Налоговые правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Наша цель в работе – это разобраться в понятиях «налоговые правоотношения», «субъекты налоговых правоотношений» и «защита прав субъектов налоговых правоотношений», а также в способах их защиты.

Содержание работы

Введение 3 стр.

Налоговые правоотношения 4 стр.

Субъекты налоговых правоотношений 5 стр.

Защита прав и интересов субъектов
налоговых правоотношений 7 стр.

Заключение 15 стр.
Список используемой литературы 17 стр.

Файлы: 1 файл

налоговое курсовая.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования и науки российской федерации                                                  

  ФГОУ СПО «Вельский  экономический техникум Архангельской                                                                                       области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине:

 

«Налоговое право»

                                    

 

 

 

 

                                            

                                                                       Специальность:030503

                                                                       «Правоведение»

                                                                       

                                                                        Выполнила студентка 5 курса

                                                                        группы П-51з

                                                                        Логунова Марина Анатольевна                                                                        

                                                                        Проверила: Истомина

                                                                        Людмила Валентиновна

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Вельск

                                                    2011 год

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение                                                                                             3 стр.

 

  1. Налоговые правоотношения                                                           4 стр.

 

  1. Субъекты налоговых правоотношений                                          5 стр.

 

  1. Защита прав и интересов субъектов 

     налоговых  правоотношений                                                            7 стр.

 

5. Заключение                                                                                        15 стр.

 

6. Список используемой  литературы                                                  17 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Тема данной курсовой работы «Правовая защита прав и интересов субъектов налоговых правоотношений». Эта тема актуальна в силу того, что потребность в защите прав граждан и юридических лиц, как правило, обусловлена разногласиями и спорами по применению законодательства, в том числе и налогового, между субъектами соответствующих правоотношений. В широком смысле система защиты прав налогоплательщиков и других участников налоговых правоотношений предполагает наличие четких правил налогового законотворчества, строгого надзора за деятельностью налоговых органов, простых и эффективных способов разрешения конфликтов. В узком понимании речь идет о возможности обратиться к соответствующему должностному лицу (органу) для рассмотрения законности и обоснованности требований, предъявленных к налогоплательщику налоговыми органами.

В Российской Федерации  права и законные интересы граждан защищены и гарантируются Конституцией РФ (в первую очередь - гл.2),конституциями республик в составе России, конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ и другими нормативными правовыми актами. Защита прав налогоплательщиков осуществляется всеми способами защиты гражданских прав.

Российским законодательством предусмотрены два основных способа защиты прав и законных интересов субъектов налоговых правоотношений - административный и судебный. Они применяются при защите прав не только налогоплательщиков - юридических и физических лиц, но и государства. От имени последнего выступают государственные налоговые (финансовые) органы, являющиеся второй обязательной стороной всех налоговых правоотношений.

Наша цель в работе – это разобраться в понятиях «налоговые правоотношения», «субъекты налоговых правоотношений» и «защита прав субъектов налоговых правоотношений», а также в способах их защиты.

НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

 

Налоговые правоотношения – это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.

Налоговое правоотношение обладает следующими особенностями: это общественное отношение, то есть отношение между юридическими или физическими лицами, имеющее общественную значимость. Личные взаимоотношения, например, конкретного налогоплательщика - индивидуального предпринимателя и руководителя какого-либо налогового органа не имеют общественной значимости и не нуждаются в специальном правовом регулировании нормами налогового права; правовое отношение по поводу денежных средств, возникающее (развивающееся и прекращающееся) исключительно в сфере налогообложения; социально значимое отношение - регулируется нормами налогового права.

Налоговые правоотношения по существу являются нормативными правовыми  отношениями; они неразрывно связаны  с нормами налогового права - возникают и прекращаются на основе, в соответствии и в рамках норм налогового права; представляет собой юридическую связь субъектов таких правовых отношений посредством субъективных прав и юридических обязанностей. При этом субъективное право принадлежит управомоченному лицу (например, налоговому органу), которое обладает определенными правомочиями. Носитель юридической обязанности является в правоотношении обязанным лицом и выступает в качестве налогоплательщика, который обязан совершить в пользу государства определенные юридически значимые действия либо воздержаться от каких-либо действий; основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений предусмотрены в налоговом законодательстве.

 

СУБЪЕКТЫ НАЛОГНОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

Субъекты налоговых правоотношений - это его участники (стороны). Субъекты налогового права реализуют свои права и обязанности, вступая в налоговые правоотношения.

Можно выделить три группы субъектов:

    • Органы власти, уполномоченные обеспечить полноту и своевременность поступления налогов, - налоговые органы, таможенные органы, финансовые органы, органы налоговой полиции и др.;
    • Налогоплательщики: а) юридические лица, а также их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и счет в банке, занимающиеся предпринимательской деятельностью, получающие доходы на территории РФ, имеющие имущество в РФ и т.д.; б) физические лица – граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, получающие доход; имеющие в собственности налогооблагаемое имущество; принимающие наследство и др.; в) налоговые агенты – источники выплаты доходов: лица, на которые законодательством возложена обязанность исчисления и удержания налогов с других лиц и уплаты их в бюджеты или государственные внебюджетные фонды.
    • Третьи лица – физические лица, юридические лица, другие субъекты, которые либо располагают информацией о налогоплательщике, необходимой для исчисления налогов, либо от действий которых зависит надлежащее исполнение обязанностей и реализация прав налогоплательщиков и уполномоченных органов.

Субъектами налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 Налогового кодекса Российской Федерации являются:

    1. организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;
    2. организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налоговыми агентами;
    3. Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения (налоговые органы);
    4. Федеральная таможенная служба и ее подразделения;
    5. государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);
    6. Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, автономной области, автономных округов, районов, городов (финансовые органы), иные уполномоченные органы -- при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных Кодексом;
    7. органы государственных внебюджетных фондов;
    8. органы внутренних дел.

 

Налогоплательщиками и  плательщиками сборов признаются организации  и физические лица, на которых в  соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.

ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ  СУБЪЕКТОВ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

Как уже было сказано раньше, Российским законодательством предусмотрены два основных способа защиты прав и законных интересов субъектов налоговых правоотношений. Это административный и судебный. Они применяются при защите прав не только налогоплательщиков юридических и физических лиц, но и государства.

Сущность административного  порядка защиты прав и законных интересов налогоплательщиков состоит в том, что вся процедура разрешения споров происходит исключительно в налоговых органах без вынесения дела

в суд. Содержание административного порядка защиты прав и законных интересов для разных субъектов налоговых правоотношений различное. Так, для налогоплательщиков административный порядок защиты их нарушенных прав заключается в возможности обращения с жалобой в вышестоящие налоговые (финансовые) органы. Для налоговой службы - защита интересов государства состоит в бесспорном списании со счетов налогоплательщиков подлежащих уплате в бюджет денежных средств.

При всей своей оперативности  и относительной простоте административный способ не обеспечивает полной защиты прав налогоплательщика, поскольку органы исполнительной власти значительно ограничены в возможностях налогового нормотворчества и потенциально стремятся эти ограничения преодолеть, иногда в ущерб законности. Поэтому, как правило, рассмотрение споров налогоплательщиков и налоговых органов в вышестоящих налоговых инстанциях является лишь первой стадией разрешения конфликта, за которым следует судебное разбирательство.

Широкая сфера применения административного  порядка обусловлена необходимостью оперативных действий в сфере  налогов. Ведь налоги — категория  государственная. Налоговая же политика является важнейшей составной частью бюджетно-финансовой политики Российского государства, призванной обеспечить полную и своевременную аккумуляцию налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Поэтому прерогативой государственной налоговой службы является бесспорное взыскание налогов с организаций и предприятий. С граждан же взыскание осуществляется только в судебном порядке.

В случае оспаривания  законности действий налоговых органов  по бесспорному списанию денежных средств  в бюджет законодательство предусматривает  возможность налогоплательщика защищать свои права в административном порядке. Жалобы юридических лиц и граждан на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций подаются в те государственные налоговые инспекции, которым они непосредственно подчинены. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются в течение не более одного месяца со дня поступления жалобы. Решения по жалобам могут быть обжалованы в течение одного месяца в вышестоящие государственные налоговые инспекции. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого действия должностных лиц налоговых инспекций. Закон обязывает руководителей налоговых органов всех степеней обеспечить строгий учет всех поступающих жалоб и заявлений, лично рассматривать жалобы и принимать меры к устранению нарушений и недостатков.

Принятые в последние  годы законодательные акты, регулирующие налоговые правоотношения и порядок  защиты прав налогоплательщиков, позволили  значительно продвинуться по пути демократизации взаимоотношений государства, хозяйствующих  субъектов и граждан как налогоплательщиков к созданию равных условий защиты нарушенных прав как государства, так и налогоплательщиков.

Указания общего прядка о возможности  обращения за судебной защитой содержатся в ст. 46 Конституции Российской Федерации, более конкретные — в нормативных актах, регулирующих права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков. К ним относятся Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

С принятием нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (14.06.2002 г.) произошли существенные изменения в порядке защиты нарушенных прав субъектов налоговых правоотношений. Так, раньше ст. 2 АПК РФ 1992 г. закрепляла перечень налогоплательщиков и государственных органов, которые были вправе обращаться за защитой своих нарушенных или оспариваемых законных прав и интересов в арбитражный суд. К ним относились: а) предприятия, учреждения, организации (включая колхозы), являющиеся юридическими лицами; б) граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

В соответствии же со ст. 28 нового АПК РФ в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, арбитражному суду теперь подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, а также граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

В связи с этим могут  произойти существенные изменения  в порядке защиты прав субъектов  налоговых правоотношений и в  частности прав граждан.

Закон обязывает руководителей  налоговых органов всех степеней обеспечить строгий учет всех поступающих жалоб и заявлений, лично рассматривать жалобы и принимать меры к устранению нарушений и недостатков. Решение по жалобе должно приниматься руководителем вышестоящей налоговой инспекции в месячный срок со дня поступления жалобы, и может быть обжаловано в следующих инстанциях вплоть до ГНС (Государственная налоговая служба) России. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого действия должностных лиц налоговых инспекций. При этом, как отмечалось ранее, административный порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков не исключает возможности их обращения в суд для разрешения спора.

Информация о работе Налоговые правоотношения