Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:28, курсовая работа
В данное время в Российской Федерации основным органом занимающимся непосредственно налоговым контролем является Министерство по налогам и сборам. Согласно статье 3 Федерального закона «О налоговых органах Российской Федерации» Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов сборов.
Введение
§ 1. Понятие налогового контроля
§ 2. Элементы налогового контроля
§ 3. Контрольно налоговые правоотношения
Заключение
Основным же методом налогового контроля является документальная проверка налогоплательщиков.
Документальная проверка
юридических лиц осуществляется
в соответствии с годовыми планами
работы инспекции и квартальными
графиками проверок, составляемых по
каждому участку работы. В них
включают в первую очередь предприятия,
имеющие прибыль в значительных
размерах или допускающие грубые
нарушения в ведении
Документальная проверка может длиться, как правило, не более 30 дней. Этот срок может быть увеличен в исключительных случаях с разрешения руководителя Государственной налоговой инспекции или его заместителя.
Налоговые органы при проверке первичных документов и учетных регистров применяют сплошной или выборочный метод.
Сплошной метод
Выборочный метод – это метод, при котором проверяют часть первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. В тех случаях, когда выборочной проверкой будут установлены серьезные нарушения налогового законодательства или его злоупотребления, то проверка на данном участке деятельности предприятия проводиться сплошным методом с обязательным изъятием документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (доходов) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан.
Деятельность налоговых и других уполномоченных органов вводится в соответствии с Налоговым кодексом в рамках правовой процессуальной формы. Осуществление налогового контроля на практике происходит в рамках контрольно-процессуальной деятельности соответствующих органов, которые используют конкретные правовые формы и методы налогового контроля. Закрепление форм и методов осуществления контрольной деятельности на должном законодательном уровне имеет важное значение для регулирования отношений между органами и налогоплательщиками .
§ 3. Контрольные налоговые правоотношения
Субъекты контрольных налоговых правоотношений
Как и любое другое правоотношение,
контрольное налоговое
1) Субъект.
2) Содержание.
3) Объект.
Рассмотрим первый элемент
контрольных налоговых
Субъектов контрольного налогового правоотношения можно разделить на две основные группы:
1. Контролирующие субъекты,
т.е. налоговые и другие
Таможенные органы пользуются
правами и несут обязанности
по взиманию налогов и сборов при
перемещении товаров через
2. Контролируемые субъекты,
т.е. субъекты, подверженные контролю.
Защищающие в ходе контрольных
налоговых правоотношений свои
частные интересы. Контролируемыми
субъектами являются
Поскольку контрольные налоговые правоотношения затрагивают интересы контролируемых субъектов, являющихся не только организациями, но и физическими лицами, осуществление налогового контроля приобретает особую социальную значимость.
Согласно ст. 19 Налогового
кодекса РФ «Налогоплательщиками и
плательщиками сборов признаются организации
и физические лица, на которых в
соответствии с Налоговым кодексом
возложена обязанность
Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.
Взаимозависимыми лицами
для целей налогообложения
Налоговыми агентами признаются
лица, на которых в соответствии
с Налоговым Кодексом возложены
обязанности по исчислению, удержанию
у налогоплательщика и
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом.
Объекты налоговых правоотношений
В соответствии с ГК РФ (ст. 128) к объектам гражданских прав относятся вещи (недвижимое и движимое имущество), включая и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе и исключительные права на них, интеллектуальная собственность; нематериальные блага. Под объектом права понимается то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений.
Наличие объекта налогообложения является фактическим обстоятельством (основанием) взимания налога, так как он позволяет владельцу получить определенный доход, прибыль и т. п.
В понятие “объект
На основе этого можно сказать, что объектом налогообложения становится результат каких-либо действий — юридических фактов, например, передача имущества (мена, дарение) порождают такие объекты как налог с оборота, таможенная пошлина, пошлина при принятии наследства и т.п.
В соответствии с действующим
законодательством объекты
Материальные объекты — это часть объектов материального мира, имеющая стоимость и являющаяся предметом права собственности. К материальным объектам налогообложения относятся: обработанная земля (земельные участки), здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, квартиры, доходы в денежной форме, промышленные и продовольственные товары, украшения из драгоценных камней и благородных металлов (платина, золото и др.), мебель, автомобили и другие объекты.
Материальные объекты характеризуются экономическим содержанием и правовой формой. С точки зрения рыночных отношений, материальные объекты представляют собой товар, имеющий определенную стоимость в денежной форме. Такая характеристика материального объекта является следствием его создания в процессе производства.
На этапе производства и реализации продукции материальные объекты не являются предметами налогообложения. Объектами налогообложения они становятся тогда, когда им придадут правовую форму.
Правовая форма — это
законодательное закрепление
В зависимости от назначения
материального объекта
В зависимости от страны происхождения (т. е. где они были произведены) материальные объекты могут облагаться или не облагаться таможенными пошлинами.
Прибыль (или доходы) получают юридические и физические лица от предпринимательской или иной законной деятельности. Сюда в первую очередь следует отнести: производство и реализацию продукции, оказание гражданам услуг различного характера, в том числе, например, изготовление и распространение рекламы, сдача в аренду имущества и т. д.
Наряду с материальными существуют нематериальные объекты, которые также подлежат налогообложению.
Нематериальные объекты — это объекты, используемые в течение долгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход.
Согласно законодательству, в том числе и налоговому, к нематериальным объектам относятся: право пользования земельными участками и природными ресурсами, патенты, авторские права (а также аналогичные им), программные продукты, монопольные права и привилегии (в том числе и лицензии на определенные виды деятельности), организационные расходы, включая плату за государственную (регистрацию предприятия) брокерские места, торговые марки, товарные знаки и т.п.
На основе перечня нематериальных объектов легко установить их отличие от материальных объектов налогообложения. Основная их характеристика — это предоставление права на какой-либо материальный объект, в результате которого субъект может использовать его в своих интересах для получения прибыли (дохода). Это обстоятельство и делает его объектом Налогообложения.
Следовательно, нематериальные
объекты налогообложения
Право авторства является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно. Собственник изобретения (патентообладатель) имеет право уступить имеющийся у него патент любому физическому или юридическому лицу. Это оформляется договором об уступке патента, который регистрируется в Патентном ведомстве. При заключении договора о передаче права на патент и прав, вытекающих из патента, взимается патентная пошлина.
Патентная пошлина — это эквивалент стоимости передаваемых прав. Она является базой для определения договорной цены на передаваемые права. Расчетная цена должна учитывать издержки на оформление заявки на изобретение, гонорар патентного поверенного и расчетные поправки (в частности, технические и инфляционные поправки) и, самое главное, коммерческую ценность изобретения которая в условиях рыночных отношений определяется на основе закона спроса и предложения.
Содержание контрольных налоговых правоотношений
Содержание контрольного
налогового правоотношения всегда определяется
комплексом прав и обязанностей субъектов
данного правоотношения. При этом
в контрольном налоговом
Контролирующие субъекты. Контролирующими субъектами являются налоговые и таможенные органы.
К числу основных обязанностей налоговых органов относятся:
1) Соблюдать законодательство о налогах и сборах.
2) Осуществлять контроль
за соблюдением
3) Вести в установленном
порядке учет
4) Проводить разъяснительную
работу по применению
5) Осуществлять возврат
или зачет излишне уплаченных
или излишне взысканных сумм
налогов, пеней и штрафов в
порядке, предусмотренном
6) Соблюдать налоговую тайну.
7) Направлять налогоплательщику и иному обязанному лицу копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также требование об уплате налога и сбора .