Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 10:56, курсовая работа
Цель курсовой работы непосредственно заключается в анализе существующих в Российской Федерации налоговых правонарушений путем исследования понятия, признаков, состава и видов налогового правонарушения, а также разграничения налоговых правонарушений, налоговых преступлений и правонарушений в сфере налогообложения, предусмотренных КоАП РФ. Кроме того, важным аспектом изучения является анализ понятия налоговой санкции и мер ответственности, предусмотренных НК РФ за совершение налоговых правонарушений.
Введение
1. Общая характеристика налогового правонарушения
1.1. Понятие, признаки и состав налогового правонарушения
1.2. Виды налоговых правонарушений
1.3. Разграничение налоговых правонарушений, налоговых преступлений и правонарушений в сфере налогообложения, предумотренных КоАП РФ
2. Ответственность за совершение налоговых правонарушений
2.1. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
2.2. Понятие и характеристика налоговой санкции
2.3. Меры ответственности, предусмотренные НК РФ за совершение налогового правонарушения
Заключение
Некоторые правонарушения, хотя и отнесены Налоговым Кодексом к налоговым правонарушениям и за их совершение ответственность назначается, в соответствии с правилами назначения ответственности за налоговое правонарушение имеют, скорее, административно-правовую природу. Таковыми правонарушениями являются:
Кроме того, все налоговые правонарушения можно классифицировать по различным критериям.
«По характеру общественных отношений, на которые посягают налоговые правонарушения, можно выделить следующие группы (виды) налоговых правонарушений:
нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по постановке на учет в налоговых органах (составы правонарушений, предусмотрены ст. 116-118 Налогового кодекса РФ);
нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения налогового учета: учета объектов налогообложения, доходов и расходов, представление в налоговый орган налоговых деклараций (составы правонарушений, предусмотрены ст. 119, 120, 129.2 Налогового кодекса РФ);
нарушения, связанные с неисполнением обязанности по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (составы правонарушений, предусмотрены ст. 122, 123 Налогового кодекса РФ);
нарушения, связанные
с воспрепятствованием
«В зависимости от объекта можно выделить два вида налоговых правонарушений:
1) нарушения, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие проведение налогового контроля (ст. ст. 116-119, 124-129.1,132, 135.1 НК РФ);
2) нарушения, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие уплату налогов (ст. ст. 120-123, 125,133-135 НК РФ)»6.
«В зависимости от наступления общественно опасных последствий для наступления налоговой
ответственности налоговые правонарушения подразделяются на две категории:
1) правонарушения с
материальным составом. Указанные
противоправные деяния
оконченными исключительно в момент наступления вредных последствий;
2) правонарушения с формальным составом. Для наступления налоговой ответственности за такие деяния обязательного наступления общественно опасных последствий не требуется. Правонарушение считается оконченным в момент совершения деяния»7.
1.3. Разграничение налоговых правонарушений, налоговых преступлений и налоговых правонарушений, предусмотренных КоАП РФ
В сфере налоговых правоотношений, в зависимости от степени общественной опасности, все правонарушения можно подразделить на налоговые преступления (меры ответственности, за которые предусмотрены нормами уголовного права) и правонарушения, которые не имеют характера налогового преступления.
«Основаниями привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах являются:
• налоговые правонарушения;
• нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (до принятия КоАП РФ они также именовались налоговыми проступками);
• преступления, связанные с нарушением законодательства оналогах и сборах (налоговые преступления)»8.
В сфере налогообложения можно выделить три вида налоговых правонарушений:
Таким образом, основным
критерием разграничения
Так, ответственность за совершение административных правонарушений в сфере налогообложения устанавливается в соответствии с Кодексом об Административных правонарушениях РФ, а именно соответствующими статьями главы 15 КоАП РФ, которая называется «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг».
Что же касается
непосредственно налоговых
Кроме того, ответственность за совершение налоговых преступлений устанавливается в соответствии с Уголовным Кодексом РФ, а именно соответствующими статьями главы 22 УК РФ, которая называется «Преступления в сфере экономической деятельности».
При этом следует отметить, что сам термин "налоговое правонарушение" может пониматься в «узком» и «широком» смыслах.
В «широком» смысле налоговое правонарушение представляет собой любое виновное наказуемое противоправное деяние, совершенное в сфере налогообложения, выражающееся в нарушении норм законодательства о налогах и сборах и налогового законодательства в целом, вне зависимости от того, нормами какой отрасли законодательства установлена конкретная ответственность за совершение такого противоправного деяния.
Налоговое правонарушение в "узком" смысле представляет собой виновно совершенное в сфере налогообложения противоправное (т.е. в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за совершение которого установлена юридическая ответственность законодательством о налогах и сборах (ст. 106 НК РФ).
Что же касается определения налогового преступления, то оно отсутствует как в НК РФ, так и в УК РФ. Однако, учитывая положения УК РФ, такое понятие можно сформулировать.
В юридической литературе существует множество определений налоговых преступлений, однако рассмотрим следующее определение налогового преступления.
«Налоговое преступление – вид налогового правонарушения, содержащий все признаки уголовно наказуемого деяния: преступное поведение, выражающееся в действии или бездействии; общественная опасность; уголовная противоправность»9.
Общественная опасность налоговых преступлений заключается в умышленном невыполнении лицом конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ) .
В российском уголовном законодательстве предусмотрено три вида налоговых преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов:
- уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физических лиц (ст.194 УК РФ)
- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физических лиц (ст.198 УК РФ)
- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст.199 УК РФ)
Следует отметить, что налоговые преступления по своей сути имеют высокую степень общественной опасности, поскольку налоговые преступления, например в отличие от иных видов налоговых правонарушений, наносят значительный ущерб и вред бюджетной системе государства.
Таким образом, можно сделать вывод, что налоговые правонарушения, не являющиеся налоговыми преступлениями, представляют меньшую общественную опасность и закрепляются не Уголовным Кодексом Российской Федерации, а иными нормативно-правовыми актами. Кроме того, они влекут за собой не наказание (как преступления), а взыскания (в виде денежных штрафов).
На основании п. 2 ст. 10 НК РФ, имеются существенные отличия и по порядку привлечения к ответственности за совершение налоговых преступлений и иных налоговых правонарушений, а именно, производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, следует отметить, что конструкция состава правонарушения позволяет разграничить налоговые правонарушения, нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений и налоговые преступления.
«Объективная сторона. Налоговые преступления в отличие от налоговых правонарушений и административных проступков характеризуются повышенной степенью общественной опасности. В конструкции состава налогового преступления это проявляется путем указания на совершение деяния в крупном размере или особо крупном размере (ст. 198-199.2 УК РТФ).
Субъекты. Субъектами налоговых правонарушений могут быть как физические лица, так и организации, субъектами же административных проступков в области налогов и сборов могут быть только должностные лица (специальный субъект), а субъектами преступления – только физические лица.
Субъективная сторона. Различен подход к определению вины в совершении налогового правонарушения, административного проступка и налогового преступления. Так совершение лицом деяния во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения исключает преступность деяния (ст. 42 Уголовного кодекса РФ).
В то же время это обстоятельство не исключает наличие состава налогового правонарушения или административного проступка. Различны обстоятельства, признаваемые в качестве смягчающих (отягчающих) ответственность за совершение налогового правонарушения, административного проступка и налогового преступления (ст. 112 Налогового кодекса РФ, ст. 4.2, 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 61, 62 Уголовного кодекса РФ).
Таковы основные критерии
разграничения налоговых
2. Ответственность
за совершение налогового
2.1. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
Рассмотрим порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
«Решение о привлечении
налогоплательщика к
Налоговый Кодекс РФ предусматривает общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с п. 1 ст. 108 НК РФ, никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
На основании п. 2 ст. 108 НК РФ, никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения, (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ).
Как указано в п. 3 ст. 108 НК РФ, основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу; (п. 3 в ред. Федерального закона от 29.12.2009 N 383-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 108 Налогового Кодекса РФ, Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Как указано в п. 5 ст. 108 НК РФ, привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени; (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 108 НК РФ, лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке (речь идёт о презумпции невиновности налогоплательщика). Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.
Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица; (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 04.11.2005 N 137-ФЗ).
Информация о работе Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение