Налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 22:48, реферат

Описание работы

1. Фискальная политика: содержание и субъекты.
2. Сущность и функции налогов. Основы теории налогообложения.
3. Дискреционная и недискреционная политика в различных макроэкономических моделях.
4. Государственный бюджет: концептуальные подходы к формированию государственного бюджета.
5. Денежно-кредитная политика: задачи и инструменты.
6. Проблемы осуществления денежно-кредитной политики в различных макроэкономических моделях.
7. Комбинированная экономическая политика: проблема координации бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.
8. Особенности современной политики России в бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.

Файлы: 1 файл

Economy5.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

4.Государственный бюджет - это годовой  план государственных расходов  источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение и др. в этом проявляется главное направление бюджетной политики, которое связано с стабилизацией, укреплением и приспособлением существующего социально-экономического строя к изменяющимся условиям. В периоды кризисов и дегрессий расходы государственного бюджета растут, а во время роста - сокращаются. Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках. Существует определенный термин, описывающий бюджетное устройство страны - это бюджетный федерализм. Он характеризует такое устройство бюджетной системы, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. Основными принципами бюджетного федерализма являются следующие:

  1. Равноправие всех субъектов федерации в их финансовых отношениях с центром.
  2. Разграничение сфер финансовой деятельности и ответственности между центром и субъектами федерации.
  3. Самостоятельность бюджетов различных уровней.

Идеальная схема бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных (или налоговых) полномочий субъектов федерации полностью адекватен объему расходных полномочий, закрепленному за конкретным уровнем государственной власти. Однако на практике между расходными полномочиями и доходными возможностями по реализации полномочий существует значительный разрыв. В результате возникает вертикальный финансовый разрыв, который необходимо покрывать за счет доходных источников, находящихся в распоряжении бюджета более высокого уровня государственной власти.

Идеальное исполнение государственного бюджета  - это полное покрытие расходов доходами. Дефицит государственного бюджета d есть разность между расходами и доходами государства за определенный период. Если все государственные доходы сводятся к налогам, то d=G-T. По определению d>0. Когда T>G, т.е. d<0, то имеет место бюджетный избыток. Государственный долг есть алгебраическая сумма бюджетных дефицитов и избытков за все прошедшие годы. Если бы правительство при проведении экономической политики стремилось иметь сбалансированный бюджет на каждый год, то его действия только усиливали бы конъюнктурные колебания. Во время кризиса и депрессии из-за снижения производства и национального дохода поступления в государственный бюджет сокращаются. Снижение в это время государственных расходов ввиду уменьшения бюджетных поступлений задержит выход экономики из кризисного состояния. Полное расходование повышенных доходов государственного бюджета в фазе подъема будет способствовать "перегреву" экономики.

При анализе взаимозависимости между стабилизационной политикой государства и состоянием его бюджета различают две составляющие бюджетного дефицита: структурный дефицит и циклический дефицит. Под структурным дефицитом ds подразумевается разность между текущими государственными расходами и теми доходами государственного бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения:

ds= G-Tyyf.

Циклический дефицит (dс) есть разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом.

dс=d-ds= (G-Tyy) - (G-Tyyf)= Ty(yf-y).

Во время спада (y<yf) к структурному дефициту добавляется циклический, во время бума (y>yf) структурный дефицит уменьшается на абсолютную величину циклического. Фактический дефицит во время спада больше, а во время бума меньше структурного дефицита.

Структурный дефицит является следствием экспансионистской дискреционной фискальной политики государства, а циклический дефицит есть результат действия строенных стабилизаторов.

Если бюджетной дефицит сохраняется на протяжении продолжительного времени, то возможности правительства при проведении стабилизационной политики ограничиваются. По государственному долгу необходимо выплачивать проценты. Эти выплаты являются первоочередной статьей расходов государственного бюджета. Общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму выплат процентов по государственному долгу, называется первичным дефицитом.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный и долгосрочный. Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги, так как по ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Погашение государственного долга осуществляется денежными выплатами, обменом долговых обязательств на налоговые освобождения, аннулированием задолженности кредитором, отказом от уплаты, принятием задолженности другим органом управления и т.д.

Основными методами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия кредитных денег и выпуск государственных займов. Что касается эмиссии кредитных денег, то она еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений. Выпуск же государственных займов при определенных условиях вытесняет часть инвестиций из производственного процесса, что вызывает так называемый эффект вытеснения (механизм разобрать самостоятельно).

Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей:

  1. Традиционный путь - выплата долгов за счет золотовалютных резервов;
  2. Консолидация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации - клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства;
  3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции.
  4. Обращение страны-должника к международным банкам - региональным, Всемирному банку и другим международным организациям.

5. Суть денежно-кредитной политики  состоит в воздействии на экономическую  конъюнктуру посредством изменения  количества находящихся в обращении  денег. Поэтому главная роль в  поведении денежно-кредитной политики  принадлежит Центральному банку. Для изменения количества денег у Центарльного банка есть три возможности:

    • проводить операции на открытом рынке ценных бумаг: покупая последние, банк увеличивает денежную базу, подавая - сокращает ее (объяснить понятие денежной базы);
    • изменять норму минимального резервного покрытия, чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег.
    • Изменять учетную ставка процента (дисконт): при ее снижении объем кредитов, а следовательно, и количество денег возрастает, и наоборот.

На рынок благ денежно-кредитная политика воздействует через изменение ставки процента (эффект Кейнса), реальных кассовых остатков (эффект Пигу) и сектор имущества (эффект субституции и имущества) (рассмотреть самостоятельно). 

6. Денежно-кредитную политику также  можно подразделить на дискреционную  и недискреционную. У кейнсианцев  и монетаристов отличаются взгляды  по поводу реализации мер дискреционной  и недискреционной политики. Подробную  информацию о монетаризме и его основоположника М. Фридмане см. Долан, Кэмпбелл "Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика".

7.В процессе проведения мероприятий  фискальной и денежно-кредитной  политики грает активную роль  изменение уровня цен. При этом эффект изменения уровня цен действует в противоположном целям экономической политики направлении. При увеличении государственных закупок повышение уровня цен, снижая покупательную способность денег и повышая ставку процента, уменьшает спрос на инвестиционные средства. Когда Центральный банк проводит мероприятия по сокращению номинального количества денег, снижение цен увеличивает реальные кассовые остатки. Поэтому для повышения конечной результативности регулирования рыночной экономики целесообразно сочетать мероприятия фискальной и денежно-кредитной политики: расширение государственных закупок на рынке благ согласовывать с мерами Центрального банка по увеличению ликвидности, а сокращение номинального количества денег - с ростом налогообложения или сокращением государственных расходов. Результаты экспансионистской комбинированной политики в кейнсианской концепции разобрать самостоятельно (см. Гальперин В.М. Макроэкономика. Гл. 11.3). Отметим лишь следующее, что экономическая политика, направленная на одновременное достижение двух находящихся в отношении субституции целей, реализуема лишь тогда, когда переменные DG и DМ линейно независимы. Экономически это означает, что отношение предельного приращения совокупного спроса на единицу государственных расходов к предельному приращению уровня цен , не должно равняться отношению предельного приращения совокупного спроса при увеличении денег на единицу к предельному приращению уровня цен . Только в этом случае эффекты фискальной и денежной политики полностью не нейтрализуют друг друга. Следовательно, для одновременного достижения нескольких экономических целей, находящихся в отношении субституции, необходимо использовать, по крайней мере, столько же независимых инструментов экономической политики, сколько преследуется целей. Коэффициент сравнительной эффективности фискальной и денежно-кредитной политики. До сих пор мы обращали внимание на то, что мероприятия комбинированной экономической политики государства сдвигают кривую совокупного спроса. Однако, государство способно воздействовать и на кривую совокупного предложения, осуществляя политику предложения. Так, снижение налогов может повысить стимулы к интенсификации производства и росту частных инвестиций. Со временем это сместит кривую совокупного предложения вправо. Соответственно ограничения, налагаемые правительством на условия производства в целях охраны труда, защиты окружающей среды и обеспечения безопасности продукции, сдвигают кривую совокупного предложения влево, так как они ведут к повышению затрат производства. Наибольший результат достигается в тех случаях, когда есть возможность сочетать политику предложения со стимулированием эффективного спроса.

 

 


 

 

 


 

 

При неизменном уровне цен обеспечен прирост национального дохода на Y2-Y0, в том числе за счет политики предложения на Y1-Y0 и за счет стимулирования спроса на Y2-Y1.

8. Особенности проведения мер  фискальной и денежно-кредитной  политики рассмотреть самостоятельно, используя следующую литературу:

    1. Экономическая теория (политэкономия) под ред. Видяпина, Журавлевой.  Гл. 30.
    2. Экономическая теория под ред. Добрынина  Гл. 21., 23.
    3. Некипелов А. От квазирынка - к рынку // РЭЖ № 2, 2001.

 

 

 

 

 



Информация о работе Налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика