Налоговое право в земельном налоге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение и проведение комплексного анализа теоретических и практических правовых проблем функционирования местных налогов и сборов в Российской Федерации и определение основных направлений совершенствования системы местного налогообложения. Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи: анализ действующей системы нормативно-правовых актов, регулирующих систему местного налогообложения; выявление особенности правовой природы местных налогов и сборов; выделение основополагающих организационно-правовые принципы построения системы местных налогов и сборов;

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Nalogovoe_PRAVO.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Для обеспечения развития экономической  сферы жизни общества и единства страны велика роль местного самоуправления. Его эффективность во многом зависит  от того, какие бюджетные ресурсы  получают в свое распоряжение местные  власти.

В соответствии с определением, данным в статье 12 Налогового Кодекса Российской Федерации, местными признаются налоги, установленные Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Объектом исследования работы выступают  общественные отношения в области  финансово-правового регулирования  местных налогов и сборов, их содержание и признаки, закрепляемые нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Предмет исследования – нормативная база деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере местного налогообложения.

Актуальность исследуемой темы заключается в том, что основным источником доходной части местного бюджета являются местные налоги, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.  От величины таких налоговых поступлений зависит экономическое благосостояние любого города.

Целью работы является изучение и проведение комплексного анализа теоретических и практических правовых проблем функционирования местных налогов и сборов в Российской Федерации и определение основных направлений совершенствования системы местного налогообложения. Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

  • анализ действующей системы нормативно-правовых актов, регулирующих систему местного налогообложения;
  • выявление особенности правовой природы местных налогов и сборов;
  • выделение основополагающих организационно-правовые принципы построения системы местных налогов и сборов;
  • исследование полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в области установления, введения и взимания местных налогов и сборов;
  • формулирование предложений и рекомендаций по совершенствованию системы местного налогообложения, повышению эффективности ее функционирования.

 

В первой главе даётся краткая характеристика местных налогов, во второй главе  приводится расчёт, а так же заполнение декларации по земельному  налогу. В третьей главе приводится анализ проблем и тенденций действующей системы местных налогов.

При написании работы мною были использованы правовые основы налогообложения, законодательная  база о местных налогах и сборах, данные службы государственной статистики, учебно-методические пособия в сфере  налогового права.

 

 

Глава 1. Местные налоги по законодательству РФ.

1.1 Общая характеристика местных налогов и сборов.

Местные налоги представляют собой обязательные платежи, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации представительными органами местного самоуправления и взимаемые на территории муниципального образования.

Местные налоги и сборы  являются составной частью налоговой  системы РФ, имеют ярко выраженный фискальный характер и предназначение финансового обеспечения обязательными платежами бюджетных расходов муниципальных образований. Однако, муниципальные налоги и сборы имеют ряд характерных признаков, отличающих их от государственных (федеральных и региональных) налогов:

  • Поступления по данным платежам используются на нужды того муниципального образования, в пределах которого они собраны или поступили от объектов налогообложения, принадлежащих муниципальному образованию;
  • Муниципальные налоги полностью и непосредственно зачисляются в местные бюджеты по месту поступления. Федеральные налоги и налоги субъектов РФ распределяются между всеми звеньями бюджетной системы и идут на образование доходов Российской Федерации, субъектов РФ и местных бюджетов;
  • Организация введения и взимания данных платежей возложена на органы местного самоуправления;
  • Использование поступлений от местных налогов и сборов находится под контролем органов местного самоуправления; зачисляются данные платежи в местные бюджеты в качестве закреплённых доходов;
  • Органы местного самоуправления имеют более широкую компетенцию по правовому регулированию местных налогов и сборов в сравнении с другими платежами налоговой системы [ 6].

В соответствии со статьей 15 Налогового Кодекса РФ к местным налогам относятся:

  1. Земельный налог;
  2. Налог на имущество физических лиц.

Порядок распределения  налоговых полномочий между федеральным  законодателем и представительной властью на муниципальном уровне при установлении местных налогов представлен в Таблице 1.

Таблица 1. Разграничение компетенций федерального и муниципального законодательств при установлении местных налогов

Элементы налога, определяемые исключительно Налоговым  кодексом РФ

Элементы налога, определяемые нормативно-правовыми  актами представительных органов местного самоуправления, в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом.

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • порядок исчисления.
  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты;
  • налоговые льготы и порядок их применения (дополнительные к федеральным)

 

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать  налоги, не предусмотренные федеральным  законодательством. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются  и вводятся в действие законами субъектов Федерации [10].

 

Доля поступлений  от местных налогов в доходах  консолидированного бюджета России невелика, менее 2%. Поступления от местных  налогов являются только частью доходов  бюджета муниципального образования, основными же источниками служат отчисления от федеральных и региональных налогов.

В России насчитывается 83 субъекта, в которых 24,2 тыс. муниципальных  образований. Проблемой практически  всех органов местного самоуправления является финансовая зависимость от федеральных и региональных уровней  власти. Зачастую собственных средств не хватает на покрытие расходов, связанных с выполнением полномочий, возложенных на муниципальные власти. Успешное же решение вопросов местного значения напрямую зависит от финансового обеспечения соответствующих бюджетов.

В перспективе планируется заменить существующие земельный налог и налог на имущество физических лиц  единым налогом на недвижимость, однако этот процесс пока сдерживается неразвитостью системы рыночной оценки недвижимости [10].

 

 

 

 

1.2 Основные  элементы земельного налога.

 

Земельный налог  устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с главой 31 Налогового Кодекса РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований (законодательных или  представительных органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не  признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог [6, c.463]

Не  признаются объектом налогообложения:

1. Земельные  участки, изъятые из оборота  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

В соответствии с Земельным кодексом РФ к землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  • государственными природными заповедниками и национальными парками;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  • объектами организаций федеральной службы безопасности;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • И другие.

2. Земельные  участки, ограниченные в обороте  в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

3. Земельные  участки, ограниченные в обороте  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, предоставленные  для обеспечения обороны, безопасности  и таможенных нужд.

4. Земельные  участки, ограниченные в обороте  в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда.

5. Земельные  участки, ограниченные в обороте  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, занятые  находящимися в государственной  собственности водными объектами  в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами [9].

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка , признаваемого объектом налогообложения, как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. 

Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости [9].

Если земельный участок  находится на территории нескольких муниципальных образований, налоговая  база считается по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная вышеуказанной доле земельного участка.

В отношении земельных  участков, находящихся в общей  долевой собственности, налоговая  база устанавливается пропорционально  их доле в общей долевой собственности. Если земельный участок находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется в равных долях для каждого собственника.

Для следующих  категорий налогоплательщиков налоговая  база уменьшается на 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования:

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий.

Уменьшение  налоговой базы производится на основании  документов, подтверждающих это право, представляемых налогоплательщиком в  налоговый орган по месту нахождения земельного участка [1].

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать значений, показанных в таблице 2 [10].

Таблица 2. Налоговые ставки в соответствии с НК РФ

0,3%

1,5%

  • земли сельскохозяйственного назначения или земли в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • земли, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • земли, приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

 

 

  • В отношении прочих земельных участков

Информация о работе Налоговое право в земельном налоге