Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:28, курсовая работа
В данное время в Российской Федерации основным органом занимающимся непосредственно налоговым контролем является Министерство по налогам и сборам. Согласно статье 3 Федерального закона «О налоговых органах Российской Федерации» Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов сборов.
Введение
§ 1. Понятие налогового контроля
§ 2. Элементы налогового контроля
§ 3. Контрольно налоговые правоотношения
Заключение
Срок проведения камеральной
налоговой проверки ограничен тремя
месяцами со дня представления налоговой
декларации и документов, служащих
основанием для исчисления и уплаты
налога. При проведении контроля налоговый
орган вправе истребовать у
С 1 января 2007 года круг документов,
которые может истребовать
В ходе камеральной проверки
о выявленных ошибках сообщают налогоплательщику
с требованием представить
2. Выездная налоговая проверка.
Форма налоговой проверки, осуществляемая
уполномоченными должностными
Данный вид проверки, производимый
в отношении одного налогоплательщика,
может осуществляться по одному или
нескольким налогам. Нельзя проводить
две и более проверки по одним
и тем же налогам за один и тот
же период. Выездная налоговая проверка
охватывает период, не превышающий
трех календарных лет, предшествующих
году, в котором вынесено решение
о ее проведении. Установлена продолжительность
проверки не более двух месяцев. Законодательством
предусмотрена повторная
1) вышестоящим налоговым
органом – в порядке контроля
деятельности ранее
2) тем же налоговым органом
на основании решения его
В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.
1. Предварительный контроль
предшествует совершению
2. Одной из основных
форм налогового контроля, применяемой
в работе налоговыми органами,
является текущий контроль. Текущий
контроль называют иначе
3. Последующий контроль
является неотъемлемой частью
налогового контроля. Он сводится
к проверке финансово-
Задачи налогового контроля
В задачи налогового контроля входит:
1. Наказание нарушителей налогового законодательства.
2. Обеспечение правильного внесения налогов в бюджет.
3. Предупреждение нарушителей налогового законодательства.
4. Возмещение ущерба, причиненного государству налогоплательщиками в результате неисполнения своих обязательств.
Для выполнения задач, возложенных на налоговые инспекции, они наделены широкими полномочиями, которые можно разделить на четыре группы:
1. Полномочия, обеспечивающие необходимые условия для осуществления контроля, т.е. право производить у налогоплательщиков проверки документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, право получать необходимые пояснения при проверках, право получать документы, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика, и копии с них, право обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан, используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения т.д..
2. Полномочия по пресечению нарушений в налоговом законодательстве, т.е. право требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение, право приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.
3. Полномочия по применению восстановительных мер, выражающихся во взыскании недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговым законодательством;
4. Полномочия по применению мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
§ 2. Элементы налогового контроля
Субъекты налогового контроля
Государство, как обязательный
субъект налоговых
Налоговый кодекс в числе
участников налоговых отношений
упоминает различные
Однако только налоговым
и таможенным органам предоставляются
полномочия по осуществлению контрольной
деятельности в сфере налогообложения,
которые и являются в настоящее
время субъектами налогового контроля.
Должностные лица таможенных органов
и органов государственных
Основным субъектом налогового контроля являются налоговые органы, которые имеют всеобъемлющие контрольные полномочия в сфере налогообложения на территории Российской Федерации. Важное значение для характеристики субъектов налогового контроля имеет организация их деятельности и предоставленные им властные полномочия.
Налоговые органы Российской
Федерации – это организованная
государством единая система контрольных
органов за соблюдением правильности
исчисления, полноты и своевременности
уплаты в соответствующий бюджет
или внебюджетный фонд налогов и
других обязательных платежей, а также
за соблюдением
Единая централизованная
система налоговых органов
1. Федеральный орган
2. Территориальные органы МНС РФ:
- межрегиональные инспекции МНС РФ;
- управления МНС РФ по субъектам РФ;
- инспекции МНС РФ межрайонного уровня;
- инспекции МНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления (ИМНС);
3. Подведомственные организации.
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и осуществляют свои функции посредством реализации своих полномочий, прав и обязанностей.
Права и обязанности налоговых органов РФ регламентируются статьями 30-33 НК РФ, законом «О налоговых органах Российской Федерации», Положением «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» (ППРФ от 16.10.2000 № 783).
Таможенные органы Российской Федерации вправе осуществлять налоговый контроль полноты и своевременности уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Кроме того, к контрольным мероприятиям привлекаются органы налоговых расследований, которые по запросу налоговых органов участвуют в проведении налоговых проверок, обеспечивая безопасность должностных лиц налоговых органов, проводящих указанные проверки, и оказывают оперативное содействие в получении информации, необходимой для проведения проверок.
Формы налогового контроля
Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов.
Целями деятельности налоговых органов являются:
1. Выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений.
2. Предупреждение их совершения в будущем.
3. Обеспечения неотвратимости наступления налоговой ответственности.
Для достижения указанных целей налоговые и иные контролирующие органы используют следующие основные формы (способы) налогового контроля, которые установлены налоговым кодексом Российской Федерации :
1. Налоговая проверка –
это основная форма налогового
контроля, представляющая собой
комплекс процессуальных
2. Получение объяснений
налогоплательщиков, налоговых агентов
и плательщиков сборов – право
налоговых органов на вызов
налогоплательщиков (налоговых агентов
и плательщиков сборов) для дачи
пояснений закреплено в пп. 4 п.
1 ст. 31 НК РФ. Вызов осуществляется
на основании письменного
3. Истребование документов
от налогоплательщика или
Во время проведения любого
вида налоговой проверки сотрудники
налогового орана нередко сталкиваются
с необходимостью получения документальных
подтверждений тех или иных операций,
совершаемых
4. Выемка (изъятие) документов
В случаях, когда для проведения
контрольных мероприятий
5. Осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли)
Должностное лицо налогового
органа, выполняющее выездную налоговую
проверку, в целях выяснения
4. Другие формы .
Методы налогового контроля
Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур применяемых сотрудниками контролирующих органов при осуществлении налогового контроля образует методы налогового контроля.
Классификацию методов налогового контроля можно представить в виде следующей схемы :
Методы налогового контроля
Документальные Фактические
-юридическая оценка
- формальная (арифметическая и логическая) проверка документов.
- встречная проверка документов
организации-контрагента и др.
- получение объяснений.
- осмотр помещений.
- инвентаризация.
- привлечение специалистов.