Налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 22:48, реферат

Описание работы

1. Фискальная политика: содержание и субъекты.
2. Сущность и функции налогов. Основы теории налогообложения.
3. Дискреционная и недискреционная политика в различных макроэкономических моделях.
4. Государственный бюджет: концептуальные подходы к формированию государственного бюджета.
5. Денежно-кредитная политика: задачи и инструменты.
6. Проблемы осуществления денежно-кредитной политики в различных макроэкономических моделях.
7. Комбинированная экономическая политика: проблема координации бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.
8. Особенности современной политики России в бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.

Файлы: 1 файл

Economy5.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

Тема 23. Налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика.

 

  1. Фискальная политика: содержание и субъекты.
  2. Сущность и функции налогов. Основы теории налогообложения.
  3. Дискреционная и недискреционная политика в различных макроэкономических моделях.
  4. Государственный бюджет: концептуальные подходы к формированию государственного бюджета.
  5. Денежно-кредитная политика: задачи и инструменты.
  6. Проблемы осуществления денежно-кредитной политики в различных макроэкономических моделях.
  7. Комбинированная экономическая политика: проблема координации бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.
  8. Особенности современной политики России в бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.

1. Под фискальной политикой подразумевается  воздействие государства на экономическую  конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом. Государственные финансы оказывают воздействие на основные экономические показатели в силу того, что сектор государственного управления является сектором экономики, участвующим в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Государственные расходы являются составной частью совокупного спроса, а чистые налоги характеризуют реальное уменьшение сумм частного сектора, которые могут быть использованы для расходов. Существуют два основных положения фискальной политики. Согласно первому - увеличение государственных расходов ведет к росту совокупного спроса в экономике и соответственно к росту выпуска продукции и занятости. Влияние изменения государственных расходов аналогично воздействию инвестиционного спроса. Согласно второму - увеличение налогообложения ведет к сокращению личных располагаемых доходов домашних хозяйств, сокращению расходов, выпуска продукции и занятости.

Фискальная политика государства, определяемая его действиями в области получения доходов, объема, и направлений государственных расходов, может быть нацелена на стабилизацию, экономический рост или ограничение деловой активности. Политика стабилизации предполагает использование фискальных и денежно-кредитных мер для максимального приближения ВВП к его потенциальному уровню, обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен. Под политикой  экономического роста понимают реализацию мер для увеличения ВВП, а под политикой ограничения деловой активности - осуществление мер по уменьшению ВВП по сравнению с потенциальным уровнем. Рассмотрим влияние изменения государственных закупок на равновесный ВВП. (См гр.1). Существуют два макроэкономических эффекта, которые делают величину сдвига совокупного спроса отличной от изменений в государственных закупках. Вследствие первого из них - эффекта мультипликатора - сдвиг совокупного спроса может оказаться большим. Вследствие второго - эффекта вытеснения - смещение совокупного спроса может оказаться меньшим. Рассмотрим каждый из них. С эффектом мультипликатора Вы уже знакомы, отметим лишь следующее. Эффект мультипликатора, возникающий вследствие реакции потребительских расходов на повышение уровня спроса, может быть усилен реакцией со стороны инвестиций. В таком случае повышение спроса со стороны правительства способствует возрастанию потребности в инвестиционных товарах. Такая положительная обратная связь между спросом и инвестициями называется инвестиционным акселератором. Мультипликатор государственных расходов равен:

Увеличение государственных  закупок стимулирует спрос на товары и услуги, но оно же вызывает повышение процентной ставки, следствием чего становится сокращение спроса на товары и услуги. Уменьшение спроса, вызванное повышением процентной ставки, вследствие бюджетной экспансии, называется эффектом вытеснения (механизм роста процентной ставки разобрать самостоятельно). Итак, рост государственных расходов ведет к увеличению спроса на товары и услуги, но следствием данного процесса может быть вытеснение инвестиций, что частично компенсирует воздействие государственных расходов на совокупный спрос. Кроме того, конечный эффект от фискальной экспансии в экономике зависит от вида кривой совокупного предложения. В классическом случае, когда кривая предложения вертикальна, рост совокупного спроса завершается ростом цен, в то время как уровень выпуска остается неизменным. В базовой кейнсианской модели возрастающей кривой предложения увеличение совокупного спроса воздействует на рост выпуска и на рост цен. В крайней кейнсианской модели с горизонтальной кривой предложения эффект проявляется только в случае роста объема выпуска при неизменных ценах.





 


 

2. Под налогом, сбором, пошлиной  и другими платежами понимается  обязательный взнос в бюджет  соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательством. Основными принцами налогообложения являются следующие:

  1. уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов.
  2. Налогообложение носит однократный характер.
  3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
  4. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков.
  5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
  6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

  1. Финансирования государственных расходов (фискальная функция)
  2. Поддержания социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция)
  3. Государственного регулирования экономики (регулирующая функция).

Наибольшее значение при всех общественных формациях играет фискальная функция, т.е. обеспечение финансирования общественных расходов, а также расходов государства. В течение последних десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая функции.

Налоги бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан: налог на прибыль корпораций; единый социальный налог; поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость. Эти налоги взимаются с конкретного физического и юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид - налоги на товары и услуги: НДС, акцизы, налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами. Эти налоги называют косвенными. Они частично или косвенно переносятся на цену товара или услуги. 

История собирания налогов привела к познанию зависимости налоговых поступлений от величины налоговой ставки, которая была описана американским экономистом А. Лаффером. Лаффер доказал, что увеличение государственных доходов за счет роста налоговых ставок не всегда возможно и что чрезмерное налоговое бремя ведет к обратному результату- уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет. Данное явление получило название эффекта Лаффера, а кривая, отражающая эту зависимость, - кривой Лаффера.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно кривой Лаффера рост налоговых ставок приводит к увеличению массы налоговых поступлений лишь до определенных пределов (точка М). дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к чрезмерному налоговому бремени. Это сократит доходы предприятий. Возможности расширения производства, тем самым в долгосрочном периоде затормозит рост ВВП и валового национального дохода. Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать для бизнеса стимулы. Способствовать приумножению сбережений и тем самым содействовать росту инвестиционного потенциала.

Когда правительство сокращает налоги, реальные доходы домашних хозяйств увеличиваются, часть прироста направляется на сбережения, а другая - расходуется на приобретение потребительских товаров. Так как уменьшение уровня налогообложения означает возрастание потребительских расходов, кривая совокупного спроса сдвигается вправо, ужесточение налогов ведет к снижению расходов домохозяйств и смещение кривой совокупного спроса влево.

Величина смещения совокупного спроса, возникающего вследствие изменения уровня налогообложения, также зависит от эффектов мультипликатора и вытеснения. В зависимости от соотношения эффекта мультипликатора и эффекта вытеснения смещение совокупного спроса может быть большим или меньшим, чем вызвавшее его изменение в налогообложении. Налоговый мультипликатор имеет следующий вид:

 

В то же время равные увеличения правительственных расходов и налогообложения ведут к росту равновесного уровня ВВП. То есть если G и T  увеличиваются на определенную величину, то равновесный уровень национального продукта также увеличивается на ту же самую величину. Данный механизм лежит в основе мультипликатора сбалансированного бюджета, суть которого состоит в следующем. Изменения правительственных расходов имеют намного более сильное воздействие на совокупные расходы , чем изменения величины налогов такого же масштаба. Изменения суммы налогов воздействуют на совокупные расходы косвенное, за счет изменения дохода после уплаты налогов и через это - изменения потребления. (Пример привести с подсчетом налогового мультипликатора и мультипликатора гос. расходов). Таким образом, значение мультипликатора сбалансированного бюджета равняется 1.

3. Фискальная политика государства  подразделяется на дискреционную  и недискреционную. Дискреционная  фискальная политика предполагает сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорением экономического роста. В период экономического спада наиболее существенное значение имеет стимулирующая фискальная политика. Она включает: 1. Увеличение государственных расходов или 2. снижение налогов, или 3. Сочетание 1и 2. Если в исходном пункте имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика. Сдерживающая фискальная политика включает: 1. Уменьшение правитель венных расходов, или 2. Увеличение налогов, или 3. Сочетание 1 и 2. Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правитель венного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией.

Недискреционная фискальная политика предполагает наличие встроенных стабилизаторов, приводящих экономику в равновесие без вмешательства правительства. Встроенный стабилизатор - это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо мер со стороны политиков. Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ВВП, то дефициты, которые, как правило, автоматически появляются во время спада помогают преодолеть спад. Напротив, бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут

содействовать преодолению возможной инфляции.


 

 

 

 

 

 

 

Наиболее популярные встроенные стабилизаторы:

    • прогрессивная система подоходного налогообложения;
    • система пособий по безработице;
    • система участия в прибылях и др.
    • функция потребления, основанная на концепции перманентного дохода.

По оценкам специалистов, в современной рыночной экономике встроенные стабилизаторы способны уменьшить амплитуду циклических колебаний примерно на треть. Тем не менее, существуют и аргументы против недискреционной фискальной политики. 1. Встроенные стабилизаторы могут лишь смягчить, но не полностью устранить циклические колебания объема выпуска и совокупного дохода. Полностью устранить циклические явления приходится все же дискреционными методами. Но поскольку наличие встроенных стабилизаторов снижает величину мультипликатора автономных расходов, то и фискальные мультипликаторы тоже уменьшаются. Поэтому наличие встроенных стабилизаторов снижает эффективность дискреционных мероприятий правительства и затрудняет борьбу с остаточными циклическими явлениями. 2. Встроенные стабилизаторы являются источником циклического дефицита и излишка государственного бюджета. Поскольку спады и подъемы конъюнктуры не являются полностью предсказуемыми, наличие автоматических стабилизаторов затрудняет бюджетное планирование.

Вопросами фискальной политики занимались различные ученые-экономисты, представители разнообразных экономических школ. По мнению кейнсианцев изменять величину планируемых расходов и эффективного спроса можно только с помощью мероприятий фискальной политики. В рамках кейнсианской концепции фискальное вмешательство расценивается как более эффективное. Это связано с тем, что кейнсианская модель представляет экономику, характеризующуюся крутой кривой IS и пологой кривой LM, что непосредственно сказываться на величине сдвига совокупного спроса. Преимущество фискальной политики перед денежно-кредитной обосновывалось кейнсианцами еще и тем, что фискальная политика быстрее воздействует на совокупный спрос, так как носит прямой характер. Денежно-кредитная же политика влияет на совокупный спрос не непосредственно, а через длинный передаточный механизм. Кроме того, эффективность передаточного механизма в ситуации, близкой к ликвидной и инвестиционной ловушкам (крутой IS и пологой LM), очень низка, поскольку изменения предложения денег почти не способны изменить процентную ставку, и даже если она изменится, то инвесторы слабо отреагируют на это изменение. Поэтому, по мнению кейнсианцев, надежность фискальной политики гораздо выше по сравнению с денежно-кредитной, и степень неопределенности результатов фискального вмешательства существенно ниже.  Однако, по мнению монетаристов фискальная политика менее эффективна по сравнению с денежно-кредитной (стр. 3). С тезисом о краткосрочной неэффективности стимулирующей фискальной политики, вызванной значительным объемом вытеснения. Согласны и другие представители современного неоклассического направления (стр. 2).

Информация о работе Налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика