Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:03, курсовая работа
Целью работы является изучение и проведение комплексного анализа теоретических и практических правовых проблем функционирования местных налогов и сборов в Российской Федерации и определение основных направлений совершенствования системы местного налогообложения. Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи: анализ действующей системы нормативно-правовых актов, регулирующих систему местного налогообложения; выявление особенности правовой природы местных налогов и сборов; выделение основополагающих организационно-правовые принципы построения системы местных налогов и сборов;
Введение
Для обеспечения развития экономической сферы жизни общества и единства страны велика роль местного самоуправления. Его эффективность во многом зависит от того, какие бюджетные ресурсы получают в свое распоряжение местные власти.
В соответствии с определением, данным в статье 12 Налогового Кодекса Российской Федерации, местными признаются налоги, установленные Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Объектом исследования работы выступают
общественные отношения в области
финансово-правового
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что основным источником доходной части местного бюджета являются местные налоги, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации. От величины таких налоговых поступлений зависит экономическое благосостояние любого города.
Целью работы является изучение и проведение комплексного анализа теоретических и практических правовых проблем функционирования местных налогов и сборов в Российской Федерации и определение основных направлений совершенствования системы местного налогообложения. Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
В первой главе даётся краткая характеристика местных налогов, во второй главе приводится расчёт, а так же заполнение декларации по земельному налогу. В третьей главе приводится анализ проблем и тенденций действующей системы местных налогов.
При написании работы мною были использованы правовые основы налогообложения, законодательная база о местных налогах и сборах, данные службы государственной статистики, учебно-методические пособия в сфере налогового права.
Глава 1. Местные налоги по законодательству РФ.
1.1 Общая характеристика местных налогов и сборов.
Местные налоги представляют собой обязательные платежи, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации представительными органами местного самоуправления и взимаемые на территории муниципального образования.
Местные налоги и сборы являются составной частью налоговой системы РФ, имеют ярко выраженный фискальный характер и предназначение финансового обеспечения обязательными платежами бюджетных расходов муниципальных образований. Однако, муниципальные налоги и сборы имеют ряд характерных признаков, отличающих их от государственных (федеральных и региональных) налогов:
В соответствии со статьей 15 Налогового Кодекса РФ к местным налогам относятся:
Порядок распределения
налоговых полномочий между федеральным
законодателем и
Таблица 1. Разграничение компетенций федерального и муниципального законодательств при установлении местных налогов
Элементы налога, определяемые исключительно Налоговым кодексом РФ |
Элементы налога, определяемые нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом. |
|
|
Органы местного самоуправления не вправе устанавливать налоги, не предусмотренные федеральным законодательством. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами субъектов Федерации [10].
Доля поступлений от местных налогов в доходах консолидированного бюджета России невелика, менее 2%. Поступления от местных налогов являются только частью доходов бюджета муниципального образования, основными же источниками служат отчисления от федеральных и региональных налогов.
В России насчитывается 83 субъекта, в которых 24,2 тыс. муниципальных образований. Проблемой практически всех органов местного самоуправления является финансовая зависимость от федеральных и региональных уровней власти. Зачастую собственных средств не хватает на покрытие расходов, связанных с выполнением полномочий, возложенных на муниципальные власти. Успешное же решение вопросов местного значения напрямую зависит от финансового обеспечения соответствующих бюджетов.
В перспективе планируется заменить существующие земельный налог и налог на имущество физических лиц единым налогом на недвижимость, однако этот процесс пока сдерживается неразвитостью системы рыночной оценки недвижимости [10].
1.2 Основные элементы земельного налога.
Земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с главой 31 Налогового Кодекса РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных или представительных органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог [6, c.463]
Не признаются объектом налогообложения:
1. Земельные
участки, изъятые из оборота
в соответствии с
В соответствии с Земельным кодексом РФ к землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
2. Земельные
участки, ограниченные в
3. Земельные
участки, ограниченные в
4. Земельные
участки, ограниченные в
5. Земельные
участки, ограниченные в
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка , признаваемого объектом налогообложения, как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости [9].
Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база считается по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная вышеуказанной доле земельного участка.
В отношении земельных
участков, находящихся в общей
долевой собственности, налоговая
база устанавливается
Для следующих категорий налогоплательщиков налоговая база уменьшается на 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования:
Уменьшение налоговой базы производится на основании документов, подтверждающих это право, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка [1].
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать значений, показанных в таблице 2 [10].
Таблица 2. Налоговые ставки в соответствии с НК РФ
0,3% |
1,5% |
|
|