Налоговое администрирование, основные проблемы, пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Налоговые платежи являются одним из древнейших финансовых институтов. Их возникновение обусловлено разделением общества на социальные группы и появлением государства. Вводившиеся на первых порах в исключительных случаях как нерегулярный взнос, налоги по мере формирования и развития государственность постепенно превратились с стойкую систему платежей в государственную казну.

Содержание работы

ГЛАВА 1. Понятие, сущность и виды налоговых платежей………………….3
ГЛАВА 2. Анализ состава структуры налоговых доходов…………………..11
ГЛАВА 3. Налоговое администрирование, основные проблемы, пути их решения………………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая доходы бюджета.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

В следующей главе проведем анализ уровня собираемости налоговых платежей в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Анализ состава структуры налоговых доходов

Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом. Федеральные налоги и сборы устанавливаются налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.

 

Таблица 2. – Структура поступивших налоговых доходов в Федеральный бюджет РФ за 2014-2016 гг.6

 

Вид налогов

 

    2014г.

Млн. руб.

  

    2015г.

Млн. руб.

 

     2016г.

Млн. руб.

 

Темп прироста, %

Налог на прибыль организаций

380056,8

409 200,3

447 371,6

117,7

НДС на товары реализуемые на территории РФ

2142585,2

2558348,2

3 020100,2

140,9

Акцизы

584 490,1

686 212,0

824 901,3

141,1

НДС на товары ввозимые на территорию РФ

1813764,7

1935195,5

2056 137,6

113,3

НДПИ

2681773,1

2876203,0

3 040268,3

113,4


 

Продолжение таблицы 2.

 

Водный налог

2 398,9

5 436,7

6 468,4

269,6

Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов

400,0

400,0

400,0

100

Государственная пошлина

99 643,6

100 222,0

101 769,7

102,3

НДФЛ

4 896,9

5 167,7

5 406,3

110,4


 

Исходя из таблицы 2, можно сделать вывод, что поступление налоговых доходов в плановом 2015-2016 году будет увеличиваться по каждому виду налогов, что является благоприятной тенденцией. В первую очередь, произойдет значительное увеличение водного налога, а именно на 4069,5 млн. рублей. В плановом периоде также ожидается увеличение поступления акцизов на 41,1 %. Следует отметить, что самый низкий темп роста поступлений в федеральный бюджет пришелся на сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов и составил 0%. Также видно, что большая часть поступлений в федеральный бюджет на плановый  период 2014-2016 гг. приходится именно на налог на добычу полезных ископаемых.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог на потребление, который взимается практически со всей видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя7. На территории Российской Федерации НДС введен в 1991г. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги. Доля НДС в налоговых доходах федерального бюджета в 2014 г. составила около 47%.

Налогоплательщиками НДС признаются:

- организации;

- лица, являющиеся плательщиками  данного налога в связи с  перемещением товаров через таможенную границу;

- индивидуальные предприниматели.

Если говорить о налоговых ставках, то налогообложение по НДС производится по ставкам :

0% - для товаров, вывезенных в  таможенном режиме экспорта, а  также товаров, помещенных под  таможенный режим свободной таможенной зоны, работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита и др.;

10% - для продовольственных товаров, по перечню установленному кодексом, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров

18% - для остальных товаров

При реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее 5 дней со дня отгрузки товара.

Акцизы, как и НДС - федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене товара. В настоящее время в налоговых доходах федерального бюджета они составляют около 3%. Плательщиками акцизов признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Объектом обложения акцизами признаются операции:

- реализация на территории РФ  лицами произведенных ими подакцизных  товаров, в том числе передача прав собственности на подакцизные товары на безвозмездной основе;

-реализация предметов залога  и передача подакцизных товаров  по соглашению о предоставлении  отступного или новации;

- использование нефтепродуктов  для собственных нужд налогоплательщиками, имеющими свидетельство на оптовую или оптово-розничную реализацию;

- получение нефтепродуктов налогоплательщиками, имеющими свидетельство;

- ввоз подакцизных товаров на  таможенную территорию РФ и  др. операции в соответствии со  ст.182 гл.22 НК РФ.

Налоговый период для налогоплательщиков акцизов - календарный месяц. Исчисленная сумма налога уменьшается на установленные НК РФ налоговые вычеты. Сумма акциза, подлежащего вычету, должна быть выделена в расчетных документах и счетах-фактурах, предъявленных поставщиком покупателю товара.

Уплата акциза производится исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.

Необходимо отметить, что с введением в действие гл.22 НК РФ «Акцизы» вопросы правового регулирования практики применения акцизов в РФ поднялись на качественно новый уровень, что имеет большое значение для более полного использования государством фискальных возможностей этого налога.

Серьезные изменения в рамках налоговой реформы произошли по акцизам, в особенно в отношении акцизов на нефтепродукты.

В связи с отменой с 1 января 2007г. налога на реализацию ГМС в перечень подакцизных товаров были включены дизельное топливо и автомобильные масла, с 1 января 2003г. - прямогонный бензин.

С 2002 г. введен единый налог на добычу полезных ископаемых взамен действовавших до этого трех налогов: на право пользования недрами, акциз на сырье и налога на воспроизводство материально-сырьевой базы (гл.26 НК РФ). Сейчас этот налог играет очень важную роль. Так, в 2012 г. его сумма в доходах федерального бюджета составила 1127,7 млрд руб. Но в будущем, как прогнозируется, он будет сокращаться.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытых каждого вида полезных ископаемых, за исключением нефти и газового конденсата и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке (ст. 342 НК РФ) процентная доля налоговой базы.

Еще одним важным источником федерального бюджета РФ является налог на прибыль организаций.

Налог на прибыль организаций относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. Это один из наиболее сложных налогов с часто меняющейся законодательной базой. Его значение как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%. В последующие годы его доля постепенно снижалась, и это было экономически закономерно, так как он отражал происходящие в экономике России процессы. Сейчас он обеспечивает около 6% всех доходов федерального бюджета. Современный характер налогообложения прибыли организаций РФ, в целом, соответствует мировому уровню.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.

В целях определения налоговой базы по налогу на прибыль, организация должна уменьшить полученные доходы на величину расходов, за исключением расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли. При этом учитываются только обоснованные и документально подтвержденные расходы. Обоснованными считаются экономически оправданные затраты в денежной оценке.

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

1) 10% - от использования, содержания  и сдачи в аренду судов, самолетов  и др. транспортных средств и контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;

2) 20% - со всех остальных доходов, за исключением доходов по  ценным бумагам.

По доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

1) 6% - по доходам в виде дивидендов, полученным от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами РФ;

2) 15% - по доходам, полученным в  виде дивидендов от российских  организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным  в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы по ст.274 НК РФ. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно, за исключением случаев, когда налог удерживается у источника получения дохода.

С 2008г. введена в действие гл. 25.2 «Водный налог». В Налоговом кодексе РФ установлены все элементы налога: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты.

После трех лет тяжелых дискуссий и обсуждений принята и с 1 января 2008 года введена в действие гл. 25.3 «Государственная пошлина». Это показательный и очень важный факт, даже с общеправовой точки зрения, потому что с помощью этой главы удалось решить задачу разграничения платежей налогового и неналогового характера. Теперь наряду с конституционной нормой о том, что каждый должен уплачивать законно установленные налоги, появляется возможность реализовать зеркальный по отношению к ней принцип, согласно которому ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать какие-либо платежи, обладающее всеми признаками налога и сбора, если они прямо не поименованы в НК РФ. Обращаясь в те или иные уполномоченные государственные органы за совершением юридически значимых действий, налогоплательщик должен платить в размере, предусмотренных НК РФ. При этом размеры государственной пошлины во многих случаях снижены, а по большинству позиций установлены ее предельные размеры.

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Налоговое администрирование, основные проблемы, пути их решения

На современном этапе развития российского общества государство не может существовать без устойчивой налоговой системы, являясь механизмом, она не может в полной мере выполнять возложенные на нее функции в отсутствие определенных ресурсов.

Налог является основной формой дохода государственной системы. Доходы государства, безусловно, представляют собой совокупность средств, которые находятся в собственности государства и способствуют формированию материальной базы для выполнения его основных функций. Всестороннее развитие государства предполагает объективную необходимость в существовании и развитии налогов. Следовательно, налог может выступать главной составляющей в развитии человечества. Роль, сущность и функции налогов однозначно определены задачами государства, где рассматриваются социально-экономические отношения, товарные, денежные и производственные, которые определенные особыми условиями развития общества.

Информация о работе Налоговое администрирование, основные проблемы, пути их решения