Налоговые правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 13:57, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей контрольной работы является изучение правоотношений, возникающих при налогообложении, а также изучение субъектов налогообложения. Поэтому в ходе исследования я буду выполнять такие задачи:
– обозначить понятие налоговые правоотношения;
– исследовать основу правового регулирования данных правоотношений;
– исследовать вопросы, связанные с субъектами налоговых правоотношений;
– охарактеризовать налоговых представителей и налоговых агентов;

Содержание работы

Введение.
1. Понятие налоговых правоотношений.
2. Содержание налоговых правоотношений.
Заключение.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по налоговому.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

- право производить выемку документов, а также предметов при проведении налоговых проверок. Налоговые органы имеют право истребовать от банков и других кредитных организаций документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных документов, связанных с перечислением сумм налоговых платежей.

право проводить встречную  проверку. Она заключается в истребовании документов у иных лиц, в отношении  которых не проводится проверка, но с которыми связан проверяющийся  налоговыми органами налогоплательщик.

- право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений и для иных действий, необходимых для проведения налогового контроля.

право создавать налоговые  посты в порядке, установленном  Налоговым Кодексом РФ. На сегодняшний  день речь идет об акцизных налоговых постах, которые функционируют круглосуточно и которые позволяют отследить произведенную продукцию, в данном случае алкогольную, и таким образом проконтролировать уплату акцизов с этой произведенной продукции.

- Права налоговых органов в сфере применения мер государственного принуждения и привлечения к ответственности. В данном случае налоговые органы имеют право привлекать к ответственности лиц, совершивших налоговые правонарушения, а также выполнять ряд действий, которые являются ничем иным, как мерами государственного принуждения. Речь идет, например, об аресте имущества либо приостановке операций по счету. Но надо иметь в виду, что полномочия по взысканию налоговых штрафов возложены на суд, а не налоговые органы, то есть налоговые органы привлекают к ответственности, однако взыскание наложенных налоговых санкций, а именно, штрафов кодекс закрепляет за судом, а не за налоговым органом.

- Права налоговых органов в сфере судебной защиты государственных интересов. Речь идет об исках, которые налоговые органы имеют право предъявлять в соответствующие суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Следует помнить, что только государственные органы имеют право предъявлять такие иски, основания которых прямо предусмотрены в законе. Никаких иных исков от них суд принимать просто не будет. Поэтому чрезвычайно важно, какие же основания закреплены в соответствующих законах и актах в этом вопросе.

Статья 32 Налогового Кодекса  РФ раскрывает основные обязанности  налоговых органов.

1. Соблюдать налоговое  законодательство.

2. Осуществлять контроль  за соблюдением налогового законодательства. Налоговые органы осуществляют  контроль за уплатой налогов,  контроль за соблюдением налогового  законодательства, за исполнением  налогоплательщиками своей обязанности  по уплате налогов. И то, что налоговый орган имеет право бесспорного списания сумм недоимок и пени, на самом деле природу налоговых органов не меняет. Налоговые органы – это контрольные органы. Этим они отличаются от таможенных органов, потому что таможенные платежи зачисляются на счет таможенного органа и таможенный орган в этом плане выступает как орган, который взыскивает таможенные платежи. Налоговые органы никакого такого счета не имеют, налоги зачисляются прямо в бюджет, а сотрудники налоговых органов только контролируют своевременность их уплаты.

3. Учет налогоплательщиков. На сегодняшний день, помимо налогового  учета, параллельно существует  учет, по крайней мере, в социальных  и внебюджетных фондах, что влечет  проблемы, связанные с ответственностью  за нарушение порядка постановки на учет.

4. Налоговые органы  обязаны проводить разъяснительную  работу по применению налогового  законодательства, бесплатно информировать  налогоплательщиков и давать  письменные разъяснения о применении  норм налогового законодательства. У налогоплательщиков есть аналогичные права.

5. Налоговые органы  обязаны осуществлять возврат  или зачет излишне взысканных  или излишне уплаченных сумм  налогов, сборов и пеней.

6. Налоговые органы  обязаны соблюдать налоговую  тайну.

7. Налоговые органы  обязаны направлять налогоплательщикам копии актов налоговых проверок, копии решений налоговых органов.  
Это очень важно. Если эта обязанность не выполнена, то это сразу снимает вопрос об ответственности налогоплательщика.

8. Поскольку налоговый  орган не относится к системе правоохранительных органов, а несет именно контрольные функции, в обязанность включается передача информации, материалов и документов в соответствующие органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела не позднее, чем в 10-дневный срок после получения такой информации.

Что же касается прав и  обязанностей налогоплательщиков то ситуация кардинально иная: прав намного меньше чем обязанностей.

Определение круга обязанностей налогоплательщика имеет большое  значение, так как применение ответственности к налогоплательщику обусловлено именно нарушением какой-либо из обязанностей, установленных законодательством. С другой стороны, защита своих прав налогоплательщиком основывается в первую очередь на доказательстве факта отсутствия у него той или иной обязанности либо факта выполнения данной обязанности надлежащим образом.

Согласно ст. 23 ч. 1 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны: 7

– уплачивать законно установленные налоги;

– встать на учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

– вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;

– представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для

 

7Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ /  http://www.consultant.ru/popular/nalog1/2_4.html

исчисления и уплаты налогов;

– выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

– предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

– «в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги»; 8

– нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Что же касается прав, то на основании ст. 21 Налогового кодекса РФ (часть первая) налогоплательщики имеют право:

– получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

– получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;– использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

– получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

– на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

8Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В.А. Скрипниченко, перераб. и доп. – СПб.: Питер: М.: Издательский дом БИНФА, 2010. – 464 с.

– представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

– присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

– получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;

– требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

– обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

– требовать соблюдения налоговой тайны;

– требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Налогоплательщики имеют  также иные права, установленные  настоящим Кодексом и другими  актами законодательства о налогах  и сборах.

Как видно из перечня  прав налогоплательщиков некоторые  из них вытекают из обязанностей налоговых  органов и, следовательно, своих  «собственных», независимых  - прав у налогоплательщиков намного меньше, чем обязанностей по сравнению с налоговыми органами.

Логичным выводом, из всего выше перечисленного, является констатация факта, а именно: прав у налоговых органов намного  больше, чем обязанностей. «Объясняется это тем, что налогообложение, как таковое, находится в исключительном ведении РФ, ее субъектов, а также местного самоуправления и, по сути, является монополией». 9

 

 

9Теоретические основы  налогообложения Учебное пособие  Хантаева Н.Л. 2006. стр115

                                                               Заключение.

Анализ налогообложения, как такового, позволяет сделать ряд выводов:

1.Правовой статус субъектов в данной сфере не равны и подчиняются методу императивного воздействия одних субъектов РФ (уполномоченные органы и должностные лица), ее субъекты (их уполномоченные органы) и ОМС (их должностные лица)) на других субъектов (физических лица и их представителей, юридических лица (в т.ч. налоговых резидентов), налоговых агентов и налоговых представителей).

2. Уплата налога –  это обязанность налогоплательщика,  при этом у него сохраняется  возможность снижения или ликвидации налогового бремени посредством использования льгот.

3. Налогообложение и  совокупность правоотношений, с  ним связанных, возникают не на основе политико–правовой связи субъектов налогообложения (гражданство), а на основе из финансового взаимодействия.

4. Субъекты налогового  права несут ответственность  за совершение преступлений и / или правонарушений в сфере налогообложения.

5. Защита нарушенных  прав осуществляется посредством  обращения заинтересованных субъектов  в административном порядке (налогоплательщики) в вышестоящие налоговые органы; и в суд (налогоплательщики и налоговые органы).

6. Многократное налогообложение  одного и того же субъекта  по одному и тому же основанию  не допускается.

7. Налогообложение является  монополией управомоченных субъектов (налоговые органы) и поэтому влияние на этот процесс неуправомоченных на то субъектов (налогоплательщики) отсутствует.

Так же выводом служит факт внесения изменений в НК РФ в декабре 2010 года, который свидетельствует  о приоритетности регулирования данной сферы законодательства по сравнению с остальными отраслями права. Обоснованием данного вывода служит факт формирования бюджета преимущественно из налоговых поступлений.

Основным же вывода данной работы является констатация факта  недостаточной информированности населения страны о системе налогообложения, наличия льгот, расходования бюджетом средств налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

Законодательные материалы:

Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ / [http://www.consultant.ru/popular/nalog1/2_1.html] дата обращения 15.04.12;

Федеральный закон РФ «О налоговых  органах Российской Федерации» от 21.03.1991 №943-1 ( в ред от 18.07.2005 № 90 ФЗ)  [http://docs.kodeks.ru/document/9000022]

Постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 28.02.2001. №5 // Вестник ВАС РФ. -2001. -№7.

 

Учебная и научная литература:

Финансовое право Российской Федерации: Учебник для вузов. / Под ред. М. В. Карасевой. -М.: НОРМА, 2008. -С. 122 – 126;

Порядок установления налогов и  сборов Российской Федерации : Дис. ... канд. юрид. наук : Лукьянов В.В. Саратов, 2006 190 с.;

Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В.А. Скрипниченко, перераб. и  доп. – СПб.: Питер: М.: Издательский дом БИНФА, 2010. – 464 с

Теоретические основы налогообложения  Учебное пособие Хантаева Н.Л. 2006. – 115 с.


Информация о работе Налоговые правоотношения