Налоговое правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 01:20, реферат

Описание работы

В ситуации интенсивного развития права наука финансового

права должна еще раз оценить преимущества и недостатки

налогообложения как такового, а также – проанализировать место

налогообложения в системе финансового права. Положительный же

результат оценки теоретической и догматической конструкции

налогообложения в финансовом праве должен дать повод для

корректировки законодательства этой подотрасли.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
1.2 Виды налоговых правоотношений
1.3 Объект налогового правоотношения
1.4 Содержание налоговых правоотношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список

Файлы: 1 файл

фин право.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1. НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

1.2 Виды налоговых правоотношений

1.3 Объект налогового правоотношения

1.4 Содержание налоговых правоотношений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Выбор данной темы является для меня актуальной и интересной для исследования.  Наличие  развитой  системы

 

правовых  предписаний,  регулирующих  налогообложение,  является

 

необходимым для успешного функционирования и развития.

 

В  ситуации  интенсивного  развития  права  наука  финансового

 

права  должна  еще  раз  оценить  преимущества  и  недостатки

 

налогообложения  как  такового,  а  также  –  проанализировать  место

 

налогообложения  в  системе  финансового  права.  Положительный  же

 

результат  оценки  теоретической  и  догматической  конструкции

 

налогообложения  в  финансовом  праве  должен  дать  повод  для

 

корректировки законодательства этой подотрасли.

 

Налогообложение  является  одной  из  старейших  финансово­

 

правовых  подотраслей,  в  которой  сконцентрированы  множество

 

основополагающих  правовых  идей  –  налоговые  правоотношения  (их

 

содержание,  виды,  объект),  характеристика  субъектов

 

налогообложения,  правовое  положение  налоговых  представителей  и

 

 

 Целью настоящей работы является

 

изучение  правоотношений,  возникающих  при  налогообложении .  Поэтому  в  ходе

 

исследования приоритетно решались следующие задачи:

 

– обозначить понятие налоговые правоотношения;

 

–  исследовать  основу  правового  регулирования  данных

 

правоотношений.

Объектом  исследования

 

являются  общественные  отношения,  возникающие  в  процессе

 

налогообложения  а  также  отношения,  возникающие  между

 

физическими  и  юридическими  лицами  и  Российской  Федерацией  в

 

системе  этих  правоотношений.  Предметом  исследования  являются

 

нормы  финансового  права,  регулирующие  налоговые

 

правоотношения, соответствующие доктринальные воззрения, а также

 

практика (в том числе, судебная) их применения.

 

  1. НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
    1. Виды налоговых правоотношений

 

Налоговое  правоотношение  является  одной  из  центральных

 

категорий налогового  права,  отражающей  его  своеобразие  и  место  в

 

правовой системе Российской Федерации. Налоговые правоотношения

 

как  "общественные  отношения,  возникающие  на  основе  реализации

 

норм  налогового  права.  Налоговое  правоотношение  является

 

разновидностью  правоотношения  финансового,  ибо  налоговое  право

 

является подотраслью финансового права".

 

В  соответствии  со  ст.  2  Налогового  кодекса  РФ

 

"законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения

 

по  установлению,  введению  и  взиманию  налогов  и  сборов  в

 

Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе

 

осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности

 

за  совершение налогового правонарушения". Нетрудно заметить,  что

 

перечисленные  в  данной  статье  отношения,  регулируемые

 

законодательством  о  налогах  и  сборах,  в  основном  соответствуют

 

структуре Кодекса.

 

При  этом  первые  две  группы  отношений  наряду  с  НК  РФ

 

регулируются  иными  актами законодательства  о  налогах  и  сборах,  к

 

которым в настоящее время относятся отдельные федеральные законы

 

о  налогах,  устанавливающие  порядок  уплаты  конкретных  видов

 

налогов, законы субъектов РФ и нормативные правовые акты органов

 

местного самоуправления о налогах и сборах.

 

Системный  анализ  данной  нормы,  на  наш  взгляд,  позволяет

 

говорить  о  том,  что  термины  "налоговые  отношения"  и  "отношения,

 

регулируемые законодательством о налогах и сборах" тождественны и

 

равнозначны.

 

Иначе говоря, если попытаться классифицировать те отношения,

 

которые регулируются Налоговым кодексом РФ и законодательством

 

о налогах и сборах, и входящие в предмет регулирования налогового

 

права, то они могут быть представлены в следующем виде:

 

Первая группа – отношения, связанные с установлением налогов

 

и  сборов  на  федеральном,  региональном  и  местном  уровне

 

соответственно.

 

Вторая  группа  –  отношения,  связанные  с  введением  налогов  и

 

сборов  на  федеральном,  региональном  и  местном  уровне

 

соответственно.

 

Установление  налогов  и  сборов  –  это  определение  в  актах

 

законодательства  о  налогах  и  сборах  элементов  налогообложения  и

 

сборов, а введение налогов – это решение того или иного публичного

 

субъекта о взимании у него на территории налогов и сборов.

 

В  Российской  Федерации  устанавливаются  следующие  виды

 

налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

 

Третья  группа  –  отношения  по  взиманию  налогов  и  сборов,

 

которые проявляются в процессе исполнения налоговых обязательств.

 

Четвертая группа – отношения, возникающие по осуществлению

 

налогового  контроля  со  стороны  соответствующих  государственных

 

органов.  Специфика  налоговых  правоотношений  такова,  что

 

отношения,  возникающие  в  связи  с  уплатой  налогов,  могут  быть

 

эффективно  реализованы  только  при  наличии  особой  формы

 

государственного  контроля  –  налогового  контроля,  который

 

принципиально  отличается  от  общего  контроля  со  стороны

 

государственных  органов  за  соблюдением  иного  законодательства.

 

Налоговый  контроль  является  составной  частью  финансового

 

контроля  государства.  Сущность  налогового  контроля  выражается  в

 

том,  что  при  его  проведении  проверяется  соблюдение

 

налогоплательщиками (плательщиками сбора) и налоговыми агентами

 

норм налогового законодательства.

 

Признавая  важность  защиты  интересов  налогоплательщиков  в

 

ходе проведения контрольных мероприятий, да и по итогам принятия

 

органами налогового контроля правовых актов, законодатель выделяет

 

в  особую  группу  отношений  отношения  по  обжалованию  актов

 

налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, хотя

 

по сути своей эти отношения являются разновидностью отношений в

 

сфере налогового контроля.

 

Пятая  группа  –  отношения,  возникающие  в  процессе

 

привлечения  соответствующих  субъектов  к  ответственности  за

 

совершение налоговых правонарушений.

 

Наконец,  государство,  добиваясь  защиты  своих  фискальных

 

прав,  использует  различные  формы  государственного  принуждения,

 

среди  которых  наиболее  распространенной  формой  является

 

налоговая  ответственность,  или  ответственность  за  налоговые

 

правонарушения.  Несмотря  на  то  что  в  настоящее  время

 

теоретических  предпосылок  формирования  налоговой

 

ответственности  как  самостоятельного  вида  ответственности  не

 

существует,  законодатель  фактически  своей  волей  объявил

 

самостоятельность  этого  вида  юридической  ответственности,  что  и

 

послужило причиной отнесения сегодня к предмету налогового права

 

отношений,  возникающих  в  процессе  привлечения  виновных  лиц  к

 

налоговой ответственности.

 

Безусловно,  в  случаях,  когда  отношения  хозяйствующего

 

субъекта  и  государственного  органа  возникли  в  процессе

 

осуществления  налогового  контроля,  обжалования  актов  налоговых

 

органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к

 

ответственности  за  совершение  налогового  правонарушения,

 

подлежат применению соответствующие нормы НК РФ и иных актов

 

законодательства  о  налогах  и  сборах. Вместе  с  тем  в  случаях,  когда

 

налоговые  органы  решают  задачи  либо  используют  полномочия,

 

предоставленные  им  в  рамках  иных  (административных  и  т.п.)

 

отношений, нормы законодательства о налогах и сборах применению

 

не  подлежат. Тем  не менее  налогоплательщики,  налоговые  агенты,  а

 

иногда и суды нередко допускают ошибки, ссылаясь на нормы НК РФ

 

в ситуациях, когда о налоговых отношениях не может быть и речи.

 

На неправомерность  такого подхода обратил  внимание Пленум

 

ВАС  РФ  в  Постановления  от  28  февраля  2001  года  №5,  указав,  что

 

круг отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах,

 

определен  в ч. 1 ст. 2 НК РФ. В связи  с этим НК РФ не подлежит

 

применению к иным правоотношениям с участием налоговых органов,

 

не  связанным  с  установлением,  введением  и  взиманием  налогов  и

 

сборов  в  Российской  Федерации,  осуществлением  налогового

 

контроля,  обжалованием  актов  налоговых  органов  (действий,

 

бездействия  их  должностных  лиц),  принятых  (осуществленных)  в

 

рамках  налогового  контроля,  привлечением  к  ответственности  за

 

совершение налоговых правонарушений.

 

Шестая  группа  отношений  –  отношения  по  защите  прав

 

субъектов  налоговых  правоотношений.  Российским

 

законодательством  предусмотрены  два  порядка  защиты  прав  и

 

законных  интересов  субъектов  налоговых  правоотношений:  а)

 

административный и б) судебный. Они применяются при защите прав

 

не  только налогоплательщиков юридических и физических лиц, но и

 

государства.  От  имени  последнего  выступают  государственные

 

налоговые  (финансовые)  органы,  являющиеся  второй  обязательной

 

стороной всех налоговых правоотношений.

 

Содержание  судебного  порядка  защиты  для  всех  субъектов

 

названных  правоотношений  одинаково.  Оно  заключается  в  праве

 

обращения  налоговых  (финансовых)  органов,  а  также

 

налогоплательщиков  за  защитой  своих  правовых  интересов  в  суд

 

общей юрисдикции или арбитражный суд.

Информация о работе Налоговое правоотношения