Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:42, реферат
Государственные доходы - это совокупность денежных отношений по формированию финансовых ресурсов государства путем распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства для выполнения задач по обороне и управлению страной, социально-экономического развития. Целью данной работы являются изучение теоретических основ и правовых форм неналоговых и налоговых доходов Российской Федерации. Задачи работы:
–дать характеристику неналоговых и налоговых доходов российского бюджета;
–рассмотреть структуру неналоговых и налоговых доходов бюджета.
Введение 3
1. Доходы бюджетов. Сущность и виды доходов бюджетов 4
2. Сущность и функции налогов 5
3. Характеристика неналоговых доходов российского бюджета 7
4. Экономическое содержание налоговых доходов бюджетов 10
5. Проблемы и пути совершенствования налоговых доходов Российской Федерации 15
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Как правило, большинство
Вместе с тем для неналоговых доходов государства характерны некоторые особенности, отличающие их от государственных налогов. Во-первых, большинство неналоговых платежей имеют двусторонннй характер. То есть субъекты правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинства неналоговых платежей, имеют взаимные права и обязанности. Так, государство, взимая неналоговые платежи, обязано совершить соответствующие действия в пользу плательщиков этих платежей, -например, предоставить право на занятие какой-либо деятельностью и т.п. В свою очередь, плательщики неналоговых платежей вправе потребовать от государственных органов совершения в свою пользу соответствующих действий. Такая взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинству неналоговых платежей, придает им характер возмездности. Во-вторых, в отличие от налогов, которые всегда являются обязательными платежами, неналоговые доходы могут иметь форму обязательных и добровольных платежей. Большая часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. Их обязательность подтверждается принудительным взысканием в определенном порядке в случае неуплаты в предусмотренных случаях.
Методы привлечения
В-третьих, особенностью неналоговых платежей является и то, что для них в большей степени, чем для налогов, характерен признак целевой направленности. Целевое направление использования неналоговых доходов устанавливается при введении неналоговых платежей и закрепляется в правовых актах, определяющих порядок исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые доходы государства, как правило, аккумулируются в государственных бюджетных и внебюджетных фондах, формируемых на федеральном уровне и уровне субъектов российской Федерации. Однако поступления по некоторым неналоговым доходам государства могут передаваться органам местного самоуправления для зачисления их в соответсвующие местные бюджеты в порядке, установленном законодательством.
Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:
1. Доходы от использования
• средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
• средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
• средства, получаемые от
передачи имущества, находящегося в
государственной или
• средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;
• плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
• доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;
• часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей;
• другие доходы от использования
имущества, находящегося в государственной
или муниципальной
2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:
• средства от продажи уставного
капитала организаций, находящихся
в государственной или
• средства от продажи акций, находящихся в собственности государства;
• доходы от реализации государственных запасов и резервов;
• доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, земли и нематериальных активов;
• иные доходы.
3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти. Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
4. Средства, полученные в результате
применения мер гражданско-
5. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
6. Иные неналоговые доходы.
Неналоговые доходы бюджетов
разных уровней имеют
Как правило, большинство
Таким образом, неналоговые доходы-
это такая категория доходов
государственного бюджета,
4. Экономическое содержание налоговых доходов бюджетов
Изучение доходов бюджетов
Главная роль принадлежит внутренним источникам: национальному богатству, валовому внутреннему продукту (ВВП), национальному доходу.
Внешние источники — доходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью.
Основной материальный источник доходов государства — ВВП. Государственные доходы в первую очередь создаются в процессе перераспределения ВВП. Перераспределение идет через государственный бюджет и другие звенья финансовой системы: внебюджетные фонды, страхование и др. Важнейшими инструментами перераспределения являются налоги. Именно налоговые поступления на 80—90% формируют бюджеты государства.
Налоговые доходы — это предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах бюджетов в этой части учитываются предоставленные налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей.
Налоговые доходы по форме поступления в бюджет делятся на закрепленные и регулирующие доходы.
Закрепленные доходы — доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.
Регулирующие доходы — доходы, которые в целях балансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.
Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны, как правило, составлять не менее 50% суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.
Государство без налогов существовать не может, поскольку налоги есть главный инструмент мобилизации доходов в условиях рыночных отношений. Налоги, участвуя в перераспределении национального дохода, выступают специфической формой производственных отношений, которые формируют общественное содержание налогов. Налоги как часть распределительных отношений отражают закономерности производства.
Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, т.е. представляют собой реальную сумму денежных средств, мобилизуемую государством. Часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения предопределяет одностороннее движение стоимости от налогоплательщика к государству без прямого эквивалентного обмена.
Налогообложение относится к той сфере общественной жизни, которая непосредственно касается интересов всех и каждого. В налогах преломляются важнейшие экономические, социальные, политические проблемы жизни общества. Реформирование экономики на основе развития разных форм собственности вызвало особый интерес в отношении практического использования налоговых форм.
В экономической литературе дается множество трактовок сущности налога. В целом налог — это обязательный сбор с юридических и физических лиц, проводимый государством на основе законодательства. Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Следовательно, экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан с одной стороны и государства — с другой.
Налоги призваны во-первых, предупредить сбои в системе распределения, во-вторых, заинтересовать хозяйствующие субъекты в развитии той или иной деятельности.
Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют две функции: фискальную и стимулирующую, каждая из которых проявляет внутреннее содержание, признаки и черты данной финансовой категории.
Фискальная функция — основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные фонды денежных средств, т.е. материальные условия для жизнедеятельности государства. Именно рассматриваемая функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев общества.
Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Доля государства в перераспределении национального дохода составляет около 60%. Фискальная функция создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. налоги обусловливают стимулирующую функцию.
Стимулирующая функция проявляется в том, что налоги как активный элемент перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи.