Налоговые правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:05, доклад

Описание работы

Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов, налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности, связанные с налогообложением.

Файлы: 1 файл

тема 4.docx

— 47.50 Кб (Скачать файл)

Налоговые органы вправе (ст. 31 НК РФ):  
требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;  

проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;  
производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или

налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;  
 
приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ;  
в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ,

осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные  с содержанием объектов налогообложения  независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок  проведения инвентаризации имущества  налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфином России;  
определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогопла-тельщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных по-мещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности ис-числить налоги;  
требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;  
взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ;  

 
ФНС России наделена следующими полномочиями1:  
осуществляет контроль и надзор:  
а) за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;  
б) осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами;  
в) соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;  
г) полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;  
д) проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;  
е) соблюдением организатором азартных игр требований, установленных законом;  
выполняет следующие функции:  
а) бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;  
б) осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;  
в) принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;  
г) осуществляет иные функции в установленной сфере дея-тельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.  
ФНС России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.  
Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.  
Составным элементом компетенции налоговых органов являются их обязанности.  

Помимо налоговых органов участниками налоговых правоотношений являются таможенные органы.  
В систему таможенных органов включаются федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей та-моженные органы Российской Федерации. Таможенные органы яв-ляются субъектами налоговых правоотношений, связанных с взима-нием только двух налогов: налога на добавленную стоимость и акци-зов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.  

В настоящее время законодательство о налогах и сборах не включает таможенные пошлины и сборы в  систему федеральных налогов и сборов. Отношения, связанные с установлением, введением и взи-манием таможенных пошлин и сборов, в настоящее время регулиру-ются в полном объеме таможенным законодательством Российской Федерации.  
Следует отметить, что таможенные и налоговые правоотношения тесно взаимосвязаны, прежде всего в сфере определения компетенции указанных органов, а также в сфере взимания таможенных платежей.  
Для осуществления возложенных функций таможенные органы имеют свою систему, включающую в себя:  
ФТС России;  
региональные таможенные управления;  
таможни;  
таможенные посты.  
Таможенные органы пользуются правами и исполняют обязан-ности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при переме-щении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Феде-рации, НК РФ, иными актами законодательства о налогах и (или) сборах, а также федеральными законами.  
Таможенные органы осуществляют в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации, привлечение к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

 

8

 

Банки являются субъектами налоговых правоотношений, обеспечивающими налоговые изъятия и наделенными в связи с этим соответствующими правами и обязанностями. Участие банков в налоговых отношениях носит более сложный по сравнению с иными участниками налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, характер. Поскольку банки не имеют собственного имущественного интереса при исполнении платежных поручений на перечисление налогов в бюджет (внебюджетный фонд), то они в большей степени являются субъектами налоговых отношений организационного характера, нежели имущественного, например, по сообщению налоговым органам необходимых сведений о счетах и операциях с денежными средствами по счетам налогоплательщиков и др.

В налоговых правоотношениях банки  участвуют не только в связи с  исполнением ими платежных документов, инкассовых поручений и решений налоговых органов (например, решений о приостановлении операций по счетам и др.), но и в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов (например, в отношении своих работников).

Специальная правосубъектность коммерческих банков как субъектов налоговых правоотношений — это способность и возможность иметь и осуществлять права и обязанности, нести ответственность в пределах своей компетенции в налоговых отношениях.

Особенность специальной правосубъектности  банков:

  • способность выступать в налоговых отношениях не только в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, но и в качестве организаций, принимающих и зачисляющих налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов).

налоговые агенты — лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению (частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и др.) в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;

Налоговыми агентами называют лиц, на которых законодательством возложена обязанность исчислять налог с сумм, выплачиваемых ими налогоплатещику, удерживать этот налог и перечислять  его в бюджет или внебюджетные фонды. Иногда вместо понятия «налоговый агент» используется синонимичное понятие «фискальный агент»

На частных лиц обязанности  налоговых агентов российское законодательство возлагает в нескольких случаях

Налоговый агент  сам исчисляет сумму налога из дохода налогоплательщика до выплаты  последнему его дохода, поэтому в  данном случае налог уплачивается у  источника дохода. Налогоплательщик как бы авансирует государство, уплачивая  налог раньше, чем получает доход.

Налоговый агент  сам исчисляет сумму налога из дохода налогоплательщика до выплаты  последнему его дохода, поэтому в  данном случае налог уплачивается у  источника дохода. Налогоплательщик как бы авансирует государство, уплачивая  налог раньше, чем получает доход.

Во-первых,  организации и предприниматели,  выплачивающие доходы  гражданам,  обязаны  рассчитать,  удержать и  перечислить в бюджет сумму подоходного налога с физических лиц, а в пенсионный фонд РФ — сумму взносов

Во-вторых, при выплате хозяйственным  обществом процентов или дивидендов учредителю (акционеру) — юридическому лицу удержание налога на доход производится также у источника выплаты

В-третьих, организация, выплачивающая  иностранному юридическому лицу сумму  доходов от источников в РФ, обязана  удержать и перечислить в бюджет налог на доходы иностранных юридических  лиц

В-четвертых, налог на добавленную  стоимость с иностранны4 юридических лиц, реализующих на территории РФ товары (работы услуги), также удерживается российскими организациями, производящими расчеты с этими лицами

Нетрудно заметить, что введение института налогового агента обусловлено  простыми причинами В отношении  иностранных лиц не существует другого  надежного способа обеспечить гарантированное поступление в бюджет причитающихся с них сумм налогов. Что касается взимания налогов с граждан у источника выплаты доходов, то необходимо учесть, что далеко не все способны разобраться в налоговом законодательстве и правильно рассчитать сумму платежа Бухгалтерия организации — источника выплаты справится с этим лучше Взимание налога у источника выплаты Дохода обеспечивает равномерные поступления в бюджет Сравнительно ограниченное число налоговых агентов легче проконтролировать, чем армию налогоплательщиков Взимание налога у источника выплаты дохода уменьшает возможности уклониться от налогообложения.

Существенным является условие, в  соответствии с которым обязанности  налоговых агентов распространяются только на суммы, выплачиваемые ими налогоплательщикам непосредственно. Источником удержания налога могут быть только причитающиеся налогоплательщику доходы. Правило о том, что налогоплательщик уплачивает налог лично, т.е. за свой счет, должно соблюдаться и при удержании налога налоговым агентом.

При невозможности удержания налога (например, в случае, когда налоговый агент рассчитывается с налогоплательщиком не в денежной, а в натуральной форме) обязанности налогового агента ограничиваются необходимостью в течение одного месяца письменно сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика. Сообщение подается в налоговую инспекцию, где налоговый агент состоит на учете. Этот налоговый орган информирует налоговую инспекцию по месту регистрации налогоплательщика.


Информация о работе Налоговые правоотношений