Налоговое прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 08:02, курсовая работа

Описание работы

Проведение эффективной налоговой политики - одно из важнейших условий экономического роста России, развития предпринимательской активности, возврата капиталов, а так же привлечения в сторону полномасштабных инвестиций.
Хорошее функционирование любых действующих субъектов, в том числе и государственных органов исполнительной власти, невозможно без всестороннего экономического анализа их деятельности. Оценка показателей многогранного процесса формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации в части налогов и сборов и их интерпретация при анализе поступлений и налогов и сборов. Особое значение имеет исследование поступлений налогов и сборов при налоговом планировании, разработка оценок прогнозирования поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Ведение.docx

— 83.83 Кб (Скачать файл)

 Датой ( моментом) реализации  природного газа считается день  поступления денежных средств  за природный газ на счета  в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - день поступления денежных средств в кассу.

 При безвозмездной  передаче природного газа, при  обмене с его участием датой  реализации считается день его  передачи.


 Датой реализации нефти  считается день поступления средств  за реализованную нефть, включая  газовый конденсат на счета  организаций и предприятий в  учреждениях банков.

В тех случаях, когда у плательщика метод определения выручки от реализации продукции ( работ, услуг) установлен по мере отгрузки товаров ( выполнения работ, услуг), датой реализации считается день отгрузки продукции и предъявления покупателю ( заказчику) расчетных документов.

 Акцизы зачисляются  в бюджеты соответствующих уровней  в порядке и на условиях, устанавливаемых  федеральным законом о федеральном  бюджете на соответствующий финансовый  год.

 Сумма акциза, подлежащего  уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с  территории государств - участников  Содружества Независимых Государств, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране их происхождения.

 Алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые  на таможенную территорию Российской  Федерации, подлежат обязательной  маркировке марками акцизного  сбора установленного образца. Цена  одной марки акцизного сбора, которая фактически является  авансовым платежом по акцизам, составляет: на алкогольную продукцию - 0,75 рубля; на табак и табачные  изделия - 0,075 рубля.

 Покупка марок производится  до фактического ввоза товаров  на таможенную территорию Российской  Федерации.

 Акцизный таможенный  пост выдает импортеру марки  только при условии обеспечения  уплаты ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, неуплаченной при покупке марок  части акцизов в виде гарантии банка или иного кредитного учреждения или внесения на депозит акцизного таможенного поста причитающихся сумм.

2.6. Планирование поступления  акцизов

 Планирование поступления  тех или иных налогов в бюджет  входит в процесс планирования  бюджета как одна из главных  его составляющих. Цель бюджетного  планирования – на основе сложившихся  тенденций, конкретных социально- экономических  условий и перспективных оценок  разработать и обосновать оптимальные  пути развития бюджета и на  этой основе дать предложения  по его укреплению. Своевременный  учет результатов такого прогнозирования  является важным условием для  принятия наиболее эффективных  мер в финансовой политике  государства, региона.

 Прогнозирование налоговых  поступлений связано с разработкой  перспективных комплексных планов  экономического и социального  развития территорий. При разработке  прогноза поступлений налогов  могут быть использованы 3 основных  метода:

 Метод экстраполяции, т. е. составление перспективы исходя  из практики предшествующих периодов. Однако этот метод пригоден  для прогнозирования поступлений  таких акцизов, которые имеют  более или менее стабильный  характер. Таким образом удобно  подсчитывать акцизы на газ, нефть, бензин, сигареты и алкогольную  продукцию. При расчете берутся  данные по оборотам подакцизных  товаров в натуральном выражении  в предыдущем периоде, корректируются  на предполагаемый экономический  рост и на основании этих  данных рассчитываются предполагаемые  поступления, исходя из планируемых  цен и изменений в налоговом  законодательстве.

 Метод экспертных оценок, т. е. прогноз, строящийся на базе  оценок, сделанных и обоснованных  компетентными специалистами в  отдельных отраслях науки и  народного хозяйства, также не  лишен недостатков, поскольку имеет  элемент субъективизма. Тем не  менее, важность данного метода  может быть подтверждена следующим  примером. Августовский финансовый кризис привел к резкому повышению курса американского доллара по отношению к рублю и, следовательно, привел к росту цен на легковые автомобили иностранного производства, что в свою очередь привело к росту продаж отечественных производителей и значительно изменило структуру поступлений акциза на легковые автомобили. Естественно, что поступления от данного акциза значительно изменились. Такие изменения невозможно прогнозировать методом экстраполяции.

 Применение 2-х первых  методов одновременно, при этом  используются как объективные  тенденции развития, так и мнение  экспертов.

 Одним из способов  экстраполяции могут быть линии  регрессии, надежность которых повышается  при построении многошаговых  корреляционных моделей, ставящих  прогнозируемые бюджетные показатели  в зависимость от нескольких  переменных. Поэтому работу над  прогнозом следует начать с  выявления и изучения факторов ( переменных величин), влияющих на  поступление акцизов. К таким  факторам следует относить развитие  производительных сил страны, демографические  изменения, внешнеэкономическая ситуация  и т. д.

 При планировании объемов  поступления следует использовать  глубокий экономический и статистический  анализ сложившихся тенденций, позволяющий  в среднем с определенной вероятностью  нивелировать влияние множества  факторов, выявить наиболее общее  в совокупности тенденций.

 Краткосрочное планирование  поступлений акцизов можно осуществлять  на основе отчетности предприятий  производящих и реализующих подакцизную  продукцию.

 

 

3. Совершенствование налогового  прогнозирования и планирования  в действующих условиях

 

3.1 Группировка и анализ  факторов, влияющих на организацию  планирования и прогнозирования  налоговых поступлений

 Прогнозирование развития  налоговой системы в России, а  как следствие, и изменение динамики  налоговых поступлений можно  сгруппировать по отдельным показателям ( блокам). В своей работе я освещаю  преимущество таких блоков, выделенных  ведущими авторами. В этих блоках  включены по группам макроэкономические  показатели, налоговый потенциал  и уровень собираемости налогов  по основным группам налогоплательщиков. Изучение всех этих показателей  вместе увеличит качество прогноза  налоговых поступлений.

 Последовательность перечисления  блоков вовсе не означает, что  именно в таком порядке они  подлежат разработке и изучению. Неизменными представляются лишь  места первого и последнего  блоков. Кроме того, следует иметь  в виду, что при разработке  одного из срединных блоков  может возникнуть потребность  корректировки уже разработанных  в других блоках прогнозов (в  том числе и сценарного характера) в силу значимости выявившихся  факторов и условий. Важно только, чтобы при этом обеспечивался  действительно системный подход  и согласованность всех частей  прогноза.[4]

 Первый блок - общие  принципы построения и функционирования  хозяйственного механизма:

 отношения собственности; 

 роль и место государства  в управлении экономикой;

 роль и место негосударственных  корпоративных структур, малого  и среднего предпринимательства, домашних хозяйств.

 Применительно к современному  развитию экономики особое значение  приобретают сценарные условия, определяющие основные целевые  параметры, приоритеты и направления экономической политики, ограничения и факторы социально- экономического развития.

 

 Этот блок является  определяющим для всех остальных. Необходимость его прогнозирования  вытекает из существующих в  обществе разных позиций относительно  будущего развития национальной  экономики.

 Естественно, налоговые  органы не могут и не должны  брать на себя функцию разработки  таких сценариев. Их задача - анализ  и оценка наработок других  структур, выбор наиболее вероятных  вариантов с учетом стратегии, достаточно четко сформулированной  властными органами, и определение  сценариев, которые должны быть  разработаны в последующих блоках  прогноза.

 Второй блок - макропоказатели  и параметры социально- экономического  развития экономики на перспективу: динамика и структура производимого  и используемого ВВП с учетом  инфляции, производство продукции ( товаров, работ и услуг), промежуточное  потребление в ценах производителей  и основных ценах, объемы, структура  и источники инвестиций, оборот  розничной торговли и другие.

 Этот блок также  должен не разрабатываться, а  критически оцениваться налоговыми  органами. Кроме того, показатели  прогнозов следует систематически  сопоставлять со статистическими  и оперативными данными в ретроспективном  аспекте. Все это позволит отбирать  наиболее вероятные сценарии  на будущее.

 Аналогично можно характеризовать  третий блок ( денежно- кредитная  политика), четвертый ( экспортно- импортные  отношения) и пятый блок ( консолидированный  и федеральный бюджеты - объемы  и структура доходов и расходов, источники доходов и основные  направления их использования  и т. д.). Одновременно эти блоки  должны охватывать прогнозы инфляционных ( или дефляционных) процессов, валютных  курсов, движение ставок банковского  кредита. Здесь важно подчеркнуть  необходимость систематического обмена и совместного анализа информации с Минфином России, Центробанком России.

 Шестой блок - доходы  корпораций и населения. Ключевым  моментом здесь являются достоверность  информации, методы выявления и  досчета скрытого и неформального  производства, теневого оборота; группировка  корпораций и населения по  экономически однородным агрегатам, структура доходов и расходов, дифференцированная структура налоговой  базы и т. д. Особого внимания  заслуживают прогнозы динамики  скрытого и неформального производства  и теневого оборота, которые не  только камуфлируют налоговую  базу, но и серьезно искажают  представления об истинном состоянии  национальной экономики, ее масштабах, структуре, тенденциях развития. По  оценке Госкомстата России и  отдельных специалистов доля  теневого оборота в добавленной  стоимости отраслей составляет: в сельском хозяйстве - не менее 70%, в торговле и общественном  питании - 50-70, в обшей коммерческой  деятельности по функционированию  рынка - 30-40, на грузовом транспорте - 10-20, в строительстве - 10- 15, в промышленности - 6-8%.

 Седьмой блок - прогнозирование  мотиваций и поведения корпораций  и населения, входящих в каждый  экономический агрегат, относительно  налогов и сборов в зависимости  от общей хозяйственной ситуации, а также исторически сложившегося  менталитета различных слоев  населения.

 Восьмой блок - демографический  прогноз: прогноз численности населения, его половозрастной структуры, масштабов  и векторов миграционных процессов, уровня мобильности, профессиональной  структуры трудоспособного и  занятого населения, прогноз занятости, динамики и состава пенсионного  контингента и т. п.

 Девятый блок - прогноз  изменения общей структуры налогов  и сборов, изменений их ставок  и порядка взимания, определения  более эффективного порядка использования  налогов и сборов.

 Десятый блок должен  включать в себя следующие  данные:

 прогноз налогового  потенциала и уровня собираемости  налогов по основным группам  налогоплательщиков;

 оценка эффективности  мер по соблюдению налоговой  дисциплины;

 прогноз возможных  мер по стимулированию и принуждению  налогоплательщиков;

 перспективная оценка  платежеспособности различных групп  корпоративных структур и физических  лиц;

 прогноз увеличения ( сокращения) количества налогоплательщиков  и, наконец, прогноз суммы налоговых  поступлений в прогнозируемом  периоде.

В основу налогового планирования должен быть заложен принцип минимизации потерь и выпадающих доходов бюджетной системы. Неотъемлемой частью налогового планирования должен стать анализ таких показателей, как налоговая база, использование налогового потенциала, уровень собираемости налогов и сборов, мониторинг налоговых платежей крупнейших и основных налогоплательщиков, прогнозирование показателей их экономической деятельности, налоговая нагрузка, мониторинг основных финансовых потоков и их соответствие товарно- материальным потокам, постоянная инвентаризация налоговых льгот, отсрочек и рассрочек по налоговым платежам и т. д. Ранее же господствующий в налоговом планировании метод «от достигнутого» должен быть исключен из практики.

 Одиннадцатый блок - развитие  инфраструктуры налоговых органов  страны. Здесь приобретает важнейшее  значение уровень информационно- технического оснащения налоговых  органов и степень квалификации  сотрудников.

 Значительную роль  играет четкое разграничение  перечисленных выше блоков по  горизонтам прогнозирования: краткосрочные  прогнозы - на 1 - 1,5 года, среднесрочные - до 5 лет и долгосрочные - до 10 лет. Некоторые блоки, например прогноз  инфраструктуры, могут охватывать  все три горизонта, тогда как  другие целесообразно ориентировать  преимущественно на один из  горизонтов. Это, в частности, относится  к первому и девятому блокам. Эффективность налоговой системы во многом зависит от стабильности общих принципов ее функционирования, состава налогов и ставок налогообложения. Прогнозы указанных блоков должны отвечать этому условию, т. е. быть ориентированы на долгосрочную перспективу, стимулируя тем самым предсказуемые на длительный период интересы, мотивации и поведение налогоплательщиков.

Информация о работе Налоговое прогнозирование