Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Налоговый контроль

Содержание работы

Введение.....................................................................................................3
1 Сущность налогового контроля....................………………………....5
Понятие, содержание, цели и задачи налогового контроля…………5
Виды, формы и методы налогового контроля…….………………...12
2 Организация налогового контроля………..………………………..15
Цели и механизм проведения налоговых проверок………………...15
Порядок оформления результатов проверок…………..…………....25
Заключение…………………………………………………………..31
Список используемой литературы……………………..33
Приложения………………………………………………………...…35

Файлы: 1 файл

kursovaya_nalogovy_kontrol.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

-выборочный – предусматривает  проверки части специально отобранных  документов, выборочный налоговый  контроль может перерастать в сплошной в случае обнаружения нарушений.

10) В зависимости от  формы проведения контрольных  мероприятий можно выделить:

-административное обслуживание, которое проявляется в постановке  на учет физических и юридических  лиц, проведению актов сверки с налогоплательщиками, подготовке налоговых разъяснений, получении объяснений от налогоплательщиков и т.д.

-проведения различных  видов проверок.

11) По периодичности  проведения налогового контроля  различаются первоначальный и  повторный. 

Первоначальными контрольные мероприятия признаются проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

Выделение видов налогового контроля позволяет проводить детальный  анализ контрольных мероприятий  и на основе предложенной классификации, планировать контрольную деятельность, акцентируя внимание на тех или иных видах контроля, являющихся наиболее целесообразным в определенный момент развития налоговой системы государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Формы и методы налогового контроля

Характеризуя теоретические  основы построения налогового контроля, нельзя обойти вниманием определение его форм и методов.

Формы налогового контроля – это регламентированные нормами  законодательства о налогах  и  сборах принципиальные способы организации, осуществления и формализованного закрепления результатов мероприятий налогового контроля.

Согласно ст. 82 НК РФ формами  налогового контроля, осуществляемыми  должностными лицами налоговых органов  в пределах своей компетенции, являются:

1) налоговые проверки (камеральные и выездные);

2) получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

3) проверка данных учета и отчетности;

4) осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

5) другие формы, предусмотренные НК РФ

Каждая форма наполняется  конкретным содержанием  в зависимости от применяемых способов организации налогового контроля, поэтому между формами и методами всегда присутствует значительная взаимосвязь.

Методы налогового контроля – это методические приемы изучения объекта контроля и способы практического осуществления форм налогового контроля, применяемые субъектами контроля.

Можно выделить две группы методических приемов изучения объекта  контроля: общенаучные (анализ, синтез, аналогия, моделирование и др.) и  эмпирические (контрольные замеры и  закупки, опросы, сбор информации, экспертиза, инвентаризация и др.)

С позиций практических способов осуществления контроля выделяют четыре группы методов: документальные, фактические, расчетно-аналитические и информативные.

1. Методы документального контроля ориентированы на изучение правильности, полноты и достоверности документального сопровождения хозяйственного процесса и налогового производства, осуществляемого налогоплательщиком (налоговым агентом). К таковым следует отнести методы:

  • сплошной и выборочной проверки документов;
  • формальной, счетной (арифметической) и логической проверки документов;
  • определения достоверности и подлинности документов;
  • правовой проверки документов и др.
    1. Методы фактического контроля ориентированы на изучение объекта контроля посредством реализации налоговым органом эмпирических методических приемов, в результате применения которых делается обоснованный вывод о реальном соответствии (несоответствии) фактических показателей хозяйственной деятельности налогоплательщика декларируемых показателям. К ним относятся методы:
  • инвентаризации имущества налогоплательщика;
  • контрольной закупки продукции;
  • контрольного запуска оборудования, запуска сырья в производство и замера выхода годного;
  • привлечения специалиста и (или) эксперта, проведения экспертизы;
  • лабораторного анализа состава продукции, ее качества и др.

3. Расчетно-аналитические методы контроля ориентированы на изучение объекта контроля посредством реализации налоговым органом общенаучных методических приемов, в результате применения которых делается предположение о соответствии (несоответствии) фактических показателей хозяйственной деятельности налогоплательщика декларируемым показателям. Это методы:

  • экономического и технико-экономического анализа;
  • внутреннего и внешнего сравнительного анализа;
  • расчета контрольных соотношений;
  • анализа соответствия цены товаров (работ и услуг) рыночным ценам;
  • анализа производительности оборудования.
    1. Информативные методы контроля ориентированы на изучение объекта контроля посредством получения налоговым органом различной информации о хозяйственной деятельности налогоплательщика. К ним относятся методы:
  • получения информации и объяснений от самого налогоплательщика;
  • получения информации из внутренних информационных источников (государственных реестров, материалов предшествующих камеральных и выездных проверок, данных налоговой отчетности, сведений о контрольно-кассовой техники и т.п.);
  • получения информации из внешних информационных источников (банков, правоохранительных органов, Федеральной таможенной службы, Министерства природных ресурсов, Пенсионного фонда, других органов и иных лиц).

По времени осуществления  выделяют использование трех методов:

  1. предварительного налогового контроля (учет и регистрация налогоплательщиков и объектов налогообложения);
  2. текущего налогового контроля (общий контроль за сдачей налоговых деклараций, своевременностью и полнотой уплаты налогов);
  3. последующего налогового контроля (проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов на предмет правильности и полноты исчисления налогов, проверки банков).

 

 

 

 

 

 

2. Организация налогового  контроля

2.1. Цели и механизм проведения налоговых проверок

При всем многообразии налогового контроля основной из них являются налоговые проверки. Налоговое законодательство установило два вида проверок, проводимых налоговыми органами: камеральные и выездные. Оба вида налоговой проверки имеют одну цель – контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов. Вместе с тем в методах и формах их проведения имеются существенные различия.

Камеральные налоговые  проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых  деклараций, расчетов и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездные налоговые  проверки проводятся на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, то она может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Камеральная и выездная налоговые  проверки различаются между собой  не только местом проведения, но и порядком проведения, сроками, применяемыми процедурами и оформлением результатов проверок. Сравнительный анализ таких проверок представлен в Приложении А.

Особенности проведения камеральной  проверки

Камеральная проверка проводится уполномоченными  должностными лицами налоговых органов в соответствии  с их должностными обязанностями и не требует какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Она может быть проведена в течение трех месяцев со дня представления конкретным налогоплательщиком, налоговым агентом или плательщиком сборов налоговой декларации или расчета.

В настоящее время Кодексом существенно  ограничены права налоговых органов  по истребованию документов у налогоплательщиков при проведении камеральной налоговой проверки. Налоговый орган вправе затребовать у налогоплательщика дополнительные документы только в случаях:

1) выявление ошибок в налоговой  декларации (расчете);

2) обнаружения противоречий между  сведениями, содержащимися в представительных  документах;

3) выявления несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

При выявлении таких случаев  налоговый орган направляет налогоплательщику  сообщение с требованием представить  в течение пяти дней: необходимые пояснения или внести в декларацию (расчет) соответствующие исправления. В ответ на данное сообщение налогоплательщик, представляющий эти пояснения или вносящий соответствующие исправления, вправе (но не обязан) дополнительно представить выписки из регистров учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию (расчет).

Кроме того, для налоговых органов  Кодексом установлен прямой запрет на истребование у налогоплательщика  в рамках проведения камеральной налоговой проверки дополнительных сведений и документов, за исключением трех случаев:

1) если налогоплательщик использует  налоговые льготы, налоговый орган  вправе истребовать документы,  подтверждающие право на них;

2) если налогоплательщик при  подаче декларации заявляет право на возмещение НДС, а также если он применяет налоговые вычеты по НДС, налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие такое право;

3) если проверяемое лицо является  плательщиком налогов и сборов, связанных с использованием природных ресурсов, то налоговые органы вправе истребовать документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов и сборов.

Итак, камеральные проверки проводятся по итогам представления налоговых  деклараций (расчетов). Все поступающие от налогоплательщиков декларации и бухгалтерская отчетность регистрируются в программном комплексе налоговых органов. По истечении 10 рабочих дней после установленного законодательством срока их представления налоговый орган начинает сверку списка налогоплательщиков, обязанных представить в этот срок соответствующую отчетность, и налогоплательщиков, не представивших ее вообще.

По налогоплательщикам, вообще не представившим отчетность в течение 10 дней по истечении установленного Кодексом срока, принимается решение о приостановлении операций по счетам в банке. Данное решение направляется в банк, а его копия – налогоплательщику. Если в последующем налогоплательщик представит налоговую декларацию, тогда налоговый орган своим решением отменяет приостановление операций по счетам налогоплательщика не позднее одного операционного дня, следующего за датой представления этой декларации.

В отношении налогоплательщиков, которые, несмотря на принятые налоговым  органом меры, так и не представляют налоговые декларации, осуществляются дополнительные мероприятия: проводится анализ информации, полученной из внешних источников; исследуется отчетность за предыдущие периоды; запрашиваются у банков выписки по операциям на счетах налогоплательщика. По результатам этой аналитической работы определяется круг налогоплательщиков, в деятельности которых предполагаются нарушения налогового законодательства. По таким налогоплательщикам составляется заключение о целесообразности включения их в план проведения выездных налоговых проверок.

Что касается поступивших  налоговых деклараций, то они могут  быть подвергнуты камеральной проверке. При отборе налогоплательщиков для  проведения такой проверки предпочтение отдается проверке налоговых деклараций налогоплательщиков с наибольшими  суммами предполагаемых доначислений.

Основными этапами камеральной  налоговой проверки являются:

  1. проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности;
  2. визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности;
  3. проверка своевременности представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности;
  4. арифметический контроль данных налоговых отчетности;
  5. проверка обоснованности применения налоговых ставок, льгот;
  6. проверка правильности исчисления налоговой базы.

Акт камеральной налоговой проверки, составляемый только в случае установления факта совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, соответствует по форме и содержанию акту выездной проверки.

Особенности проведения выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения налогового органа по местонахождению организации  или по месту жительства физического  лица (за исключением решения о  проверке крупнейших налогоплательщиков, которое выносится налоговым органом, осуществившим постановку данного налогоплательщика на учет).

Решение о проведении выездной налоговой  проверки должно содержать следующие  сведения:

  • полное и сокращенное наименования (либо фамилию, имя, отчество) налогоплательщика;
  • предмет проверки, т.е. указание конкретных налогов, правильность отчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Информация о работе Налоговый контроль