Налоговые споры и пути их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является анализ самого явления «налоговый спор», а так же изучение методов разрешения налоговых конфликтов.
Задачами будут являться изучение понятия «налогового спора», его разновидности, возможные пути решения, такие как «административный» и «судебный» порядки.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Понятие налогового спора. Классификация налоговых споров …………....4
2. Административный порядок разрешения налогового спора………………..8
3. Судебный порядок разрешения налогового спора………………………….19
Заключение.............................................................................................................35
Список литературы................

Файлы: 1 файл

новое курсовое.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

      быстрое рассмотрение жалобы;

      отсутствие необходимости уплаты пошлины;

      обжалование даже с отрицательным для налогопла­тельщика результатом позволяет ему уяснить точку зрения налогового органа, и при обращении в суд налогоплательщик получает возможность более тща­тельно подготовиться к защите своей позиции.

 

 

 

 

 

3. Судебный порядок разрешения налогового спора

 

 

При определении подведомственности налогового спора арбитражному суду необходимо обращать внимание не только на субъектный состав, но и на характер спора. Дела по экономическим спорам  и дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности по общему правилу подведомственны арбитражному суду.[19]

Согласно ст. 27, 29 АПК РФ, ст. 105,138,142 Налогового кодекса споры между организациями, индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами подлежат рассмотрению в арбитражных су­дах в рамках рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Судебный спор между организацией, индивидуальным предпринимателем и налоговым органом возникает в арбитражном суде после обращения одной из вышеназванных сто­рон в арбитражный суд с заявлением.[20]

При определении подведомственности налогового спора арбитражному суду необходимо обращать внимание не только на субъектный состав, но и на характер спора. Дело в том, что по общему правилу

арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам  и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Не следует так же забывать о том, что в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК РФ. В этой статье среди прочих названы дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям организаций об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.

 

Судебные споры, возникающие по инициативе организаций, индивидуальных предпринимателей, сводятся в основной своей массе к обжалованию актов налоговых органов, действий, бездействия долж­ностных лиц налогового органа.

На основании положений ст. 27, 29 АПК РФ, ст. 105, 138, 142 Налогового кодекса споры между организациями, индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами, возникающие из отно­шений по осуществлению налоговыми органами мероприятий нало­гового контроля, подлежат рассмотрению в арбитражных судах.

 

Требования организаций и индивидуальных предпринимателей о признании недействительными актов налоговых органов, действий, бездействия должностных лиц налоговых органов предъявляются и подлежат рассмотрению арбитражным судом в порядке, установлен­ном главой 24 АПК РФ  "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий, бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должност­ных лиц".

К требованиям о признании недействительными актов налогового органа могут быть отнесены требования о признании недействитель­ными решений налоговых органов о привлечении к налоговой ответ­ственности, о признании недействительными писем налоговых орга­нов, которыми организациям, индивидуальным предпринимателям дан отказ в осуществлении налоговым органом требуемых организация­ми, индивидуальными предпринимателями действий, о признании не подлежащими исполнению инкассовых распоряжений налоговых органов и т.д. При этом к актам, которые могут быть обжалованы в судебном по­рядке, не относятся составляемые налоговыми органами по результа­там проведения налоговых проверок акты, а также протоколы об административном правонарушении, поскольку они не являются актами, нарушающими права организаций и индивидуальных предпринима­телей.[21]

 

Согласно ст. 4, 197 АПК РФ производство по делам об оспари­вании ненормативных правовых актов налоговых органов, действий, бездействия должностных лиц налоговых органов возбуждается на основании заявления заинтересованного лица (организации, инди­видуального предпринимателя).

Организации и индивидуальные пред­приниматели имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлени­ем о признании недействительными ненормативных правовых актов налоговых органов, незаконными действий, бездействия должност­ных лиц налоговых органов, если полагают, что оспариваемые ненор­мативный правовой акт, действия, бездействие должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономи­ческой деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.[22]

Статьей 198 АПК РФ установлен трехмесячный срок давности, в течение которого организация, индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

На основании положений ст. 35 АПК РФ заявление подается по месту нахождения налогового органа, акт, действия, бездействие долж­ностного лица которого обжалуются.

Статьей 199 АПК РФ установлены требования к форме и содержа­нию заявления о признании ненормативного правового акта налого­вого органа недействительным, действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов незаконными.

Статья 130 АПК РФ содержит перечень оснований, по которым заявление может быть возвращено.

Если заявление подано с соблюдением требований, предусмотренных АПК РФ, су­дья выносит определение о принятии данного заявления к производ­ству, в котором указывается место и время рассмотрения данного дела.[23]

 

За подачей заявления следует судебное разбирательство. Данная стадия арбитражного процесса является основной, поскольку в ней рассматриваются и разрешаются споры по существу. Вышеуказанная стадия арбитражного процесса завершается приня­тием судебного акта по делу.

Согласно ст. 49 АПК РФ лицо, обращающееся в арбитражный суд с иском, имеет право до принятия решения арбитражным судом изменить основание или предмет иска, увеличить или умень­шить размер требований либо отказаться от требований. Данные требования оформляются в виде ходатайств, которые могут быть за­явлены до при­нятия решения арбитражным судом.

В случае отказа организации или индивидуального предпринимате­ля от заявленных требований и принятия арбитражным судом данного отказа суд принимает определение о прекращении производства по делу на основании п. 4 ст. 150 АПК РФ. Не допускается повторное обращение организации или индивидуально­го предпринимателя в арбитражный суд с заявлением о том же предмете по тем же основаниям с привлечением к участию в деле тех же лиц.[24]

На основании п. 2 ст. 49 АПК РФ ответчик вправе признать требования полностью или частично.

Налоговый орган вправе обратиться в ар­битражный суд со встречным требованием, заявленным на основании положений ст. 132 АПК РФ, для совместного рассмотрения с первона­чальным требованием, заявленным организацией, индивидуальным предпринимателем в рамках поданного заявления.

Согласно п. 1 ст. 152 АПК РФ разбирательство дела происходит в заседании арбитражного суда.

По общему правилу, дела об оспаривании актов налоговых орга­нов, действий, бездействия должностных лиц налоговых органов рассматриваются судьей единолично.

Судебное разбирательство по данным делам производится по общим правилам, установленным главой 19 АПК РФ, с учетом особенностей, определенных ст. 200 АПК РФ для данной категории дел.

В соответствии со ст. 154 АПК РФ дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции и решение принято в месячный срок со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству.

Порядок в судебном заседании регламентирован ст. 154 АПК РФ.

 

Судебные споры между организациями, индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами по инициативе налоговых органов могут возникнуть только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Применительно к спорам, вытекающим из правоотношений по осуществлению налоговыми органами мероприятий налогового контро­ля, такие споры могут возникнуть только в случаях, прямо предусмот­ренных Налоговым кодексом.

Основной перечень исков, с которыми налоговые органы вправе обращать­ся в суд, установлен в подпункте 16 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса.

Пунктом 3 ст. 46 Налогового кодекса предусмотрено право нало­говых органов на обращение в арбитражный суд с требованиями о взыскании с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога, сборов, пени в случае, если решение о взыскании принимается после истечения срока, уста­новленного для исполнения обязанности по уплате налога и позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате на­лога, сборов, пени.

Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса налоговые органы также вправе обратиться в арбитражный суд с требованиями о взыскании налога, сбора, пени за счет имущества налогоплательщика - физи­ческого лица, зарегистрированного в качестве индивидуального пред­принимателя, или налогового агента — физического лица, зарегист­рированного в качестве индивидуального предпринимателя.

Одновременно п. 11 ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах Россий­ской Федерации" налоговым органам предоставлено право предъяв­лять в арбитражные суды иски:

      о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании регистрации организации недействительной в случае нарушения установленного порядка создания организации или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;

      о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;

      о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

 

Кроме того, налоговые органы вправе обращаться в арбитражный суд за взысканием административного штрафа. Порядок обращения налоговых органов в арбитражный суд с соответствующими заявле­ниями о привлечении к административной ответственности органи­заций и индивидуальных предпринимателей, а также порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности установлен в разделе 1 "Рассмотрение дел о привлечении к админист­ративной ответственности" главы 25 "Рассмотрение дел об админист­ративных правонарушениях" АПК РФ.

 

Обращение налогового органа в арбитражный суд с соответствую­щими требованиями производится согласно с АПК РФ в рамках двух порядков:[25]

 

1)                 Общий порядок (в рамках искового производства).

              Нало­говые органы обращаются в арбитражные суды со следующими требованиями:

 

      о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

      о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Россий­ской Федерации, о признании регистрации организации недействи­тельной в случае нарушения установленного порядка создания орга­низации или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;

      о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;

      о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

 

2)     Порядок рассмотрения дел о взыскании обязательных пла­тежей и санкций (в рамках производства по делам, возникаю­щим из административных и иных публичных правоотноше­ний).

 

Налоговые органы обращаются в арбитражные суды со следующими требованиями:

      о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

      о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответству­ющим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числя­щейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соот­ветствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответ­ствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (това­риществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочер­них) обществ (предприятий), а также за организациями, являющими­ся в соответствии с гражданским законодательством Российской Фе­дерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реа­лизуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участ­вующих) обществ (товариществ, предприятий);

      о взыскании с налогоплательщика, плательщика сбора или на­логового агента причитающейся к уплате суммы налога, сборов, пени в случае, если решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога и позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сборов, пени;

Информация о работе Налоговые споры и пути их разрешения