 Понятие, принципы построения и основные функции
налоговой системы Российской Федерации 12-19
1.3 Роль налогов и налоговой системы в рыночной
экономике 19-25
Направления совершенствования налоговой системы
Российской Федерации
2.1 Основные проблемы налоговой системы России и пути их
решения 26-29
2.2 Перспективы развития налоговой системы Российской
Федерации 29-35
Заключение 36-41
Библиографический список
Этап подготовки налоговой реформы.
Это были годы дальнейшего развития налоговой системы. Начиная с 1996 г. последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлению новых налогов. Одновременно осуществлялась разработка и подготовка к принятию Налогового кодекса [25, С. 334 - 336].
Этап реформирования.
Это современный этап развития налоговой системы. В 1998 г. была принята и с января 1999 г. вступила в действие первая (общая) часть Налогового кодекса Российской Федерации, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами [22, С. 147 - 149].
Это был результат многолетнего и мучительного труда Правительства РФ и парламента. Причин длительной разработки Налогового кодекса много, но главная состоит в том, что у государства не хватило политической воли, чтобы и «власть употребить», и налоги собрать, и своевременно разработать и ввести Налоговый кодекс.
С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная часть Налогового кодекса РФ, которая регламентирует вопросы конкретного применения основополагающих налогов.
К настоящему времени приняты все 30 глав второй части Кодекса. Таким образом, в целом обновленная налоговая система начала функционировать с 2005 г.
Налоговый кодекс РФ – это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации. С его принятием в целом в России окончательно сформирована единая налоговая система [47].
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что принятие Налогового кодекса РФ не ставило цели кардинально изменить принятую в России в 1991 году налоговую систему. Кодекс представляет собой эволюционное преобразование этой системы путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков и перекосов.
К 2000 г. сложились новые экономические условия. Появились признаки экономического роста благодаря мерам, принятым Правительством РФ. Но слабость процесса заключается в нестабильности факторов, обеспечивающих подъем производства [43, С. 29 - 32].
Определяя дальнейшие шаги по проведению налоговой реформы, следует отметить, что наиболее важные меры из тех, которые были поставлены перед Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ Президентом Российской Федерации, уже были реализованы в 2000-2002 гг.
Эти, а также ряд других мер налоговой реформы проводились в соответствии с одобренной в 2000 г. Правительством РФ Программой проведения масштабной налоговой реформы в Российской Федерации и были осуществлены в беспрецедентно короткие для мировой практики сроки.
Следствием
проведенных мер стало
В результате интенсивной совместной работы Правительства и Федерального Собрания было принято одиннадцать глав второй части Налогового кодекса РФ, регулирующих порядок уплаты конкретных налогов [28, С. 214 - 216].
Важнейшим промежуточным результатом реализованных мер было реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, что поддержало экономический рост в стране.
Несмотря на
общее снижение налоговой нагрузки
на законопослушных налогоплательщ
1.2. Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации
Для того чтобы охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации необходимо исследовать теоретические основы ее построения, рассмотреть принципы и основные функции.
Понятие «налоговая
система» следует отнести к
В настоящее
время сложилось несколько
В «Экономическом
словаре» под ред. Архипова А.И. содержится
следующее определение
В «финансово-кредитном словаре» под ред. Грязновой А.Г. налоговая система определяется как «совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществление налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства» [13, С. 607].
Большинство авторов
рассматривают налоговую
Удачное определение налоговой системы содержится в работе А.Ю. Казака, который считает, что это «совокупность всех налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания налогов, налоговый контроль, устанавливаемые законодательством» [20, С. 187 - 189].
Положительным моментом в данном определении является попытка автора расширить спектр составных частей налоговой системы, однако дефиниция не получилась достаточно полной, так как не включает участников налоговых отношений и законодательство как самостоятельный ее элемент, а не средство обеспечения остальных составляющих налоговой системы.
Алиев Б.Х. дает
следующее определение: «Налоговая
система – система экономико-
Александров И.М.
рассматривает налоговую
Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости [36].
Налоговый механизм
является наиболее действенным и
эффективным рычагом
Более подробно
налоговую систему можно
К системообразующим условиям (факторам) формирования и функционирования налоговых систем относятся:
- собственная
налоговая доктрина и
- законодательная
база для строительства
- механизм установления и ввода в действие налогов и сборов;
- виды налогов;
- порядок распределения налогов по уровням бюджетной системы;
- система налоговых органов;
- формы и методы налогового контроля и др.
Мировая практика организации налоговых систем показывает, что существуют следующие варианты их построения: разграничение налоговых источников по бюджетным уровням; система долевого участия бюджетных звеньев в использовании налогов; система равных прав налогообложения [12].
К экономическим факторам, характеризующим налоговую систему можно отнести следующие показатели: полная ставка налогообложения (ставка совокупного налога); налоговая нагрузка; соотношение между прямыми и косвенными налогами; соотношение между налогами и объемами внутренней и внешней торговли. Наряду с экономическими факторами для построения налоговой системы определяющее значение имеют факторы политического и правового характера. К таким факторам можно отнести: распределение хозяйственных функций между федеральным центром и местными органами власти; роль налогов в системе доходов государства; контроль за деятельностью органов местного самоуправления со стороны федерального центра [21, С. 215 - 217].
Мировая практика свидетельствует, что существует множество принципов, применяемых государствами при строительстве налоговых систем, и что каждое государство строит свою налоговую систему с учетом специфики, складывающихся в данном обществе условий. Поэтому в каждой отдельно взятой стране при выборе системы организационных принципов налогообложения должен присутствовать индивидуальный подход [26, С. 100 -102].
Принципы построения эффективной налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующее:
- экономическая эффективность – налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых);
- определенность налогообложения – налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени;
- справедливость налогообложения – этот принцип является основным при построении налоговой системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам;
- простота налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов – налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой [46, С. 187 - 190].
Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ,ст.3) [23, С. 9 -10]:
- Каждое лицо
должно уплачивать законно
- Налоги и
сборы не могут иметь
- Налоги и
сборы должны иметь
- Не допускается
устанавливать налоги и сборы,
нарушающие единое
Информация о работе Налоговая система Российской Федерации, вопросы ее совершенствования