Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 10:46, курсовая работа
Налоговый контроль
Введение.....................................................................................................3
1 Сущность налогового контроля....................………………………....5
Понятие, содержание, цели и задачи налогового контроля…………5
Виды, формы и методы налогового контроля…….………………...12
2 Организация налогового контроля………..………………………..15
Цели и механизм проведения налоговых проверок………………...15
Порядок оформления результатов проверок…………..…………....25
Заключение…………………………………………………………..31
Список используемой литературы……………………..33
Приложения………………………………………………………...…35
-выборочный – предусматривает
проверки части специально
10) В зависимости от формы проведения контрольных мероприятий можно выделить:
-административное
-проведения различных видов проверок.
11) По периодичности
проведения налогового
Первоначальными контрольные мероприятия признаются проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.
Выделение видов налогового
контроля позволяет проводить детальный
анализ контрольных мероприятий
и на основе предложенной классификации,
планировать контрольную
1.2. Формы и методы налогового контроля
Характеризуя теоретические основы построения налогового контроля, нельзя обойти вниманием определение его форм и методов.
Формы налогового контроля
– это регламентированные нормами
законодательства о налогах и
сборах принципиальные способы организации,
осуществления и
Согласно ст. 82 НК РФ формами налогового контроля, осуществляемыми должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции, являются:
1) налоговые проверки (камеральные и выездные);
2) получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
3) проверка данных учета и отчетности;
4) осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
5) другие формы, предусмотренные НК РФ
Каждая форма наполняется конкретным содержанием в зависимости от применяемых способов организации налогового контроля, поэтому между формами и методами всегда присутствует значительная взаимосвязь.
Методы налогового контроля – это методические приемы изучения объекта контроля и способы практического осуществления форм налогового контроля, применяемые субъектами контроля.
Можно выделить две группы методических приемов изучения объекта контроля: общенаучные (анализ, синтез, аналогия, моделирование и др.) и эмпирические (контрольные замеры и закупки, опросы, сбор информации, экспертиза, инвентаризация и др.)
С позиций практических способов осуществления контроля выделяют четыре группы методов: документальные, фактические, расчетно-аналитические и информативные.
1. Методы документального контроля ориентированы на изучение правильности, полноты и достоверности документального сопровождения хозяйственного процесса и налогового производства, осуществляемого налогоплательщиком (налоговым агентом). К таковым следует отнести методы:
3. Расчетно-аналитические методы контроля ориентированы на изучение объекта контроля посредством реализации налоговым органом общенаучных методических приемов, в результате применения которых делается предположение о соответствии (несоответствии) фактических показателей хозяйственной деятельности налогоплательщика декларируемым показателям. Это методы:
По времени осуществления выделяют использование трех методов:
2. Организация налогового контроля
2.1. Цели и механизм проведения налоговых проверок
При всем многообразии налогового контроля основной из них являются налоговые проверки. Налоговое законодательство установило два вида проверок, проводимых налоговыми органами: камеральные и выездные. Оба вида налоговой проверки имеют одну цель – контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов. Вместе с тем в методах и формах их проведения имеются существенные различия.
Камеральные налоговые проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций, расчетов и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Выездные налоговые проверки проводятся на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, то она может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Камеральная и выездная налоговые проверки различаются между собой не только местом проведения, но и порядком проведения, сроками, применяемыми процедурами и оформлением результатов проверок. Сравнительный анализ таких проверок представлен в Приложении А.
Особенности проведения камеральной проверки
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налоговых органов в соответствии с их должностными обязанностями и не требует какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Она может быть проведена в течение трех месяцев со дня представления конкретным налогоплательщиком, налоговым агентом или плательщиком сборов налоговой декларации или расчета.
В настоящее время Кодексом существенно ограничены права налоговых органов по истребованию документов у налогоплательщиков при проведении камеральной налоговой проверки. Налоговый орган вправе затребовать у налогоплательщика дополнительные документы только в случаях:
1) выявление ошибок в налоговой декларации (расчете);
2) обнаружения противоречий
3) выявления несоответствия
При выявлении таких случаев
налоговый орган направляет налогоплательщику
сообщение с требованием
Кроме того, для налоговых органов Кодексом установлен прямой запрет на истребование у налогоплательщика в рамках проведения камеральной налоговой проверки дополнительных сведений и документов, за исключением трех случаев:
1) если налогоплательщик
2) если налогоплательщик при подаче декларации заявляет право на возмещение НДС, а также если он применяет налоговые вычеты по НДС, налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие такое право;
3) если проверяемое лицо
Итак, камеральные проверки проводятся по итогам представления налоговых деклараций (расчетов). Все поступающие от налогоплательщиков декларации и бухгалтерская отчетность регистрируются в программном комплексе налоговых органов. По истечении 10 рабочих дней после установленного законодательством срока их представления налоговый орган начинает сверку списка налогоплательщиков, обязанных представить в этот срок соответствующую отчетность, и налогоплательщиков, не представивших ее вообще.
По налогоплательщикам, вообще не представившим отчетность в течение 10 дней по истечении установленного Кодексом срока, принимается решение о приостановлении операций по счетам в банке. Данное решение направляется в банк, а его копия – налогоплательщику. Если в последующем налогоплательщик представит налоговую декларацию, тогда налоговый орган своим решением отменяет приостановление операций по счетам налогоплательщика не позднее одного операционного дня, следующего за датой представления этой декларации.
В отношении налогоплательщиков, которые, несмотря на принятые налоговым органом меры, так и не представляют налоговые декларации, осуществляются дополнительные мероприятия: проводится анализ информации, полученной из внешних источников; исследуется отчетность за предыдущие периоды; запрашиваются у банков выписки по операциям на счетах налогоплательщика. По результатам этой аналитической работы определяется круг налогоплательщиков, в деятельности которых предполагаются нарушения налогового законодательства. По таким налогоплательщикам составляется заключение о целесообразности включения их в план проведения выездных налоговых проверок.
Что касается поступивших
налоговых деклараций, то они могут
быть подвергнуты камеральной
Основными этапами камеральной налоговой проверки являются:
Акт камеральной налоговой проверки, составляемый только в случае установления факта совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, соответствует по форме и содержанию акту выездной проверки.
Особенности проведения выездной налоговой проверки
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения налогового органа по местонахождению организации или по месту жительства физического лица (за исключением решения о проверке крупнейших налогоплательщиков, которое выносится налоговым органом, осуществившим постановку данного налогоплательщика на учет).
Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения: