Налоговые правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Наша цель в работе – это разобраться в понятиях «налоговые правоотношения», «субъекты налоговых правоотношений» и «защита прав субъектов налоговых правоотношений», а также в способах их защиты.

Содержание работы

Введение 3 стр.

Налоговые правоотношения 4 стр.

Субъекты налоговых правоотношений 5 стр.

Защита прав и интересов субъектов
налоговых правоотношений 7 стр.

Заключение 15 стр.
Список используемой литературы 17 стр.

Файлы: 1 файл

налоговое курсовая.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Среди способов защиты прав и законных интересов налогоплательщиков основным является судебный. Это во многом обусловлено и тем, что согласно ст.118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации обеспечивается только судом. Поэтому налогоплательщик может обратиться в суд не прибегая к административной процедуре разрешения споров: согласно ст.13 и 16 ГК РФ ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. При этом убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу, подлежат возмещению из бюджетов соответствующих уровней. Налоговые споры могут рассматриваться судами, разрешающими любые категории дел. Однако, поскольку эти споры весьма специфичны, в судах целесообразно было бы создавать специальные подразделения.

Содержание судебного  порядка защиты для всех субъектов  налоговых правоотношений одинаково. Оно заключается в праве налоговых органов, а также налогоплательщиков обращаться за защитой своих законных интересов в судебные органы. Указания общего порядка о возможности обращения за судебной защитой содержаться в ст.46 Конституции Российской Федерации, а более конкретные - в нормативных актах, регулирующих права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков.

При несогласии граждан  с принятым решением действия должностных  лиц налоговой службы могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с Законом РФ" Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 23.04.93 г.

Подведомственность вышеуказанной  категории гражданских дел определяется в соответствии с ГПК Российской Федерации и АПК Российской Федерации. В соответствии с АПК РФ (ст.28) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, к которым, в частности, относятся споры:

    • о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;
    • о возврате денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке, с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта;
    • о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы граждан и организаций, - и другие.

 

К спорам по актам, подведомственным арбитражному суду, не относятся акты документальных проверок государственных налоговых инспекций по установлению задолженности бюджетам. Связано это с тем, что акт проверки не является правоустанавливающим и распорядительным документом, он не порождает правовые последствия и подписывается, как правило, не руководителем налоговой службы, а инспектором. В соответствии с законодательством оспаривание такого акта арбитражному суду не подведомственно: его можно обжаловать в административном порядке в вышестоящую налоговую службу. В соответствии с действующим законодательством в арбитражном порядке оспариваются лишь " акты государственных органов, не соответствующие законодательству и нарушающие охраняемые законом права и интересы предприятий, учреждений и организаций...". К таким актам может быть в данном случае отнесено инкассовое поручение о списании с расчетного счета юридического лица в безакцептном порядке недоимки по налогам за подписью начальника или заместителя начальника налоговой инспекции (если таковое будет предъявлено до разрешения спора по существу в административном порядке).

Арбитражный суд рассматривает также иски налогоплательщиков к органам налоговой полиции, поскольку последние выполняют как функции правоохранительных органов, так и функции государственных налоговых инспекций. Арбитражный суд рассматривает следующие виды исков налогоплательщиков:

      • о признании недействительным утвержденного в установленном порядке акта проверки органа налоговой полиции, нарушающего законные права и интересы налогоплательщиков;
      • иск о возврате  списанных сумм;
      • иск о признании недействительным постановления органов налоговой полиции о наложении административного ареста на имущество.

По общему правилу  через судебные органы общей компетенции  осуществляется взыскание недоимок по налогам с граждан. Взыскание  недоимок по платежам с физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия дохода - на имущество этих лиц. Однако до подачи в суд заявления о взыскании недоимок налоговыми органами в соответствии с Положением "О взыскании не внесенных с срок налоговых и неналоговых платежей" должен быть наложен арест на имущество недоимщика, который состоит в производстве описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им. Об описи имущества составляется акт в трех экземплярах. Один - для налогового органа, второй вручается недоимщику и третий направляется в суд. Акт подписывается должностным лицом налогового органа, недоимщиком либо совершеннолетним членом его семьи и двумя понятыми, которые обязаны присутствовать при описи имущества. Одновременно с наложением ареста на имущество недоимщика последнему вручается предупреждение о передаче дела в суд, если недоимка в течение десяти дней с момента наложения ареста на имущество не будет погашена.

Заявление о взыскании  недоимки с граждан оформляется  и подается налоговым органам  в соответствии со ст.122 ГПК РФ в районный суд по месту жительства недоимщика либо по месту нахождения его имущества. Эти дела рассматриваются в порядке производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений.

Суд, установив, что требование о взыскании недоимок является законным, выносит решение о ее взыскании с доходов недоимщика : заработной платы, пенсии, стипендии и т.п. В случае отсутствия у недоимщика заработка производится взыскание описанного имущества по исполнительному листу. Об изъятии имущества государственными налоговыми инспекциями составляется акт в двух экземплярах: один под расписку вручается недоимщику; другой - передается начальнику ГНИ или его заместителю для утверждения. Акт должен быть утвержден в течение трех дней с момента составления, после чего производится реализация изъятого у недоимщика имущества. Реализация осуществляется в порядке, установленном для реализации конфискованного, бесхозного имущества или имущества, перешедшего государству по правам наследования. На органы внутренних дел возложена обязанность по оказанию практической помощи работникам налоговых органов при производстве ими описи имущества и его изъятия в случаях оказания им противодействия.

Граждане, не имеющие  статуса предпринимателя, вправе предъявлять в суде самостоятельные или встречные иски к налоговым (финансовым) органам о возврате излишне внесенных сумм и о возмещении убытков.

Суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно  взысканные налоговыми органами, подлежат возврату, а убытки (в том числе упущенная выгода), причиненные налогоплательщику незаконными действиями государственных налоговых инспекций и их должностными лицами, возмещаются в установленном законом порядке. Излишне внесенные суммы налоговых платежей могут быть следствием не только неправомерных действий должностных лиц налоговых органов, но и изменениями источников дохода, новелл в законодательстве и рядом других причин. По желанию налогоплательщика причитающиеся к возврату суммы могут быть зачтены в счет последующих удержаний налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенность налоговых  правоотношений состоит в тесном переплетении в них публичного и  частного интересов, реализации их как  управленческой функции государства, высокой доле экономико-финансовых параметров, зависимости их от состояния всей финансово-экономической системы государства и ее места в мировом хозяйстве.

Подробно были рассмотрены  участники налоговых правоотношений, специфика их деятельности в Российской Федерации, а также выявлено и  определено материальное содержание налоговых правоотношений, однако представляется, что исследование его характерных черт (признаков) и выработка интегрированного определения рассматриваемого понятия представляется невозможным без рассмотрения несущих конструкций налогового правоотношения, коими выступают центральные налогово-правовых категории: налог и налогообложение. Ведь будучи комплексными экономико-правовыми явлениями, они и составляют фактическое содержательное ядро налогового правоотношения. Причем налог является объектом, из-за которого стороны вступают в правоотношение налогово-правового характера, а налогообложение может быть охарактеризовано как экономический процесс и одновременно - экономическая функция государства, реализация которой и осуществляется в ходе налогового правоотношения.

Налоговое правоотношение можно определить как урегулированное  нормами законодательства о налогах  и сборах имущественно-организационное  публичное властное общественное отношение, складывающееся в сфере налогообложения  между субъектами, наделенными налоговой правосубъектностью, обязательным участником которого является публично-правовое образование.

Большинство исследователей, признающих налоговое право подотраслью  финансового права, естественно, согласны с точкой зрения о том, что налоговое правоотношение представляет собой один из видов финансового правоотношения. Сторонники отраслевой самостоятельности налогового права (в том или ином виде), как правило, придерживаются других позиций. Но единого непротиворечивого определения исследуемого понятия финансово-правовой наукой так и не выработано. Нет единства и по вопросу о качественных характеристиках (признаках) налогового правоотношения.

В сфере налогового правоотношения много спорных и неизученных  вопросов, вызванных возросшей значимостью  этих отношений, их публично-правовым характером, взаимодействием экономического и правового аспекта данных отношений, взаимосвязью налоговых отношений с иными видами правовых отношений. Теоретическое исследование этих проблем призвано разрешить существующие коллизии и развить институт налогового правоотношения.

Целью данной курсовой работы было разобраться в понятиях «налоговые правоотношения», «субъекты налоговых правоотношений» и «защита прав субъектов налоговых правоотношений». А также в способах их защиты.

Цель работы выполнена. Понятия раскрыты. Способы защиты законных прав и интересов субъектов  налоговых правоотношений изучены.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

      1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. – М. Эксмо. 2009. – 832 с.
      2. Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации, частям 1 и 2/ под ред. Ю.Ф. Кваши. – 2-е изд. – М.: Издательство «Юрайт-Издат», 2009. – 1328 с.
      3. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо. 2009. – 256 с.
      4. Налоговое право России: Учеб. пособие / А.В. Демин; Федер. агентство по образованию; Краснояр. гос. ун-т; Юрид. ин-т. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. – 329 с.
      5. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Н23 д. ю. н., проф. Ю.А. Крохина. – 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2004. – 720 с.

Информация о работе Налоговые правоотношения