Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 13:59, научная работа
Описание работы
Целью налогового администрирования является достижение максимально возможного эффекта для бюджетной системы в отношении налоговых поступлений при минимально возможных затратах, в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и налогового контроля. Систематизируем основные задачи налогового администрирования и остановимся подробнее на каждой из задач.
В том случае, когда налогоплательщик
добровольно обязанности по уплате налогов
не исполняет, налоговые органы имеют
возможности принудительно аккумулировать
налоги в бюджетную систему и поэтому
вправе взыскивать недоимки по налогам
и сборам и пени. Обязательный характер
налога предполагает, что он может быть
взыскан в принудительном порядке.
Принцип защиты прав означает,
что контролируемые субъекты могут обжаловать
действия и акты налоговых органов на
любой стадии осуществления налогового
контроля. В настоящее время процедура
обжалования имеет много особенностей.
Главная особенность института
обжалования заключается в создании гарантии
административной и судебной защиты, при
которой, с одной стороны, налогоплательщик
имеет право подать жалобу, с другой стороны,
государство, в лице полномочных органов,
обязано рассмотреть эту жалобу и принять
по ней законное, справедливое и обоснованное
решение. Тем самым гарантируется защита
имущественных и (или) неимущественных
прав налогоплательщика от неоправданного
властного вмешательства налоговых органов
(их должностных лиц).
Действующее законодательство
право на обращение с жалобой о проверке
законности ненормативных правовых актов,
действий или бездействия налоговых органов
(их должностных лиц) связывает с личным
усмотрением заявителя (субъективным
мнением) о том, что его права и законные
интересы нарушены.
Отсутствие ограничения права
на подачу жалобы гарантирует только лишь
реализацию этого права и не означает,
что одного субъективного мнения достаточно
для подачи жалобы, тем более для успешного
разрешения дела в пользу лица, решившего
обжаловать акты налоговых органов ненормативного
характера, действия или бездействие их
должностных лиц.
В этом аспекте чрезвычайно
важным является установление объективных,
наиболее значимых оснований для обжалования,
так как именно они одновременно могут
явиться основанием для удовлетворения
жалобы.
Анализ действующего законодательства,
теоретических исследований и правоприменительной
практики позволяет выделить следующие
основания для обжалования актов ненормативного
характера, действий (бездействия):
- несоответствие закону или иному
нормативному правовому акту, в том числе
имеющему большую юридическую силу;
- нарушение прав и законных интересов;
- создание препятствий к осуществлению
прав и свобод;
- незаконное возложение каких-либо
обязанностей, а равно незаконное привлечение
к ответственности.
Принцип гласности и защиты
сведений, составляющих налоговую тайну,
заключен в следующем. Понятие разглашения
налоговой тайны дается в п. 2 ст. 102 НК РФ: это, в частности, использование
или передача другому лицу производственной
или коммерческой тайны налогоплательщика,
ставшей известной должностному лицу
налогового органа, органа государственного
внебюджетного фонда, органа внутренних
дел или таможенного органа, привлеченному
специалисту либо эксперту при исполнении
ими своих обязанностей.
В п. 3 ст. 102 НК РФ предусматривается специальный
режим хранения сведений, составляющих
налоговую тайну, и доступа к ним. Из этого
вытекает обязанность налоговых органов
принимать меры, исключающие утрату указанных
сведений. Под утратой следует понимать
любое противоправное выбытие сведений
из владения соответствующего органа
или лица, в том числе их уничтожение, в
результате которого произошло нарушение
прав налогоплательщика и иного лица либо
охраняемых законом прав и интересов общества
или государства.
В п. 4 ст. 102 НК РФ установлено два вида
нарушений режима налоговой тайны: разглашение
налоговой тайны и утрата документов, содержащих составляющие
налоговую тайну сведения, за которые
предусматривается ответственность.
Принцип “презумпции невиновности
налогоплательщика” налогоплательщика
был закреплен и в п.6 ст.108 НК РФ. Особенностью
доказывания по налоговым спорам является
то, что по общему правилу бремя доказывания
лежит на налоговом органе даже в случае,
если он выступает на процессе ответчиком.
Лицо считается невиновным в совершении
налогового правонарушения, пока его виновность
не будет доказана; кроме того, оно не обязано
доказывать свою невиновность в совершении
налогового правонарушения. Обязанность
по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих
о факте налогового правонарушения и виновности
лица в его совершении, возлагается на
налоговые органы. Таким образом, налоговый
орган при вынесении решения о применении
мер налоговой ответственности должен
доказать обстоятельства совершения налогоплательщиком
правонарушения. Данная позиция подтверждается
и высшими судами.
Возложенное на налоговый орган
бремя доказывания виновности налогоплательщика
не лишает последнего возможности опровергать
те или иные доказательства и представлять
свои доказательства, которые отсутствовали
у налогового органа на момент вынесения
решения по проверке.
Принцип ответственности за
допущенные правонарушения заключается
в том, что к лицу, совершившему налоговое
правонарушение, применяются меры налоговой
ответственности. Никто не может быть
привлечен к ответственности за совершение
налогового правонарушения иначе, как
по основаниям и в порядке, которые предусмотрены
НК РФ[6].
Мерой ответственности за совершение
налогового правонарушения является налоговая
санкция, которая устанавливается и применяется
в виде денежных взысканий (штрафов) в
размерах, предусмотренных НК РФ (пункты 1 - 2 статьи 114 НК РФ).
Иной меры налоговой ответственности,
чем штраф, НК РФ не предусматривает.
При совершении одним лицом
двух и более налоговых правонарушений
налоговые санкции взыскиваются за каждое
правонарушение в отдельности без поглощения
менее строгой санкции более строгой.
Данное правило установлено п. 5 ст. 114 НК РФ.
Ответственность за совершение
налоговых правонарушений несут организации
и физические лица. В соответствии с п. 5 ст. 108 НК РФ привлечение лица к ответственности
за совершение налогового правонарушения
не освобождает его от обязанности уплатить
(перечислить) причитающиеся суммы налога
(сбора) и пени.
Принцип информационного обеспечения заключается
в эффективном использовании возможностей
информационных ресурсов налоговых органов.
К важным направлениям развития
информационного сопровождения можно
отнести:
- централизацию обработки данных
за счет создания центров обработки данных;
- расширение применения электронного
документооборота;
- применение интернет-сервисов,
расширяющих возможности налогоплательщиков
- физических лиц.
В современных условиях способность
хранить, быстро найти и проанализировать
необходимую информацию о налогоплательщике,
его объектах налогообложения и проведенных
в отношении его мероприятий налогового
администрирования становится первоочередной.
Поэтому дальнейшее развитие налогового
администрирования невозможно без расширения
информационных систем и инструментов
анализа, повышения научно-технического
потенциала, создания и управления информационными
технологиями в налоговых органах.
в) правовые нормы, регулирующие
вопросы деятельности налоговых органов,
в процессе налогового администрирования
и превенции нарушений законодательства
о налогах и сборах
Налоговая правовая норма не
всегда идентична властному предписанию
административной нормы. Определенное
поведение закреплено и в процессуальных
налоговых нормах. Одной из специфических
особенностей процессуальных норм является
то, что они тесно связаны с различными
приемами и способами, используемыми органами
государства при осуществлении своих
полномочий. Способы правового регулирования
зависят от особенностей правовых норм,
от характера субъективных прав и юридических
обязанностей[7]:
- обязывание есть возложение
обязанности по совершению установленных
положительных действий (обязывающие
нормы);
- дозволение есть предоставление
субъективных прав с положительным содержанием,
т.е. права на совершение активных действий
(управомочивающие нормы);
- запрещение есть возложение
обязанности воздержаться от совершения
определенных действий (запрещающие нормы).
Выбор той или иной формы правового
воздействия зависит от содержания регулируемых
отношений, а также от ряда других обстоятельств,
которые, вместе взятые, требуют от законодателя,
субъекта, осуществляющего властные функции,
избрать для данных отношений именно такой,
а не иной способ, чтобы сделать правовое
регулирование наиболее целесообразным
и эффективным.
В соответствии с п.1 ст. 30 НК
РФ к налоговым органам относятся федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
в области налогов и сборов, и его территориальные
подразделения. В настоящее время это
Федеральная налоговая служба и ее территориальные
органы, которые являются правопреемником
МНС России в части возложенных задач,
функций, прав и обязанностей в области
налогообложения, а также Федеральной
службы России по финансовому оздоровлению
и банкротству по всем правоотношениям,
связанным с представлением интересов
Российской Федерации в процедурах банкротства.
Помимо осуществления контрольных
полномочий в сфере налогообложения, ФНС
России несет ответственность за выработку
и реализацию налоговой политики государства
с целью обеспечения своевременного и
полного поступления в бюджеты всех уровней
и государственные внебюджетные фонды
налогов и других обязательных платежей.
Обеспечивает государственное регулирование,
межотраслевую координацию и контроль
в области производства и оборота этилового
спирта и алкогольной продукции.
ФНС России находится в ведении
Минфина России и руководствуется в своей
деятельности Конституцией, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, актами Президента
РФ и Правительства РФ, международными
договорами РФ, нормативными правовыми
актами Минфина России, а также Положением о Федеральной налоговой службе.
Основополагающие вопросы правового статуса
налоговых органов установлены НК РФ, Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых
органах в Российской Федерации”[8], Законом РФ от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном
регулировании и валютном контроле”[9], а также иными нормативными
правовыми актами.
В случае возникновения коллизий
в правовом регулировании статуса налоговых
органов приоритет имеют нормы акта прямого
действия – НК РФ.
В ст. 72 и ст.76 Конституции и
в ст. ст. 1, 6, 12, 14, 15, 17 НК РФ обозначено,
что субъекты РФ и органы местного самоуправления
имеют право принимать нормативные правовые
акты, входящие в состав законодательства
о налогах и сборах. Элементы правового
статуса единой системы налоговых органов,
установленные региональными и муниципальными
актами, подлежат реализации соответствующими
территориальными подразделениями ФНС
России, только при соблюдении региональными
законодательствами двух условий:
- нормативные правовые акты территориального
уровня должны соответствовать Конституции
и федеральному законодательству;
- содержать регулятивные нормы
по вопросам налогов и сборов.
Итак, региональные и муниципальные
нормативные правовые акты подлежат исполнению
органами ФНС России исключительно в части
предоставления прав и возложения обязанностей
в налоговой сфере. Вопросы иных видов
контроля, осуществляемого налоговыми
органами, регулируются на федеральном
уровне.
г) методологическая база исследования
Исследование осуществляется
путем применения как общенаучных, так
и частнонаучных методов.
В основе изучения лежит метод
системного анализа, и в силу этого исследование
основывается на положении о том, что все
отношения по налоговому администрированию,
равно как и средства его регулирования,
находятся в системной взаимосвязи. В
исследовании применяется диалектический
метод, который дает возможность изучать
проблемы в единстве их социального содержания
и юридической формы, осуществлять системный
анализ правовых предписаний в области,
являющейся предметом исследования[10].
д) функции - разработка и осуществление
(внедрение) комплекса мер, направленных
на совершенствование налогового администрирования
в части выявления, предупреждения и привлечения
к ответственности нарушителей законодательства
о налогах и сборах
Функции налогового администрирования можно подразделить на нормативные и
оперативные, а также основные и вспомогательные.
Нормативные функции отвечают задачам применения налогового
законодательства и нормативных актов.
Они осуществляются путем разработки
и внедрения необходимых административных
процедур, обеспечивающих эффективность
методов налогового администрирования
для максимизации налоговых поступлений
при минимальных затратах.