Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:50, контрольная работа
В качестве одной из насущных проблем, стоящих в настоящее время перед российской юридической наукой является проблема перераспределения государственно-властных полномочий между различными уровнями государственной власти и органами местного самоуправления.
Особенно важное значение данная проблема имеет применительно к сфере финансовых отношений, которые, в свою очередь, теснейшим образом связанны с налоговыми полномочиями. С точки зрения науки финансового и налогового права принцип федерализма следует рассматривать в свете разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления по установлению и введению налогов и сборов и осуществления контроля за их уплатой.
Введение 3
Глава 1. Налоговый федерализм как основа взаимоотношений бюджетов разных уровней 5
Глава 2. Признаки налогового федерализма 7
Заключение 10
Список используемой литературы 12
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Налоговый федерализм как основа взаимоотношений бюджетов разных уровней 5
Глава 2. Признаки налогового федерализма 7
Заключение 10
Список используемой литературы 12
В качестве одной из насущных проблем, стоящих в настоящее время перед российской юридической наукой является проблема перераспределения государственно-властных полномочий между различными уровнями государственной власти и органами местного самоуправления.
Особенно важное значение данная проблема имеет применительно к сфере финансовых отношений, которые, в свою очередь, теснейшим образом связанны с налоговыми полномочиями. С точки зрения науки финансового и налогового права принцип федерализма следует рассматривать в свете разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления по установлению и введению налогов и сборов и осуществления контроля за их уплатой.
Одним из важнейших принципов
федерализма является «субсидиарность»,
суть которого состоит в распределении
функций между уровнями власти таким
образом, что в ведении верхних
эшелонов власти включаются только те
функции (и полномочия), которые они
могут выполнить лучше, чем нижние
эшелоны. Используя терминологию системного
подхода (для обеспечения
Актуальность темы обусловлена тем, что налоговый федерализм рассматривает проблемы разграничения налоговых полномочий между органами власти различных уровней в условиях федеративной формы государственного устройства. Налоговый федерализм можно рассматривать как самостоятельный элемент или направление налоговой политики, являющегося в то же время неотъемлемым элементом налогово-бюджетного федерализма.
Бюджетно-налоговый федерализм
– это форма обеспечения
Цель работы – дать характеристику понятию «налоговый федерализм», рассмотреть его признаки.
Контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Налоговый федерализм – законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.
Федерализм предполагает
существование эффективной
Самостоятельность власти (и
муниципальной, и региональной, и
федеральной) предполагает не только право
соответствующих органов
Таким образом, можно сделать вывод о том, что федеративная модель российского государства, закрепленная в Конституции Российской Федерации, с точки зрения нормативно урегулированных налоговых полномочий субъектов РФ и органов местного самоуправления носит во многом унитаристский характер, т.е. характер отношений между федеральным центром, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления можно определить как явно выраженную финансовую и фискальную централизацию государственно-властных отношений, что, как представляется, обусловлено стремлением решить проблему неоправданного на определенном этапе исторического развития расширения субъектами Федерации своих полномочий наиболее легким путём – посредством всеобъемлющего ограничения (а не детального разграничения) таких полномочий. Это позволяет федеральному законодателю при отсутствии должного судебного контроля в определенной степени злоупотреблять своими полномочиями во взаимоотношениях с субъектами Федерации и органами местного самоуправления.
При этом «для создания дееспособной
федеративной системы недостаточно
пропорционально «раздать»
В связи с этим можно
отметить, что федерализму в целом
и налоговому федерализму в частности
в идеальном варианте должны быть
присущи властно-договорные отношения.
Это означает, что, наряду с федеральными
интересами, должны учитываться и
интересы субъектов Федерации, а
все основные противоречия должны разрешаться
посредством договорного
Во-первых, налоговый федерализм
представляет собой относительно устойчивую
и согласованную систему
Как правило, основные направления
государственной политики в области
налоговых отношений, которые могут
содержаться в актах
Во-вторых, налоговый федерализм представляет собой властно-договорную организацию отношений, возникающих между различными уровнями государственной власти и органами местного самоуправления.
Это означает, что принцип
федерализма, с одной стороны, предполагает
наличие государственно-
В-третьих, налоговый федерализм
предполагает взаимную ответственность
между всеми участниками
Этот признак тесно связан с принципом властно-договорных отношений в федеративном государстве и предусматривает использование различных способов легального принуждения участников налоговых отношений к выполнению своих обязанностей в этой сфере.
Определенное доминирование федерального центра в условиях ассиметричного развития составляющих его частей является объективно обусловленным, т.к. это позволяет проводить «политику сдерживания» посредство различных законных методов и механизмов и не допускать злоупотреблений со стороны региональных властей своими полномочиями в налогово-бюджетной сфере.
Однако это не означает, что федеральный центр не несет ответственности за невыполнение или ненадлежащее осуществление возложенных на него обязанностей.
Возможность государственного
принуждения федеральных
С другой стороны, в условиях
высоко организованной федерации роль
договорных отношений существенно
повышается, т.к. растет уровень осознания
всеми участниками этого
В-четвертых, важнейшим признаком
налогового федерализма является такое
разграничение налогово-
Тесно связан с этим признаком принцип экономического равенства граждан, проживающих на территории федерации, независимо от места жительства и уровня социально-экономического развития региона.
Однако следует учитывать тот факт, что принцип экономического равенства в большей степени предполагает установление единых минимально социальных стандартов в субъектах Федерации, независимо от уровня их социально-экономического развития.
Таким образом, выделение указанных признаков позволяет сделать вывод о том, что под налоговым федерализмом было бы правильно понимать единую систему мер, направленных на справедливое распределение налоговых полномочий между различными уровнями государственной власти и местным самоуправлением, и достижение баланса интересов бюджетов различных уровней власти, а также соблюдение прав и свобод человека и гражданина в условиях федеративного устройства России.
При этом налоговый федерализм
предполагает такое разграничение
налоговых полномочий, которое, с
одной стороны, обеспечивало бы бюджеты
различных уровней источниками
финансирования, позволяющими указанным
органам выполнять
Классификация налогов по
принадлежности к уровням управления
и власти в связи с федеративным
устройством Российской Федерации
подразумевает введение понятия
налогового федерализма — законодательное
установление равноправных отношений
между федеральным центром и
субъектами Федерации при формировании
доходов бюджетов всех уровней, достигаемое
за счет оптимального сочетания их
налогового потенциала, выполняемых
финансово-хозяйственных, социальных
функций и имеющихся
Налоговый федерализм —
это разграничение и
Основная цель налогового
федерализма состоит в
В основу налогового федерализма положены следующие принципы:
Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.
Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровне.
Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.
Регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.
Существуют несколько подходов к решению проблемы налогового федерализма:
Кумулятивный — соединение
в одной ставке налога ставок каждого
уровня власти. Региональные и местные
органы власти вправе взимать в дополнение
к общефедеральным налогам
Информация о работе Налоговый федерализм как основа взаимоотношений бюджетов разных уровней