Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:05, доклад
Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов, налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности, связанные с налогообложением.
Налоговые органы вправе (ст. 31 НК РФ):
требовать от налогоплательщика или налогового агента документы
по формам, установленным государственными
органами и органами местного самоуправления,
служащие основанием для исчисления и
уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы,
подтверждающие правильность исчисления
и своевременность уплаты (удержания и
перечисления) налогов, сборов;
проводить налоговые проверки в порядке,
установленном НК РФ;
производить выемку документов у налогоплательщика,
плательщика сбора или
налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях,
когда есть достаточные основания полагать,
что эти документы будут уничтожены, сокрыты,
изменены или заменены;
приостанавливать операции по счетам
налогоплательщика, плательщика сбора
или налогового агента в банках
и налагать арест на имущество налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового агента в порядке,
предусмотренном НК РФ;
в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ,
осматривать любые используемые налогоплательщиком
для извлечения дохода либо связанные
с содержанием объектов налогообложения
независимо от места их нахождения
производственные, складские, торговые
и иные помещения и территории,
проводить инвентаризацию принадлежащего
налогоплательщику имущества. Порядок
проведения инвентаризации имущества
налогоплательщика при налогово
определять суммы налогов, подлежащие уплате
налогоплательщиками в бюджетную систему
Российской Федерации, расчетным путем
на основании имеющейся у них информации
о налогоплательщике, а также данных об
иных аналогичных налогоплательщиках
в случаях отказа налогопла-тельщика допустить
должностных лиц налогового органа к осмотру
производственных, складских, торговых
и иных по-мещений и территорий, используемых
налогоплательщиком для извлечения дохода
либо связанных с содержанием объектов
налогообложения, непредставления в течение
более двух месяцев налоговому органу необходимых
для расчета налогов документов, отсутствия
учета доходов и расходов, учета объектов
налогообложения или ведения учета с нарушением
установленного порядка, приведшего к
невозможности ис-числить налоги;
требовать от налогоплательщиков, плательщиков
сборов, налоговых агентов, их
представителей устранения выявленных
нарушений законодательства о налогах
и сборах и контролировать выполнение
указанных требований;
взыскивать недоимки, а также пени, проценты
и штрафы в случаях и порядке, которые
установлены НК РФ;
ФНС России наделена следующими
полномочиями1:
осуществляет контроль и надзор:
а) за соблюдением законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах, а также
принятых в соответствии с ним нормативных
правовых актов, правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях,
предусмотренных законодательством Российской
Федерации, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующий бюджет иных обязательных
платежей;
б) осуществлением валютных операций резидентами
и нерезидентами, не являющимися кредитными
организациями или валютными биржами;
в) соблюдением требований к контрольно-кассовой
технике, порядком и условиями ее регистрации
и применения;
г) полнотой учета выручки денежных средств
в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
д) проведением лотерей, в том числе за
целевым использованием выручки от проведения
лотерей;
е) соблюдением организатором азартных
игр требований, установленных законом;
выполняет следующие функции:
а) бесплатно информирует (в том числе
в письменной форме) налогоплательщиков
о действующих налогах и сборах, законодательстве
о налогах и сборах и принятых в соответствии
с ним нормативных правовых актах, порядке
исчисления и уплаты налогов и сборов, правах
и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их
должностных лиц, а также предоставляет
формы налоговой отчетности
и разъясняет порядок их заполнения;
б) осуществляет в установленном законодательством
Российской Федерации порядке возврат
или зачет излишне уплаченных или излишне
взысканных сумм налогов и сборов, а также
пеней и штрафов;
в) принимает в установленном законодательством
Российской Федерации порядке решения
об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
г) осуществляет иные функции в установленной
сфере дея-тельности, если такие функции
предусмотрены федеральными законами,
нормативными правовыми актами Президента
РФ или Правительства РФ.
ФНС России не вправе осуществлять в установленной
сфере деятельности нормативно-правовое
регулирование, кроме случаев, устанавливаемых
федеральными законами, указами Президента
РФ и постановлениями Правительства РФ.
Вышестоящие налоговые органы вправе
отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае
несоответствия указанных решений законодательству
о налогах и сборах.
Составным элементом компетенции налоговых органов являются
их обязанности.
Помимо налоговых органов участниками налоговых правоотношений
являются таможенные органы.
В систему таможенных органов включаются
федеральная служба, уполномоченная в
области таможенного дела, и подчиненные
ей та-моженные органы Российской Федерации.
Таможенные органы яв-ляются субъектами налоговых правоотношений,
связанных с взима-нием только двух налогов: налога на добавленную
стоимость и акци-зов, уплачиваемых в связи
с перемещением товаров и транспортных
средств через таможенную границу Российской
Федерации.
В настоящее время
Следует отметить, что таможенные и налоговые правоотношения
тесно взаимосвязаны, прежде всего в сфере
определения компетенции указанных органов,
а также в сфере взимания таможенных платежей.
Для осуществления возложенных функций
таможенные органы имеют свою систему,
включающую в себя:
ФТС России;
региональные таможенные управления;
таможни;
таможенные посты.
Таможенные органы пользуются правами
и исполняют обязан-ности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при переме-щении
товаров через таможенную границу Российской
Федерации в соответствии с таможенным
законодательством Российской Феде-рации,
НК РФ, иными актами законодательства
о налогах и (или) сборах, а также федеральными
законами.
Таможенные органы осуществляют в порядке,
установленном таможенным законодательством
Российской Федерации, привлечение к ответственности
лиц за нарушение законодательства о налогах
и сборах в связи с перемещением товаров
через таможенную границу Российской
Федерации.
8
Банки являются субъектами налоговых правоотношений, обеспечивающими налоговые изъятия и наделенными в связи с этим соответствующими правами и обязанностями. Участие банков в налоговых отношениях носит более сложный по сравнению с иными участниками налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, характер. Поскольку банки не имеют собственного имущественного интереса при исполнении платежных поручений на перечисление налогов в бюджет (внебюджетный фонд), то они в большей степени являются субъектами налоговых отношений организационного характера, нежели имущественного, например, по сообщению налоговым органам необходимых сведений о счетах и операциях с денежными средствами по счетам налогоплательщиков и др.
В
налоговых правоотношениях
Специальная правосубъектность коммерческих банков как субъектов налоговых правоотношений — это способность и возможность иметь и осуществлять права и обязанности, нести ответственность в пределах своей компетенции в налоговых отношениях.
Особенность специальной правосубъектности банков:
налоговые агенты — лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению (частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и др.) в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;
Налоговыми агентами называют лиц, на которых законодательством возложена обязанность исчислять налог с сумм, выплачиваемых ими налогоплатещику, удерживать этот налог и перечислять его в бюджет или внебюджетные фонды. Иногда вместо понятия «налоговый агент» используется синонимичное понятие «фискальный агент»
На частных лиц обязанности налоговых агентов российское законодательство возлагает в нескольких случаях
Налоговый агент сам исчисляет сумму налога из дохода налогоплательщика до выплаты последнему его дохода, поэтому в данном случае налог уплачивается у источника дохода. Налогоплательщик как бы авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получает доход.
Налоговый агент сам исчисляет сумму налога из дохода налогоплательщика до выплаты последнему его дохода, поэтому в данном случае налог уплачивается у источника дохода. Налогоплательщик как бы авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получает доход.
Во-первых, организации и предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму подоходного налога с физических лиц, а в пенсионный фонд РФ — сумму взносов
Во-вторых, при выплате хозяйственным
обществом процентов или
В-третьих, организация, выплачивающая иностранному юридическому лицу сумму доходов от источников в РФ, обязана удержать и перечислить в бюджет налог на доходы иностранных юридических лиц
В-четвертых, налог на добавленную стоимость с иностранны4 юридических лиц, реализующих на территории РФ товары (работы услуги), также удерживается российскими организациями, производящими расчеты с этими лицами
Нетрудно заметить, что введение института налогового агента обусловлено простыми причинами В отношении иностранных лиц не существует другого надежного способа обеспечить гарантированное поступление в бюджет причитающихся с них сумм налогов. Что касается взимания налогов с граждан у источника выплаты доходов, то необходимо учесть, что далеко не все способны разобраться в налоговом законодательстве и правильно рассчитать сумму платежа Бухгалтерия организации — источника выплаты справится с этим лучше Взимание налога у источника выплаты Дохода обеспечивает равномерные поступления в бюджет Сравнительно ограниченное число налоговых агентов легче проконтролировать, чем армию налогоплательщиков Взимание налога у источника выплаты дохода уменьшает возможности уклониться от налогообложения.
Существенным является условие, в
соответствии с которым обязанности
налоговых агентов
При невозможности удержания налога (например, в случае, когда налоговый агент рассчитывается с налогоплательщиком не в денежной, а в натуральной форме) обязанности налогового агента ограничиваются необходимостью в течение одного месяца письменно сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика. Сообщение подается в налоговую инспекцию, где налоговый агент состоит на учете. Этот налоговый орган информирует налоговую инспекцию по месту регистрации налогоплательщика.