Налоговое правонарушение: понятие, признаки и состав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Налоговое правонарушение - противоправное, виновное деяние, в виде умышленного либо не умышленного действия или бездействия субъекта налоговых правоотношений, нарушающее права и интересы участников данного вида общественных отношений, за которое законодательством установлена определённая ответственность финансового, административного либо уголовного характера. Противоправность налогового правонарушения заключается в несоблюдении правовой формы данного деяния, виновность состоит в совершении данного нарушения умышленно или по неосторожности.

Содержание работы

Общая характеристика налогового правонарушения 5
1.1 Понятие и признаки налогового правонарушения 5
1.2 Состав налогового правонарушения 7
1.3 Налоговая ответственность: условия и порядок применения 11
2. Виды налогового правонарушения и ответственность за их совершение 14
2.1 Непредставление налоговой декларации 14
2.2 Уклонение от постановки на учет в налоговом органе 18
2.3 Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

Файлы: 1 файл

Лосева.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Факт непредставления  налоговой декларации по налогу на прибыль материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, в  связи с чем требование налогового органа о взыскании штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, обоснованно.

Следует отметить, что ответственность, предусмотренная ст. 119 НК РФ, не наступает в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансовых платежей по налогу.

Так, налоговый орган  обратился в арбитражный суд  с заявлением о взыскании с  государственного унитарного предприятия штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, за несвоевременное представление расчетов авансовых платежей по единому социальному налогу за январь и февраль 2009 г.

Отказавшись добровольно  уплатить сумму штрафа, предприятие  сослалось на то, что указанная ответственность установлена за непредставление в определенный законодательством срок налоговой декларации, коей расчет авансового платежа по налогу не является.

Суд требование налогового органа отклонил по следующим основаниям.

Согласно ст. 240 и п. 7 ст. 243 НК РФ (часть вторая) налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год, по итогам которого не позднее 30 марта следующего года налогоплательщиком представляется налоговая декларация.

Кроме того, налогоплательщики обязаны по итогам каждого календарного месяца производить исчисление авансовых платежей по названному налогу и представлять соответствующие расчеты не позднее 20-го числа следующего месяца (п. 3 ст. 243 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

Поскольку приведенные  выше положения гл. 24 НК РФ разграничивают налоговую декларацию по единому социальному налогу и ежемесячные расчеты авансовых платежей по этому налогу, несвоевременное представление последних не может повлечь применение ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ в отношении налоговой декларации.

Таким образом, требование налогового органа неправомерно.

Суды апелляционной  и кассационной инстанций оставили решение в силе. Заявителю было отказано в принесении протеста на указанные судебные акты.

 

2.2 Уклонение от постановки  на учет в налоговом органе

 

Ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе предусмотрена ст. 117 НК РФ. Данное правонарушение относят к общим налоговым правонарушениям.

Ведение организацией или  индивидуальным предпринимателем экономической деятельности без постановки на учет в налоговом органе наказывается штрафом в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 20000 руб. 

При ведении деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом  органе более 3-х месяцев взыскивается штраф в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. 

Объект - общественные отношения по осуществлению налогового контроля.

Объективная сторона - правонарушение совершается всегда сочетанием двух деяний:

1) действие: ведение предпринимательской деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;

2) бездействие: уклонение от постановки на учет в налоговом органе.

Субъект - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Субъективная сторона - умышленная или неосторожная форма вины.

Санкция - взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб.

Квалифицирующий признак - ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев. Санкция - взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

В связи с многочисленными  запросами о порядке применения ст. 83, 116 и 117 Налогового кодекса РФ Министерством РФ по налогам и сборам было вынесено письмо МНС РФ от 8 августа 2009 г.

При рассмотрении исков  налоговых органов о взыскании  с налогоплательщиков санкций за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, предусмотренных ст. 116 и 117 НК РФ, судам рекомендовано учитывать следующее.

Правила ст. 83 НК РФ, за несоблюдение которых установлена указанная выше ответственность, предусматривают обязанность налогоплательщика-организацию и налогоплательщика - индивидуального предпринимателя подать заявление о постановке на налоговый учет в каждом из оговоренных этой статьей мест, а именно:

1) по месту нахождения (жительства) самого налогоплательщика;

2) по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика, организации;

3) по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств.

Статья 83 НК РФ регламентирует порядок постановки на налоговый учет самих налогоплательщиков, а не принадлежащего им имущества. В связи с этим на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных ст. 83 НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию.

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту:

1) нахождения организации;

2) нахождения ее обособленных подразделений;

3) жительства физического лица;

4) нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Особенности постановки на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников установлены п. 6 ст. 83 НК РФ. Указанные категории налогоплательщиков обязаны подавать заявления о постановке на учет в течение 10 дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность. Надлежащим органом, в который подаются заявления, признается налоговый орган по месту их жительства.

Таким образом, положения  ст. 83 НК РФ предусматривают обязанность налогоплательщика подать заявление о постановке на налоговый учет по каждому из предусмотренных данной статьей мест.

Учитывая изложенное, если физическое лицо, осуществляющее деятельность частного охранника, либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, не встало на учет в налоговом органе, в котором оно уже состоит на учете по другим основаниям, ответственность, предусмотренная ст. 116 НК РФ, не применяется.

Изложенное подтверждается п. 39 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ".

Таким образом, в целях  реализации положений ст. 83 НК РФ налоговым органам следует принимать меры к постановке налогоплательщиков на учет в нижеперечисленных случаях:

1) при подаче налогоплательщиком, состоящим на учете в налоговом органе по одному из оснований, предусмотренных ст. 83 НК РФ, заявления о постановке на учет в данном налоговом органе по иному основанию, предусмотренному ст. 83 НК РФ в общеустановленном порядке;

2) в случае отсутствия соответствующего заявления - на основании имеющихся в налоговом органе данных и информации, предоставляемой органами, указанными в п. 4 ст. 85 НК РФ.

При этом налоговые органы присваивают налогоплательщику-организации  соответствующий код причины  постановки на учет (КПП). Кроме того, налоговые органы направляют юридическому лицу Уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, утвержденным приказом МНС России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 1998 г. за N 1664) с учетом внесенных изменений и дополнений.

При рассмотрении исков  налоговых органов о взыскании  с налогоплательщиков санкций за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и за уклонение  от постановки на учет в налоговом  органе, предусмотренных ст. 116 и 117 НК РФ, необходимо также учитывать следующее. Пункт 10 ст. 83 НК РФ обязывает соответствующий налоговый орган в случае несоблюдения налогоплательщиком в установленные сроки своих обязанностей по постановке на налоговый учет принимать меры к учету такого налогоплательщика. При этом постановка налогоплательщика на учет по инициативе налогового органа не освобождает этого налогоплательщика от ответственности за нарушение срока постановки на налоговый учет (ст. 116 НК РФ) или уклонение от постановки на налоговый учет (ст. 117 НК РФ).

2.3 Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

 

Исключение из состава  налогового правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, оставляет в качестве противоправного деяния неправомерное несообщение сведений налоговому органу, где под глаголом "сообщать" понимается устный способ передачи информации[8].

Объект - общественные отношения по осуществлению налогового контроля. Непосредственный объект - установленный законом порядок сообщения сведений налоговому органу.

Объективная сторона - неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ.

Субъект - налогоплательщик, налоговый агент и их должностные лица, а также иные лица, обязанные сообщать сведения налоговому органу.

Субъективная сторона - виновное совершение правонарушения.

Санкция - взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

Квалифицирующий признак - совершение правонарушения повторно в течение календарного года. Санкция - взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Статьей 86.3 НК РФ установлено, что в случае, если произведенные физическим лицом расходы превышают доходы, заявленные им в декларации за предыдущий налоговый период, или налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица за предыдущий налоговый период, налоговые органы обязаны составить акт об обнаруженном несоответствии. После составления акта налоговые органы в месячный срок обязаны направить физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества.

Согласно п. 2 ст. 86.3 НК РФ физические лица при получении письменного требования налогового органа, основанного на имеющихся у него сведениях, обязаны представить в течение 60 календарных дней специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества, указанного в требовании налогового органа.

Из положений ст. 86.1-86.3 НК РФ следует, что специальная декларация представляется в рамках осуществления налогового контроля за расходами физических лиц, целью которого является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам, а не налогообложение доходов физического лица.

Таким образом, при представлении  специальной декларации физическое лицо выступает не как налогоплательщик или налоговый агент.

Вместе с тем ответственность, предусмотренная ст. 119 НК РФ, может быть применена только к налогоплательщику за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации.

Статьей 129.1 НК РФ установлена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ.

Ответственность, предусмотренная  ст. 126 НК РФ, может быть применена только к налогоплательщику или налоговому агенту либо к организации или физическому лицу за непредставление сведений о налогоплательщике.

Учитывая изложенное, в случае непредставления физическим лицом в течение установленного ст. 86.3 НК РФ срока специальной декларации к нему должна применяться ответственность, установленная ст. 129.1 НК РФ, за неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу.

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ налоговых правонарушений позволяет сделать вывод, что данные отношения регулируются большим количеством нормативных актов различного уровня, зачастую не согласованных между собой. Эти отношения касаются как вопросов исчисления и уплаты налогов, ответственности и обязанностей субъектов налогового права, таки и не относящихся к налоговому законодательству вопросов. Кодифицированного документа, содержащего воедино все нормы, касающиеся данных правоотношений на сегодняшний день не существует. Существуют также, так называемые, пробелы в законодательстве, регулирующем вопросы налоговой ответственности, например, некоторые составы правонарушений российским законодательством не предусматриваются, что даёт возможность недобросовестным участникам налоговых правоотношений уходить от налогообложения.

Информация о работе Налоговое правонарушение: понятие, признаки и состав