Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:05, доклад
Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов, налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности, связанные с налогообложением.
Любой налогоплательщик (плательщик
сборов) вправе уполномочить физическое
или юридическое лицо представлять его
интересы в налоговых органах и перед
другими участниками налоговых отношений.
Такой представитель именуется уполномоченным представителем.
Уполномоченный
представитель налогоплательщика-организации
осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой
в порядке, установленном гражданским
законодательством РФ. При этом следует
отметить, что действие либо бездействие
уполномоченного представителя налогоплательщика-организации
не признается автоматически действием
либо бездействием самого налогоплательщика,
как это имеет место для законного представителя.
Уполномоченный
представитель налогоплательщика -физического лица
осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной
доверенности или доверенности, приравненной
к нотариально удостоверенной в соответствии
с гражданским законодательством РФ.
Лицам, которые в силу служебного положения
могут влиять на выполнение налогоплательщиком
своих обязанностей, не дано право быть его
представителями по назначению.
К таким лицам относятся:
должностные лица налоговых и таможенных органов;
органов государственных внебюджетных
фондов;
органов внутренних дел;
судьи;
следователи;
прокуроры.
5
Содержание налогового правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности его участников. Основным содержанием являются обязанность налогоплательщика уплатить налог в соответствии с требованием законодательства и обязанность компетентных органов обеспечить эту уплату, все иные права и обязанности являются произ-водными от этих главных.
5
Фактическим содержанием налогового правоотношения являются сами действия, в которых реализуются права и обязанности.
Юридическим содержанием налоговых правоотношений являются права и обязанности их участников.
Основным содержанием
Невыполнение
6
Права налогоплательщика
Остановимся более подробно на отдельных правах налогоплательщиков.
Прежде всего следует отметить,
что Налоговый кодекс гарантирует
административную и судебную защиту
прав и законных интересов налогоплательщиков.
Права налогоплательщиков обеспечиваются
также соответствующими обязанностями
должностных лиц налоговых
Особого внимания требует право налогоплательщиков не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц. Каждое решение налогоплательщика об неисполнении актов и требований налоговых органов должно быть обоснованным, так как отказ от исполнения скорее всего вызовет спор между налоговым органом и налогоплательщиком, и налогоплательщику следует быть готовым доказывать неправомерность предъявленных ему актов и требований в суде.
Налогоплательщик, в частности, обязан:
Налоговым кодексом предусмотрена также обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей представлять в налоговые органы по месту учета в строго установленные сроки дополнительные сведения, связанные с их деятельностью:
Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, срок для уведомления налоговых органов начинает течь с момента внесения соответствующих изменений и дополнений в учредительные документы.
Обязанность организаций и физических
лиц сообщать об изменении места
нахождения (жительства) установлена
в целях осуществления
7.
Государство как обязательный субъект налоговых правоотношений
опосредует свое участие в указанных правоотношениях через
осуществление полномочий специальных
государственных органов, созданных для
осуществления контроля и надзора за надлежащим
исполнением публично-правовой обязанности
(обязательства) по уплате налогов и сборов.
В системе органов
финансовые органы Российской Федерации;
налоговые органы Российской
Федерации;
таможенные органы Российской Федерации.
Финансовые органы представлены Минфином России, органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления,
уполномоченными в области финансов.
Органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления,
уполномоченные в области финансов, могут
быть представлены в зависимости от системы
и структуры органов власти субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований
министерствами финансов, управлениями
или департаментами финансов субъектов Российской
Федерации или финансовыми отделами муниципальных
образований.
Налоговые органы Российской Федерации представлены федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным
по контролю и надзору в области налогов и сборов, которым
является ФНС России и ее территориальные
органы.
Таможенные органы РФ представлены федеральным органом ис-полнительной
власти, уполномоченным по контролю и
надзору в области таможенного дела, которым
является ФТС России и ее территориальные
органы.
Минфин России является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере
Минфин России осуществляет координацию
и контроль деятельности находящихся
в его ведении ФНС России, Федеральной
службы страхового надзора, Федеральной
службы финансово-бюджетного надзора
и Федеральной службы по финансовому
мониторингу, а также контроль за
исполнением ФТС России нормативных
правовых актов по вопросам исчисления
и взимания таможенных платежей, определения
таможенной стоимости товаров и
транспортных средств.
Минфин России осуществляет следующие
полномочия:
принимает следующие нормативные правовые
акты:
а) формы налоговых деклараций,
расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;
б) форму таможенного приходного ордера,
на основании которого производится уплата
таможенных пошлин, налогов физическими лицами
при перемещении товаров для личных, семейных,
домашних и иных не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности нужд
при декларировании товаров;
в) форму требования об уплате таможенных
платежей;
дает письменные разъяснения по вопросам
применения законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах.
Налоговые органы Российской Федерации (далее — налоговые органы) представляют собой единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Правой статус налоговых органов определяют
НК РФ (гл. 5), Закон о налоговых органах РФ,
а также постановление Правительства
РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».
Система налоговых органов включает:
ФНС России;
Управления ФНС России по субъектам Российской
Феде-рации;
межрегиональные инспекции ФНС России;
инспекции ФНС России по районам, районам
в городах, городам без районного деления;
инспекции ФНС России межрайонного уровня.
Система налоговых органов базируется
на принципах единства и централизации.
Важнейшим звеном, определяющим правовой
статус налоговых органов, является
их компетенция, т.е. совокупность властных
полномочий и обязанностей. Полномочия налоговых органов определяются
НК РФ и федеральными законами. Компетенция налоговых органов непосредственно
реализуется ФНС России и ее территориальными
органами.